Обналичивание денежных средств: кто, каким образом и зачем это делает (Тимин Е, как обнальная фирма кидает клиента.

Обналичивание денежных средств: кто, каким образом и зачем это делает (Тимин Е.)

Дата размещения статьи: 21.09.2014

Для чего компаниям нужна «черная касса».

Какие способы обналичивания относительно законны.

Чем опасны посредники при использовании обналички.

Помимо этого, неучтенная наличка может пригодиться, чтобы дать взятку государственным чиновникам за решение какого-либо вопроса или в обмен на бездействие. Некоторые хозяйственные операции проще, удобнее и дешевле провести за наличные без оформления документов. Например, совершить различные непроизводственные расходы, которые трудно учесть при налогообложении прибыли. Кроме того, некоторые менеджеры компаний-контрагентов попросту воруют у своих собственников, получая откаты от совершенных коммерческих сделок наличными. С расчетного счета или из кассы компании такие расходы не оплатишь.

Именно потому, что пока еще очень широк круг возможностей использования неучтенной наличности, широк и данный сегмент теневого рынка. Банк России периодически отзывает лицензии у банков, связанных с обналичкой, а рекламу «обнальных» контор можно увидеть как в Интернете, так и в СМИ или общественном транспорте. Однако крупные компании предпочитают не доверяться посредникам, обеспечивая свою потребность в неучтенной наличности самостоятельно.

Для использования предпринимателя с целью законного получения свободной наличности нужно всего лишь грамотно встроить его в хозяйственную деятельность компании или группы компаний. Чтобы он вел реальную деятельность и получал от нее доходы (а у компании это — расходы). Это стандартная схема аутсорсинга — передачи части функций компании стороннему исполнителю.

В зависимости от осуществляемой деятельности для дружественного ИП выбирается наиболее подходящий налоговый режим. Так, если предприниматель предполагает работать с НДС или со значительными оборотами, то выбирается общая система налогообложения. В остальных случаях выгоднее спецрежим. Например, УСН с объектом «доходы», если в деятельности ИП не планируется существенных расходов, или с объектом «доходы минус расходы», если в регионе установлена льготная ставка единого налога или в деятельности предполагается большая доля расходов. Выгодны также варианты с патентом и ЕНВД.

Конечно, если деятельность предпринимателя не фиктивна, он будет нести какие-то расходы и платить налоги. Все это — стоимость обналички. К примеру, при применении УСН с объектом «доходы» с учетом страховых взносов и комиссии банка за снятие наличных потери составят порядка 7 — 10%. Все остальное — это чистая прибыль ИП, которую он вполне законно может обналичить, чтобы потратить на собственные нужды, ни перед кем за это не отчитываясь. Но уже в качестве обычного физлица, а не предпринимателя. Или же подарить деньги другим физлицам, не облагая их при этом НДФЛ (п. 18.1 ст. 217 НК РФ).

На практике это выглядит так. Организатор схемы создает подконтрольную ему компанию на УСН, уплачивающую 6% с оборота, встраивает ее в собственную хозяйственную деятельность, перечисляя деньги в оплату каких-либо работ или услуг, соответствующих специфике бизнеса. «Упрощенец» честно уплачивает налог в бюджет и снимает наличные с расчетного счета, например, «на закупку сельхозпродукции». Учитывая, что налоговики не станут строго контролировать состав расходов «упрощенца» (а то и совсем не станут), так как налоговая база у него — выручка, а не прибыль, он без особого риска оформит фиктивные документы о расходовании снятых наличных.

Стоимость обналички в данном случае, скорее всего, будет выше, чем в случае с предпринимателем. Вероятно, придется делиться с банком, ведь схема вполне очевидная для банковских работников — придется их «взять в долю».

Кроме того, в общем случае переданные взаймы (п. 12 ст. 270 НК РФ) или выданные под отчет деньги не учитываются в налоговых расходах компании.

За подотчетные средства необходимо отчитаться — представить документы, подтверждающие траты, или вернуть деньги в течение трех дней по истечении срока, на который они были выданы. На какой срок выдаются деньги — решает тот, кто подписывает указание сделать это, либо некий локальный акт компании. В любом случае этот срок должен быть разумным, скажем, не более года.

Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 01.04.2013 N А55-15647/2012 отметил, что контролеры не вправе переквалифицировать денежные средства, выданные работникам под отчет, в доходы этих граждан, пока не истек срок давности для взыскания этих сумм в судебном порядке.

По мнению ФАС Восточно-Сибирского округа, средства, выданные подотчетному лицу для приобретения товаров, работ, услуг, не являются его доходом по смыслу ст. 209 НК РФ (Постановление от 19.04.2006 N А78-4606/05-С2-20/317-Ф02-1135/06-С1). Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Московского от 16.06.2010 N КА-А40/5879-10-3 и Волго-Вятского от 12.11.2008 N А43-3598/2008-6-65 округов.

Минфин России также считает, что денежные средства, выданные работнику под отчет, должны быть возвращены. И пока существует такая возможность, они не являются доходом физлица. При этом организация должна принять все предусмотренные законодательством меры по возвращению средств, выданных под отчет (Письмо от 24.09.2009 N 03-03-06/1/610).

Договор займа компания может оформить с любым физлицом. И выдать ему заем наличными из кассы. Ограничений по суммам и срокам возврата нет. Однако если заем беспроцентный или проценты составят меньше 2/3 ставки рефинансирования, то у получателя займа возникает доход (материальная выгода) в виде экономии на процентах и компания должна удержать с него НДФЛ в размере 35%.

Последствия несвоевременного возврата займа такие же, как и в случае с подотчетными суммами. Доход у собственника появится лишь тогда, когда компания простит ему долг либо когда истечет срок исковой давности истребования займа (просрочка более трех лет).

Таким образом, стоимость такого варианта обналички (при условии возврата выданных денежных средств физлицом спустя какое-то время) практически нулевая. Именно поэтому на практике займы и выдача под отчет так популярны. Ведь, вернув заем, можно тут же получить новый. То же самое и с подотчетными средствами.

Если же рассматривать вариант невозврата средств, то такую обналичку уже нельзя назвать законной и безопасной. Да и бесплатной она уже не будет. У физлица, не вернувшего деньги, возникнут налоговые потери по НДФЛ. А компании учесть потерянную сумму в расходах проблематично (а при прощении долга — невозможно). Налоговики обязательно предъявят претензии относительно экономической обоснованности данных расходов. Как доказать эту обоснованность, если, к примеру, заем был беспроцентным и получил его собственник компании?

Таким образом, банк получает основную сумму кредита и проценты, а организация (через физлицо) получает наличные. При этом образуется дебиторская задолженность работника перед организацией. Чаще всего в качестве работника используется поддельный или украденный паспорт. В любом случае это скорее разовая схема — постоянное невозвращение кредита работниками однозначно привлечет внимание правоохранительных органов. Рекомендовать такой способ никому не хотелось бы.

Идеальными для этих целей являются такие выплаты, которые не облагаются страховыми взносами, включаются в налоговые расходы компании, но не включаются в облагаемые НДФЛ доходы у физлица. Впрочем, найти такие выплаты, да еще и производить их систематически, проблематично.

В таком варианте с определенной долей уверенности можно говорить, что нет НДФЛ, точно нет страховых взносов, но нет и налоговых расходов у компании. Причем если средства не возвращены физлицом и срок исковой давности истек, налоговые расходы появляются. Однако появляется и НДФЛ.

НДФЛ в этом варианте нет, пока актуально обязательство по возврату предоплаты. Страховых взносов тоже нет. Но нет и налоговых расходов компании.

В конце концов ничто не мешает физлицу действительно продать что-либо компании и получить в оплату либо сразу наличные деньги. Либо произвести перечисление физлицу на счет, который не так уж сложно обналичить. В практике встречаются очень забавные примеры имущества, которое реализуется для целей обналички. Очень удобны в данном плане произведения искусства, например картины.

Рыночную стоимость картины оценить очень сложно. Кроме того, практически невозможно проверить, сколько лет человек владел этой картиной. В результате возможна ситуация, когда компания платит физлицу за картину очень крупную сумму, вешает произведение искусства где-нибудь в «переговорке» и амортизирует в налоговом учете. А у физлица есть расписка неизвестного художника, из которой следует, что картина куплена более трех лет назад. НДФЛ доходы от реализации такого имущества не облагаются (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). Страховыми взносами тоже.

Естественно, схема с перечислением денег «за услуги» шита белыми нитками и часто раскрывается налоговиками при проверке. Подобные незаконные способы махинаторы часто пытаются замаскировать. Например, с помощью банковских векселей. Это тоже полностью противозаконная схема, и рекомендовать использовать ее на практике нельзя.

Состоит она в следующем. Компания, которой надо получить наличные деньги, перечисляет в банк сумму, необходимую для приобретения векселя этого банка. На этот вексель покупатель ставит индоссамент (подпись руководителя и печать) и передает его без всяких документов дружественному физическому лицу или индивидуальному предпринимателю, занимающемуся обналичкой. Тот предъявляет его в банк и получает наличные деньги, которые передаются организатору схемы.

Копия векселя остается в компании, и по бухгалтерскому учету ценная бумага проводится для взаиморасчетов внутри холдинга. А в конце цепочки взаиморасчетов вексель оседает на балансе какой-нибудь подконтрольной компании-«однодневки».

На цену обналички сильно влияет сумма и возможность поставщика услуги планировать свою деятельность. Если клиент заранее сообщает, сколько денег и за какой срок он будет обналичивать, цена снижается. Если же требуется срочно обналичить крупную сумму — цена наверняка повысится. При этом чем крупнее обналичиваемая сумма, тем меньший процент возьмет посредник.

Также стоимость может зависеть от особенностей документального оформления отношений. Например, от необходимости наличия различных лицензий у контрагентов, которым перечисляются деньги, или от их членства в СРО.

Но важно знать, что, перечисляя деньги на расчетный счет посредника (и принимая от него документы о якобы выполненных работах или услугах), организация вступает в хозяйственные отношения с «однодневкой», которая не выдержит встречной проверки. Следовательно, существует большой риск доначисления налога на прибыль и НДС.

Широко используют посредники и уже описанный выше вариант с банковскими векселями. На сумму, перечисленную клиентом, «обнальщик» приобретает банковский вексель, ставит на него печать и подпись «однодневки» и передает его клиенту вместо наличных. Клиент может самостоятельно в любой момент обналичить такой вексель на любое физлицо. Однако сейчас уже большинство банков не выпускают векселя со сроком «по предъявлению», приобрести банковский вексель сейчас можно лишь с минимальным сроком погашения 30 дней. Это значительно усложняет данный способ обналички. Тем не менее ничто не мешает физлицу предъявлять векселя при наступлении срока платежа.

Еще одна разновидность схемы. «Обнальщик» открывает несколько карточных счетов в банке по украденным или поддельным паспортам, якобы своим работникам, и перечисляет на них зарплату. Карточки обналичиваются в банкоматах. Понятно, что большие суммы таким образом не обналичишь. Кроме того, банки — владельцы банкоматов могут устанавливать высокий процент за снятие наличных денег со счетов физлиц, если они поступили туда безналичным путем.

Как правило, обналичкой занимаются люди, близкие к руководству небольшого банка. Если руководство не в доле, оно постарается принять меры, чтобы пресечь чужой незаконный бизнес. Ведь банк рискует потерять лицензию. Все банковские сотрудники проходят обучение по выявлению признаков незаконной финансовой деятельности. И рано или поздно на компанию, к которой деньги всегда приходят безналом, а снимаются наличными, обратят внимание. Подозрение может вызвать и то, что на «однодневку» приходит масса платежей одинакового размера — чуть меньше суммы, о снятии которой банки должны докладывать как о подозрительной сделке.

На практике обналичкой может заниматься друг или родственник кого-то из руководителей банка, который «отстегивает» долю руководителю. Часто это не сотрудник банка. Такой человек — его называют «кассир» — приобретает несколько фирм-«однодневок», открывает им счета в банке и получает от директора «однодневки» доверенность на снятие денег со счета фирмы.

Более редкий случай, когда за посредником стоит не банк. Иногда в схемах по незаконной обналичке участвуют компании с большим розничным оборотом. У них, как правило, есть возможность не учитывать часть наличной выручки официально. Вместо этого — продавать ее клиентам через подконтрольную «однодневку» по безналу.

Еще есть риск, что накроют не «кассира», а фирму-«однодневку», куда клиент перевел деньги. Однако «кассиры» с точностью до недели знают, когда следует бросать ту или иную фирму, и предупреждают об этом посредников. Кстати, обычно так называемая однодневка реально работает около года.

Если же полиции удалось взять с поличным представителя компании-клиента при получении наличных денег от кассира, то, во-первых, правоохранителям придется доказать, что данная сумма наличных является собственностью организации, а не этого конкретного представителя.

В этом могут помочь разве что записи прослушивания телефонных переговоров или показания свидетелей. Во-вторых, необходимо будет как-то квалифицировать эти денежные средства (например, как неучтенную выручку или невыплаченную зарплату). Это тоже достаточно проблематично, ведь если это выручка, то она была получена только что и ни в одной налоговой декларации указывать ее пока не нужно, а если это зарплата, то день выплаты еще не наступил, и т.п.

Поэтому обычно заходят с другого конца. При наличии у полиции информации, что компания пользуется услугами «обнальных» контор, правоохранители совместно с налоговиками устраивают комплексную проверку, пытаясь найти источник появления неучтенной налички (фиктивные затраты, векселя и т.п.) и направление ее использования (выплата «серой» зарплаты, проведение сделок за наличку и т.д.).

После чего налоговики доначисляют организации налоги, а прокуратура возбуждает уголовное дело по ст. 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов. То есть для наказания важен не сам факт обналички, а незаконные цели и последствия данной операции.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

  • Москва, Московская область

+7 (499) 703-47-96

  • Санкт-Петербург, Ленинградская область

    +7 (812) 309-56-72

  • Федеральный номер

    Работаем без выходных

    Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).

    Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что по действующему законодательству очередность погашения требований, предусмотренная ч. 20 ст. 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» и подлежащая применению к отношениям по договорам потребительского кредита (займа), ставит граждан-потребителей в худшее положение по сравнению с предпринимателями, к которым применим общий порядок, предусмотренный статьей 319 ГК РФ, которая не допускает установления более высокого приоритета требований по уплате неустойки перед требованиями по погашению основного долга и процентов на него.

    В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Указанной статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.

    Цель законопроекта — увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.