Что делать, чтобы банк не закрыл счёт и не объявил ваш бизнес сомнительным?

Что делать, чтобы банк не закрыл счёт и не объявил ваш бизнес сомнительным?

Да, это правда: все банки следят за своими клиентами. Банк может отказаться переводить деньги, заблокировать платежи, начислить штрафы и в конце концов отказать в обслуживании счета и расторгнуть договор. Это обязательно случится, если банк заподозрит ваш бизнес в транзите или обналичивании средств.
Признаки компаний, занимающихся обналичиванием и транзитом денежных средств, определяет Центральный банк и передает эту информацию коммерческим банкам для использования в работе. Банки, в свою очередь, на основании информации от ЦБ РФ, формируют свои собственные правила и технологии финмониторинга по выявлению сомнительных операций клиентов, обладающих признаками транзита или обнала.
Важно подчеркнуть, что речь идёт вовсе не о «кровожадности» банков, а о механизме государственного регулирования. Сегодня государственная политика всецело направлена на обеление экономики, и именно банки играют в этом процессе ключевую роль.
Итак, чтобы банк не принял вас за сомнительного клиента (обнальщика или транзитчика), расскажем о правилах ведения честного бизнеса.

Как работает финмониторинг

Федеральный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» обязывает банки проверять любой перевод и поступление средств на счет клиента, а также списания со счетов.
Для этого в любом банке существует специальное подразделение – Финмониторинг. Именно он анализирует движения средств на счетах клиентов, запрашивает подтверждающие документы и принимает решения о блокировке счетов или прекращении обслуживания клиента в случае проведения транзитных или обнальных операций.

Часть потенциально опасных клиентов банк отсеивает еще до момента открытия счета, тем не менее, недобросовестные клиенты все равно проходят через первоначальный мониторинг, и счет им открывается. На счета таких клиентов приходят средства из различных источников: это могут быть как «безобидные» поступления, от якобы оказанных услуг или проданных товаров, так и деньги от/для взяток, различных мошеннических схем и т.п. Затем такие деньги обналичиавются. Или наоборот, такие клиенты сами переводят деньги подставным компаниям, чтобы получить наличные, а также не платить налоги. Если Центральный Банк находит массу подобных клиентов в банке, а при этом банк не противодействует их деятельности, то по критериям ЦБ такой банк считается сообщником преступников. Итог известен – отзыв лицензии у банка. Только за последние три с небольшим года ЦБ отозвал лицензии у 297 банков из-за нарушения антиотмывочного законодательства. Банки лишались лицензий в нарастающей динамике: в 2014 году – 86 банков, в 2015 – 93 банка, в 2016 – уже 97 банков, в 2017 (на 15 мая) – 21 банк.

Базовое правило таково: если клиент отказывается или не может подтвердить документами происхождение средств, которые поступают на его счет, то такому клиенту явно есть что скрывать. Он автоматически попадает под скрупулезный анализ финмониторинга.

Если клиент не отвечает на звонки, письма и уведомления финмониторинга или наоборот – говорит что-то невнятное или раздражается, то с вероятностью 99,9% его счета будут заблокированы. Если и после этого клиент не идет на контакт, то банк может оштрафовать такого клиента, закрыть счета и сообщить информацию о нем в единую базу, после чего открыть новый счет в другом банке станет практически невозможно.
Важно понять, что сотрудники банка – не враги клиентов. Разумеется, банку невыгодно закрывать счета и терять часть клиентов. Банк всегда готов доверять клиенту, но, в свою очередь, ждет открытости клиента.

Платите налоги и взносы

Любой честный бизнес платит налоги. По мнению Центрального Банка, налоги у ООО или ИП должны быть не меньше 0,5% от оборота по счету. Это минимальное требование. Если оно нарушается, финмониторинг проверяет клиента.

Часто даже честные компании сталкиваются с повышенным вниманием финмониторинга. И вот почему: компания открывает счета в нескольких банках, а налоги платит только с одного. Поэтому банки, в которых на клиентских счетах не отражаются какие-либо налоги, начитают сомневаться в прозрачности бизнеса своих клиентов.
Второй вариант развития событий – слишком мало налогов. Как правило, с этим сталкиваются компании, которые экономят на НДФЛ и страховых взносах. Они платят сотрудникам официальную «минималку», а остальное дают в конвертах.
Если вы не хотите, чтобы ваш бизнес вызывал подозрение у банков, то вам необходимо платить налог в каждом банке, в котором у компании есть расчетный счет. Если вы всё же платите налоги только в одном банке, обязательно сохраняйте все платежки об оплате. Их можно будет предъявить в банк по требованию финмониторинга.
Платите НФДЛ за перевод физлицу. Лучше делать это одновременно с переводом, но по закону у вас есть на это сутки. Если финмониторинг видит перевод, но не видит уплаты НДФЛ, то это сразу вызывает вопросы.
Платите налоги минимум 0,5% от оборота по счету. Чтобы держать этот объем лучше оформлять сотрудников в компанию официально и платить за них налоги и сборы: НДФЛ и страховых взносов с полной зарплаты обычно хватает для достижения показателя 0,5% налогов от оборота.
Важно ориентироваться на налоговую нагрузку в своей отрасли. Налоговая нагрузка – это средний объем налогов, который должна платить та или иная компания (по мнению Федеральной Налоговой Службы). Если бизнес платит налогов меньше, чем это указано в расчете ФНС по отраслям, то к бизнесу возникнут вопросы не только от банков, но и от налоговой.

Минимум наличных

Следующее правило — редко и мало снимать наличные. Центробанк требует внимательно мониторить клиентов, которые обналичивают деньги. Каждый банк сам решает, сколько клиенты могут снимать без проверок. Решение банка зависит от особенностей бизнеса клиента. Вот простые примеры:

  1. Маша — копирайтер, она работает на подрядах у нескольких рекламных агентств. Работает Маша дома, офис не арендует, у нее нет своих сотрудников и субподрядчиков. Все, что поступает на ее счет – это ее доходы. Маша зарабатывает 150-200 тыс. рублей в месяц. Для финмониторинга это понятно и вопросов к Маше нет. Но вот если бы Маша «зарабатывала» миллион, то вопросы бы к ней уже возникли.
  2. У Андрея компания, которая перепродает продукты. Периодически он снимает деньги, которые ему переводят клиенты, а сам никому не платит со счета или платит несколько раз в месяц суммы в разы меньшие, чем поступления на счет. Для финмониторинга это повод задать Андрею вопросы. Дело в том, что если Андрей перепродает какие-то товары, он должен их у кого-то покупать и платить за это. Вероятно также, что у него должны быть сотрудники, которым необходимо платить. Если такие платежи не видны финмониторингу, то становится ясно, что компания Андрея создана с целью обналички денег. Финмониторинг запрашивает у Андрея подтверждения: договоры с его клиентами и контрагентами. Если Андрей не может оперативно предоставить документы или внятно объяснить происхождение средств на своем счете, то финмониторинг блокирует счет компании Андрея.

Часто клиенты хотели бы пользоваться наличными: выдавать деньги под отчет или рассчитываться с кем-то. Помните, что любые операции с наличными – всегда вызывают повышенное подозрение у службы финмониторинга. Чтобы не вызывать подозрений, лучше всего оплачивать все расходы через банк: по карте или счету. В зависимости от банка, по карте можно расплатиться и за крупную покупку.
Предприниматели (ИП) пользуются картой и для бизнеса и для себя лично: покупают продукты в магазине, заправляют машину или покупают бумагу для офиса. Юридические лица (ООО) могут оплачивать только нужды бизнеса. Каждую оплату ООО необходимо подтверждать кассовыми чеками (не путать со слип-чеками, выдаваемыми терминалами оплаты) или квитанциями.
Отчитываться за траты по картам просто: компании, налог которых зависит от расходов, должны сохранять чеки и квитанции об оплате картой. Бухгалтерия должна включать эти чеки в налоговый отчет. Если система налогообложения вашей компании не включает учет расходов, подтверждать и обосновывать платежи с карты вообще не надо.
Выдавать зарплату через зарплатный проект банка, а не наличными. Банк поможет вам составить ведомость, рассчитать налоги с зарплаты и перевести зарплату на карты сотрудников. В таком случае банк всегда в курсе как клиент оплачивает НДФЛ за своих сотрудников, и у службы финмониторинга не будет вопросов в этой части.
Если вы все же расплачиваетесь наличными — сохраняйте подтверждающие документы. Сохраняйте договоры, накладные, приходные ордера, кассовые и товарные чеки, одним словом, — всё, что докажет, что вы заплатили деньги официально.

Подробно описывайте назначение платежа

Мы рекомендуем вам всегда подробно заполнять платежное поручение. Финмониторинг может отказать в проведении платежа и начать проверку вашей компании, если формулировка в платежном поручении не дает однозначно понять за что именно вы платите. Во всех платежках пишите максимум подробностей: номер и дату договора, наименование услуги или товаров, период предоставления услуги и т.п. Помните, что формулировка назначения платежа в платежном поручении должна совпадать с текстом договора и актами примеки-передачи. Для оплаты по счету без договора — правила такие же.
Как правильно заполнять платежку: