Теоретические концепции воображения, фантазии механизм лицо.

Теоретические концепции воображения

Создание адекватной теории воображения во многом зависит от выбора основных фактов, от рациональной организации экспериментальных исследований. Представители разных психологических школ сделали попытку ответить на вопрос о причине возникновения нового, о создании образов воображения.

Гипотеза узнавания творческих идейстроилась на том, что художник, композитор или ученый «узнают» свое будущее произведение.

Некоторые концепции строились на данных интуиции ученых, другие – на экспериментальных результатах. Наконец в проблематике воображения выработались два основных теоретических подхода:

Крайний идеалистический взгляд. Воображение представляет собой изначально спонтанную творческую силу.

Крайне механистический взгляд. Для него было характерно стремление вывести все черты его продуктов из образов восприятия, из данных, сохраняемых памятью.

Особе место в раскрытии природы воображения принадлежит психоанализу, который начался именно с изучения одной из форм фантазии – со сновидений. Зигмунд Фрейд проводил подробный анализ сновидений своих пациентов. Он показал, что все элементы сновидения, считавшиеся пациентами бессвязными, бессмысленными и нелепыми, находятся в тесной связи со всей внутренней жизнью человека и имеют глубинный психологический смысл. Сновидение имеет реальные источники двух видов: внешнюю реальность и внутреннюю психологическую жизнь. Фантазия, по Фрейду, проявляется не только в образах сновидений, но и в произведениях искусства. Она подчинена определенным законам, которыми руководствуется вообще вся бессознательная сфера: при формировании образов воображения работают механизмы сдвига и сгущения, используются символы, замещающие лица, органы тела и т.п. Эти механизмы, по Фрейду, проявляются во всех формах фантазии – в ненормальных желаниях, в бредовых идеях психопата, в мечтах и пр.

Ученик Фрейда Карл Юнгвводит в науку понятие «архетипа», которое он трактует как основу коллективного бессознательного, которое определяет жизненную и творческую деятельность личности (популяции). Архетипы передаются человеку по наследству. Они представляют собой «технические формы постижения» реальности, поэтому символы и образы фантазии человека обуславливаются этими архетипами. Юнг утверждал, что нечто новое в творчестве человека основано на уже известном человечеству, т.е. на архетипе. Фантазии он отводил чисто репродуктивную роль, считал, что для нее не характерно создание нового.

Серьезную попытку введения проблематики фантазии в более обширный психологический контекст внесла гештальтпсихология. Она выдвинула идею целостности саморегулирующейся системы, что привело ее авторов к вопросу о возможности появления ошибочных решений, вариантов, которые не связаны с полученными знаниями и уже выработанными навыками. Эта идея связывались ими с воображением и его особенностями.

Воображение в структуре психических процессов

Воображение, основываясь на образах восприятия, одновременно является его объективной опорой, особенно в том случае, когда воспринимается предмет или его изображение с неясными очертаниями. Углубление восприятия объекта с помощью воображения в свою очередь зависит от четкости поставленной познавательной задачи.

Между образами памяти и воображения также имеются различные внутренние взаимосвязи и сложные соотношения. Образы памяти– одна из существенных основ воображения. Чем богаче содержание памяти и чем более активно человек может оперировать ее образами, тем более всего это представляет благоприятную психологическую предпосылку развития воображения. Тесно связаны образы воображения и эмоциональной памяти. Вспоминание пережитого активизирует образы воссоздающего воображения; обилие и динамизм этих образов в свою очередь повышают эмоциональность человека.

Вниманиеявляется условием регулирования деятельности воображения и повышения его познавательного уровня.

Связь между воображением и мышлением имеет свои особенности. В них много сходного, но было бы ошибочным отождествлять эти психические процессы.

Первое различие касается задач, которые решают эти процессы. Основная задача воображения– преобразование прошлых впечатлений в новые.Задача мышления– познание истины. Мышление для решения своих задач используетмыслительные операции. Воображение имеет свой набор «техник» создания образов воображения, таких какгиперболизация, схематизацияи др. В воображении есть ограничения, связанные с объемом образов, которыми мы оперируем. С этой точки зрения возможности мышления (особенно словесно-логического) безграничны.

Однако эти два процесса в реальности находятся в неразрывном единстве. Их взаимосвязь проявляется в том, что в самом безудержном фантазировании неизбежно будут наличествовать элементы мыслительной деятельности, равно как и в самом строгом рассуждении неизбежны элементы фантазии.

Некоторые психологи считают, что если мышление «лишить» воображения, то оно будет творчески бесплодным.

Достаточно часто определенное умственное построение человека заранее планируется им как результат синтетической деятельности мышления и воображения. К их числу относятся гипотезы. Чтобы из гипотез получить истину надо избавиться от всего фантастического, но при этом нельзя забывать, началом создания гипотезы, как и всего научного поиска, является фантазия ученого. Поэтому можно сказать, что воображение, в определенном смысле, – начало мыслительной деятельности.

Рассматривая процесс создания образов воображения, исследователи говорят двух механизмах, лежащих в его основе. Один был определен как «механизм обесценивания», иногда его еще называют «аксиоматизацией» В процессе творческого воображения человек устраняет побочные подробности, выбрасывает балласт. О необходимости «исчезновения» некоторой части знания как важном условии творчества говорил Спирмен, отмечая, что путем изъятия неподходящих черт можно только увеличить выразительность художественного произведения.

Второй механизм воображения – гипераксиоматизация, представляет собой стабилизацию, выделение определенных качеств. Его можно объяснит, используя понятие доминанты, введенное А.А.Ухтомским, который отмечал, что в высшей психической жизни источником «предубеждения», «галлюцинаций», а также «руководящей идеи» ученого может служить инертность господствующего возбуждения (доминанта переживаемого компонента). Эта доминанта содействует сцеплению фактов в единый опыт. Мысль Ухтомского продолжил Н.Винер, создатель кибернетики. Он также отмечал, что механизм, ограничивающий обратные связи, выполняет определенную стабилизирующую в разных сферах, в том числе и в явлениях фантазии. Эта функция осуществляется механизмом гипераксиоматизации.

Обе эти закономерности воображения могут быть причинами как позитивных, так и негативных явлений при создании образов воображения.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку: