Публикация в международном еженедельнике — Зеркало недели

НАПОЛОВИНУ БОЛЬШЕ БЮДЖЕТ — НАПОЛОВИНУ МЕНЬШЕ НАЛОГИ

На первый взгляд, это даже звучит невероятно. Но прочитав эту статью до конца, любой, повторяю — любой гражданин Украины (да и не только Украины), имеющий хотя бы среднее образование, согласится с таким утверждением. И это не случайно. Бюджет, налоги, пенсии и рабочие места — все связано воедино.

Решение проблемы наполняемости бюджета тесно увязывается с изменениями и дополнениями к налоговому законодательству. Так, на рассмотрение Верховной Рады внесена поправка в виде проекта закона о дополнениях и изменениях к Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость». Суть ее сводится к техническому разделению банковских расчетных счетов, принадлежащих субъектам предпринимательской деятельности, на основной и специальный счет НДС. Это довольно простое техническое действие позволяет найти решение для сложных задач, которые ставит перед собой каждый здравомыслящий человек и общество в целом.

Итак, взаиморасчеты между разными хозяйствующими субъектами предлагается производить через основной и параллельно по НДС — через специальный счет НДС. Иными словами, появляется возможность систематизировать и планировать финансовые потоки.

Со специального счета НДС могут уплачиваться как НДС, так и другие налоги, сборы, обязательные платежи, что в свою очередь положительно повлияет на дисциплину платежей как в государственный, так и в местные бюджеты. В том случае, когда на специальном счете НДС средств для расчетов будет недостаточно, он может в необходимом объеме пополняться с основного счета. Причем об изъятии части денежных средств из оборота и так называемом «замораживании» их на специальных счетах НДС могут говорить только те, кто не имеет опыта легальной работы через расчетные счета коммерческих банков. Они, наверное, просто не подозревают, что «налоговый пресс» в структуре выручки от реализации продукции или услуг (у плательщиков НДС) составляет не 20%, а далеко за 50%, так что «морозить» на специальном счете будет нечего — его придется постоянно пополнять. И если даже оплачивать со специального счета только НДС (обороты на внутреннем рынке), то этот счет будет периодически обнуляться.

Более предметно движение денежных средств по специальному счету НДС можно понаблюдать с учетом текущих неналоговых платежей внутри отчетного периода. Из них более 95% включают в себя платежи по НДС (сырье, товары, материалы, услуги, энергоносители, связь, транспорт и т.д.), который будет оплачиваться со специального счета НДС, и текущие прямые налоговые платежи (НДС в бюджет, налог на прибыль, подоходный налог, налог на землю, коммунальный, отчисления в Пенсионный фонд, акциз и т.д. и т.д. и т.д.), которые, как мы уже сказали, тоже оплачиваются со специального счета НДС.

То есть на этом счете будет происходить постоянное движение денежных средств. А раз есть движение, о каком «замораживании» может идти речь?

Что же произойдет с финансовыми результатами за отчетный период работы субъекта предпринимательской деятельности, если он не зарезервирует и не оплатит в плановом порядке всю вышеперечисленную лавину налоговых платежей? Вместо прибыли — сплошные убытки от финансовых санкций, пени и штрафов за несвоевременные налоговые платежи, т.к. судя по статистике, денег на налоги у большинства плательщиков всегда не хватает, а «отдуваться» за них и наполнять бюджет приходится другим, которые и налоги платят вовремя, и работают за десятерых. Но обеспечить больше налоговых отчислений эти другие уже не могут — всю прибыль «выдавил» налоговый пресс, который уже добрался до себестоимости продукции и услуг и именно из них черпает финансовые ресурсы. О каком развитии может идти речь? Предприятиям лишь бы выжить. А вот для этого необходимо, чтобы налоги платили все без исключения. И налоговый пресс сразу уменьшится, и распределится соответственно. Другого пути у нас нет.

Что же дает разделение счетов?

Во-первых, изменяется динамика наполнения бюджета, в который столь необходимых средств не надо будет ждать неопределенно продолжительное время. Деньги поступят в соответствии со сроками, установленными в законодательном порядке.

Во-вторых, внедрение системы специальных счетов НДС ликвидирует экономическую целесообразность существования так называемых обналичивающих центров, то есть фирм, которые переводят безналичные деньги в наличные с уклонением от уплаты НДС и любых других видов налогов. Объяснение этому самое простое: денежные средства со специального счета НДС физически невозможно получить в виде наличных.

То есть появляется системный запрет, который ни при каких обстоятельствах не позволит кому бы то ни было обойти налоговое законодательство: обналичить неуплаченные налоги, например суммы НДС, подлежащие к оплате в бюджет.

В стране практически ликвидируется преступно-криминальная индустрия обналичивания денег. Все это станет весомым аргументом для всех субъектов предпринимательской деятельности своевременно уплачивать налоги и системно выведет подавляющую часть капиталов из «теневого» оборота для целей налогообложения. Этот процесс должен привести к существенному увеличению поступлений в бюджет. Предварительные подсчеты показывают, что сумма увеличения может быть в пределах 18—20 млрд. гривен в год и более. Рост доходной части бюджета позволит почти наполовину ослабить налоговый пресс на хозяйствующие субъекты и даст возможность реинвестировать высвобождающиеся средства в производство с существенным увеличением количества реально оплачиваемых рабочих мест, что на сегодняшний день является первоочередной задачей и парламента, и правительства.

Внедрение специальных счетов НДС приведет к ликвидации таких понятий, как картотека по НДС и многим другим налоговым отчислениям, т.к. средства, зарезервированные на спецсчете, не могут быть использованы на другие цели, кроме как только по своему прямому назначению. А это означает только одно: налоги будут платить все без исключения, а уклониться от налогообложения не позволит сам системный подход, который окажет неоценимую помощь в решении такого наболевшего вопроса, как соблюдение налоговой дисциплины субъектами предпринимательской деятельности. Что, кстати говоря, освободит многие предприятия от всевозможных штрафов, пени и финансовых санкций.

Предлагаемые изменения и дополнения абсолютно не меняют существующих правил ведения бухгалтерского и налогового учета и не создают никаких дополнительных трудностей даже для рядового бухгалтера. Единственное новшество в том, что оплата налогов производится не с расчетного счета, а дополнительным платежным поручением со специального счета НДС, который пополняется для целей уплаты налогов необходимыми суммами денежных средств с расчетного счета. Объем же операций и проводок по бухгалтерскому и налоговому учету остается на прежнем уровне.

Согласно внесенному законопроекту, контроль за порядком осуществления операций на специальных счетах (чтобы все без исключения денежные средства со специального счета НДС перечислялись либо на такой же спецсчет НДС другого субъекта предпринимательской деятельности при расчетах между ними по НДС, либо в бюджет по возникшим налоговым обязательствам, и не в коем случае не могли бы быть перечислены на расчетные или иные счета для других целей) возлагается на учреждения банков, где эти счета открыты. В случае же нарушения этого порядка органы Государственной налоговой службы применяют к банкам-нарушителям финансовые санкции в размерах, достаточных для компенсации потерь бюджета. А если банк не допустит перечисления средств со специального счета НДС на расчетный счет (кроме случая ликвидации субъекта предпринимательской деятельности), то не будет никаких финансовых санкций. Вот и весь контроль!

Учитывая наличие высококвалифицированного персонала и оснащение банков современным оборудованием, компьютерными технологиями и специальным программным обеспечением (в которое, вероятно, потребуется внести соответствующие коррективы силами высококвалифицированных программистов, работающих в НБУ), увеличение количества банковских операций при внедрении такого порядка уплаты налогов не будет существенным. Тем более что банки, являясь субъектами предпринимательской деятельности, сами очень заинтересованы в увеличении объемов предоставляемых ими платных услуг.

Следует при этом отметить, что внедрение предложенного механизма разделения счетов в дополнительном бюджетном финансировании не нуждается, а операционные затраты банков с лихвой покрываются платой за предоставленные услуги (за проведение банковской операции по одному платежному поручению независимо от суммы платежа — примерно одна гривня), которые всегда оплачивались и оплачиваются субъектами предпринимательской деятельности по заключенным между ними и банками договорам.

Для субъекта предпринимательской деятельности, который по объему денежного оборота согласно действующему законодательству является плательщиком НДС, суммы дополнительных затрат за банковские услуги (от 15 — 20 гривен в месяц и выше, в зависимости от количества платежей и, соответственно, оборота) настолько малы в месячном обороте, что ни в коей мере не повлияют на финансовые результаты его деятельности (и тем более не станут причиной массовых банкротств). Субъекты же предпринимательской деятельности, которые не являются плательщикам НДС, вообще не несут никаких дополнительных затрат.

Не секрет, что изменение механизма уплаты налогов потребует определенной корректировки действующего законодательства. В этой связи соответствующие законопроекты уже направлены в комитеты Верховной Рады и Кабинет министров Украины. Будем надеяться, что они будут внимательно изучены и одобрены.

Есть ли противники у этих нововведений? Безусловно. Это лица, которые так или иначе связаны с теневыми структурами и «обналичивающими» конторами. Конечно, будут задействованы очень мощные силы для того, чтобы помешать внедрению вышеуказанных поправок и дополнений к действующему законодательству. Но есть уверенность, что сторонников этих доступных для понимания каждому гражданину и в то же время важнейших для экономики страны нововведений, особенно в сегодняшней сложной криминогенной обстановке, окажется значительно больше. Пришло время поставить надежный системный заслон разворовыванию как бюджетных денег, так и средств, принадлежащих акционерам и инвесторам различных предприятий. Можно рассчитывать, что наше предложение найдет самую активную поддержку среди народных депутатов, независимо от их партийной принадлежности, для которых небезразлична судьба Украины. И соответствующие законопроекты будут вынесены на рассмотрение сессии незамедлительно, в первоочередном порядке.