Ошибки «АСК НДС-2 — шного-страшного масштаба, самоучитель по аск ндс 2.

Ошибки «АСК НДС-2"-шного-страшного масштаба

Человеку свойственно ошибаться. Но если этот человек – налогоплательщик, а ошибка выявлена в ходе камеральной проверки, то её цена может быть весьма существенной.

Посмотрим, как можно разобраться с подобными проблемами сегодня, когда фискальные органы используют в своей работе программный комплекс АСК НДС-2. Этот продукт позволяет проверять в автоматическом режиме декларации, представляемые плательщиками НДС. Комплекс даёт возможность налоговому ведомству истребовать от плательщика пояснения с приложением перечня тех документов, которые тот должен представить для обоснования своих действий.

Требования направляются получателю автоматически. Для этого могут быть использованы телекоммуникационные каналы. Если такая возможность по объективным причинам отсутствует – требование может быть направлено в традиционной бумажной форме с использованием почты, иных средств доставки.
Как следует отвечать на автоматическое требование? Рекомендации установлены Письмом ФНС России от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752. Впрочем, налогоплательщик может оформлять свой ответ и в свободной форме.

Получая автоматическое требование, следует обратить внимание на коды возможных ошибок, которые находятся в приложении. Эти коды формируются с учётом имеющихся в декларации расхождений. Рассмотрим последовательно такие расхождения.

Такие расхождения выявляются проверяющими на основании сверки. Данные для этого берутся из книги покупок проверяемой компании, затем они сопоставляются с соответствующими данными контрагента налогоплательщика. Если НДС, который принимается к вычету, что отражено в книге покупок проверяемого налогоплательщика, не отражён в книге продаж у его поставщика, возникает так называемый налоговый разрыв.
Итак, вам предъявлено требование, в котором указан код 1. Для прояснения ситуации вам следует в таком случае провести сверку данных со своим контрагентом. Возможно, он по каким-то причинам просто в книге продаж не зафиксировал соответствующий счёт-фактуру. Алгоритм дальнейших действий налогоплательщика отражён в Письмо ФНС России от 07.04.2015 №ЕД-4-15/5752):
— ошибки сделаны вашим контрагентом в его книге продаж, в вашей книге покупок всё чисто.

В этом случае вы должны занести данные в табл. № 1, а затем уведомить налоговую инспекцию о том, что ошибка на свести поставщика. Тогда уже вашему контрагенту будет направлено аналогичное требование и обязанность заполнения табл. № 2 ложится на него;
— ошибку совершили вы, неверные данные содержатся в вашей книге покупок. Даёте соответствующие пояснения и заполняете графы табл. № 2;

— счёт-фактура не зарегистрирован контрагентом. Покупатель вносит сведения в табл. № 1, сообщает в фискальные органы о правильности представленных данных. И уже ваш контрагент будет вынужден объясняться с налоговым ведомством.
Однако существует риск обвинения в получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, что следует из постановления Высшего арбитражного суда РФ № 53 от 12.10.2006. Это возможно в тех случаях, когда контрагент не подаёт уточнённую декларацию.

Что грозит налогоплательщику:
— составляется акт по итогам проведения камеральной налоговой проверки, где излишне принятый к вычету налог исключается;
— привлечение к юридической ответственности на основании ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа, размер которого составляет 20 % от суммы налога.

Коды от 2 до 7

Автотребование содержит указание на код 2.
Это указывает на то, что расхождение выявлено в процессе сверки информации книги продаж и сведений из раздела 9 декларации по НДС поставщика, где обнаружены ошибки.

Автотребование содержит указание на код 3.
Это указывает на то, что расхождение выявлено в процессе сверки информации журнала учёта выставленных счетов-фактур с данными контрагента из раздела 10 его декларации по НДС, где обнаружены ошибки.

Автотребование содержит указание на код 4.
Это разрыв между сведениями журнала учёта счетов-фактур проверяемого налогоплательщика и данными раздела 11 декларации поставщика, где обнаружены ошибки.
Этот код встречается в автотребованиях чаще всего. Поводом являются, как правило, ошибки в реквизитах. Соответствующая графа журнала учёта счетов-фактур будет указаны в квадратных скобках. Ошибку следует искать именно там. Вам потребуется также представить необходимые пояснения, заполнить табл. № 2. Как это делается – показано на сайте www.nalog.ru в разделе «НДС 2015».

Автотребование содержит указание на код 5.
Значит, расхождение обнаружено в результате сравнения сведений реестра счетов-фактур, которые выставлены лицами, перечень которых содержит п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ, проверяемого лица с данными контрагентов, содержащимися в разделе 12 декларации по НДС, где обнаружены ошибки.

Автотребование содержит указание на код 6.
Расхождение обнаружено проверяющими на основании сравнения данных поставщика, которые уличают налогоплательщика в том, что такие сведения не включены в разделы 9, 10 либо 12 его декларации.

Авотребование содержит указание на код 7.
Это значит, что расхождение обнаружено на основании расчёта контрольных соотношений. Чтобы снизить вероятность подобных ошибок, необходимо перед отправкой декларации по НДС в налоговую инспекцию свериться с контрольными соотношениями, которые установлены Письмом ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/[email protected] «О направлении контрольных соотношений показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость».

Подпишитесь на важные налоговые новости

Введите ваш адрес электронной почты

Налоговые новости