Что делать, если банк по непонятным причинам заблокировал счет ООО?

Что делать, если банк по непонятным причинам заблокировал счет ООО?

Здравствуйте, Альфа банк заблокирован счет ООО ,по причине которую они сами не могут нам озвучить и не могут выдать не одну бумагу. мы по совету юриста открыли счет в другом банке и хотели перевести свои денежные средства туда, но нам сказали ,после того как мы написали заявление о закрытии счета, что нужно предоставить документы, подтверждающие их поступления. Прав ли банк?

16 Марта 2017, 15:19 екатерина, г. Можайск

Ответы юристов (11)

но нам сказали, после того как мы написали заявление о закрытии счета, что нужно предоставить документы, подтверждающие их поступления… Прав ли банк?
екатерина

Не понятно, у Вас Банк блокировал счет или Вы его сами закрыли?

16 Марта 2017, 15:24

Есть вопрос к юристу?

В первую очередь необходимо написать письменный запрос о причинах блокировки в банк — не совсем понятно, почему счёт вообще заблокирован.

Есть основания полагать, что заблокировали счёт и уточняют происхождение денежных средств по ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

11. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

12. Приостановление операций в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи и отказ от выполнения операций в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.

Если это так — то, на короткое время и до предоставления документов, банк в своём праве.

16 Марта 2017, 15:24

Уточнение клиента

Получается что нам причину не сказали блокировки,назвали лишь ,что она внутренняя..и все,по -этому мы открыли счёт в другом банке и написали заявление на закрытие счета и перевод собственных средств на свою организацию,по открытым реквизитам ,а они нам -предоставьте отчёт о денежных средствах. Почему? Ведь не банк закрыл счёт,мы сами по собственной инициативе,т.к.ни одного уведомления и ни одного решения от банка. Какой статьей можно руководствоваться. Там сумма незначительная,но это же деньги ,да и счёт как то надо закрыть .

16 Марта 2017, 15:31

что нужно предоставить документы, подтверждающие их поступления… Прав ли банк?
екатерина

Для того, чтобы сказать прав ли банк необходимо знать об операциях (их суммах, источниках поступления и т.п.). Сейчас это довольно распространенная практика у банков, как правило банку проще «кошмарить» клиентов выполняя требования (возможно не всегда корректные) регулирующих и иных органов, чем соблюдать права клиентов.

В вашем случае, если деятельность законна и в наличии имеются все необходимые документы, то проще их предоставить, вывести деньги, а уже потом решать предъявлять требования к банку или нет, ввязываться в судебное разбирательство с банком в таком случае смысла нет.

Если же оправдательных документов у вас нет, необходимы узнать детали сложившейся ситуации (суммы и т.п.), и только потом решать как поступать в дальнейшем.

16 Марта 2017, 15:30

Уточнение клиента

Есть документы. просто не понятно. мы счёт же закрываем ,с «какой то «внутренней блокировки. Почему они запрашивают документы и по бухгалтерии? Расход ,куда были сняты они и т .д. Этим сведениями налоговая занимается.

16 Марта 2017, 15:34

Получается что нам причину не сказали блокировки, назвали лишь, что она внутренняя… и все, по -этому мы открыли счёт в другом банке и написали заявление на закрытие счета и перевод собственных средств на свою организацию, по открытым реквизитам, а они нам -предоставьте отчёт о денежных средствах. Почему?
екатерина

Причину можете узнать, подав письменное заявление — на него в любом случае будут обязаны ответить.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей»

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Если всё по моей теории и это в рамках 115 ФЗ — документы придётся предоставить.

Есть документы… просто не понятно… мы счёт же закрываем, с «какой то „внутренней блокировки. Почему они запрашивают документы и по бухгалтерии? Расход, куда были сняты они и т.д. Этим сведениями налоговая занимается.
екатерина

Потому что в рамках 115 ФЗ у них есть право запрашивать такие документы чтобы опровергнуть подозрение в легализации доходов. Если блокировка связана именно с этим — документы придётся предоставить.

16 Марта 2017, 15:36

Уточнение клиента

Согласна с ФЗ 115 ,если б они запросили тогда когда только «внутренне заблокировали»,получается мы расторгаем с ними договор и речи даже не шло о ФЗ115 -это так же просто мои предположения. Просто при закрытии счета ,я так понимаю из с859 ГК РФ они права не имеют

16 Марта 2017, 15:44

Есть документы… просто не понятно… мы счёт же закрываем, с «какой то „внутренней блокировки. Почему они запрашивают документы и по бухгалтерии? Расход, куда были сняты они и т.д. Этим сведениями налоговая занимается.
екатерина

Формальную причину вам всегда найдут, например подозрительность операций (возможность отнесения к деятельности по отмыванию денежных средств и т.п.). Вопрос в том как себя вести в таком случае, по моему мнению, предоставить документы, забрать деньги, а потом написать жалобы на действия банка во все возможные органы (если будет желание конечно).

16 Марта 2017, 15:38

Подобная вашей ситуация рассматривалась ВАС РФ. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 3173/13ю

Суть сжато сводится к следующему:

Непредставление обществом запрошенных документов являлось в силу пункта 11 статьи 7 Закона о противодействии легализации преступных доходов достаточным основанием для отказа банка в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
Согласно статье 866 Гражданского кодекса Российской Федерации банк может быть привлечен к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента. Однако такое неисполнение должно носить неправомерный характер.
Отказывая обществу в исполнении платежного поручения, банк действовал в рамках возложенных на него Законом о противодействии легализации преступных доходов публично-правовых обязанностей по осуществлению контроля за расчетными операциями.

Целесообразно выйти на переговоры с управляющим офиса и согласовать объем предоставляемых документов. Банк заинтересован в закрытии счета в указанной вами ситуации. В случае серьезных проблем с вами бы уже общались сотрудники других ведомств.

16 Марта 2017, 15:41

Получается что нам причину не сказали блокировки, назвали лишь, что она внутренняя… и все, по -этому мы открыли счёт в другом банке и написали заявление на закрытие счета и перевод собственных средств на свою организацию, по открытым реквизитам, а они нам -предоставьте отчёт о денежных средствах. Почему? Ведь не банк закрыл счёт, мы сами по собственной инициативе, т.к.ни одного уведомления и ни одного решения от банка. Какой статьей можно руководствоваться. Там сумма незначительная, но это же деньги, да и счёт как то надо закрыть.
екатерина

в данном случае действия банка неправомерны. Вам необходимо подать письменную претензию в банк от ООО с указанием данных требований о переводе денежных средств на р/с в другом банке. Вам обязаны предоставить письменный ответ на претензию в течение 14 суток, после этого Вы сможете подать в суд на банк, однако, зачастую, подачи претензии будет достаточно для удовлетворении Ваших требований по переводу денежных средств. Более того, банк обязан предоставить отчет с указанием причин блокирования счета.

При переводе денежных средств одной и той же юр.фирмы (организации) вопросов по документации возникать не должно.

Сомнительный Банк. Подавайте жалобу в Центральный банк на неправомерные действия этого банка.

16 Марта 2017, 15:44

Уточнение клиента

Скажите,какой статьей можно руководствоваться,что банк ,при закрытии счета по инициативе клиента не в праве требовать какие либо документы на денежные средства и отказе в закрытии счета?спасибо Вам!

16 Марта 2017, 15:54

Согласна с ФЗ 115, если б они запросили тогда когда только «внутренне заблокировали», получается мы расторгаем с ними договор и речи даже не шло о ФЗ115 -это так же просто мои предположения.
екатерина

Это вам сотрудники ничего не сказали. Выше было разумное предложение — обратиться к руководству банка. Иногда проблемы и недопонимания случаются из-за некомпетентности низшего звена.

16 Марта 2017, 15:46

Уточнение клиента

Подскажите они могут основываясь ,на 115 статью отказать в закрытии счета? Заранее спасибо!

16 Марта 2017, 15:48

Вы вправе расторгнуть договор с банком в любое время, однако в указанной вами ситуации приоритетными для банка являются нормы ФЗ «О противодействии легализации. ". Пока не будут представлены запрошенные документы по «подозрительной» операции банк решения по перечислению средств и соответственно по закрытию счета не примет.

Статья 859. Расторжение договора банковского счета

1. Договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время.
3. Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.

16 Марта 2017, 15:53

Подскажите они могут основываясь, на 115 статью отказать в закрытии счета? Заранее спасибо!
екатерина

Операции при закрытии и переводе денег могут быть не совершены по 115 ФЗ до предоставления документов — они обязаны убедиться, что их подозрения в легализации доходов беспочвенны.

16 Марта 2017, 16:31

Здесь нужно выяснить, на сколько действия банка правомерны и нет ли злоупотребления правом, чуть, что заблокировать счет и не закрыть его вообще. Считаю, что без оснований банк не имел права заблокировать вам счет в силу Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ. И основания вы как владелец счета имеете право знать. Президент РФ Владимир Путин подписал Указ от 08.03.2016 N 103 о расширении полномочий Росфинмониторинга. Внесены изменения в Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, которое было утверждено Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808. Источник: ppt.ru/news/135622 По 115-ФЗ блокировка счета может быть осуществлена исключительно по решению Росфинмониторинга, банк делает это по запросу. В связи с появлением новых полномочий Росфинмониторинг опубликовал информацию для кредитных организаций с разъяснениями о порядке блокировки счетов клиентов в случае возникновения подозрений в их неблагонадежности. Такое право есть у банковских учреждений в силу Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». www.fedsfm.ru/contacts Можно обратится еще туда, но это после того как направите претензию в банк и он вам ответит.

Знаете, еще, что Жалобы в Прокуратуру и ЦБ — не вариант. Прокуратура как обычно, укажет, что этим должен заниматься ЦБ, а ЦБ, «продолжит футбол», отпишется, что такие вопросы он не решает за банк. И только банк в праве решить банный вопрос. Получается, что компания в ловушке, у банка и управы на него нет, на практике, кроме суда. И если ваша претензия не будет услышана, вас не захотят воспринимать серьезно, то статья 858 ГК РФ вам в помощь «Ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом». Получается, действия банка будут фактически злоупотреблением правом и влекут обязанность возмещения возникших в связи с этим убытков. А как же недобросовествное осуществление гражданских прав (10 ГК РФ) и не полученные доходы (15 ГК РФ)?

Я рекомендую, направить претензию для начал в банк, попросить разъяснить вам основания по статьям конкретным блокировки счета и дальнейших бесчинств банка. А далее уже по ответу претензии, судить, как действовать.

Еще в качестве бонуса, напишите, на банкию.ру про поведение банка. Там быстрее связываются, для того, что бы решить проблему, как физлиц, так и юрлиц. То есть, вам нужно показать, что действия банка должны быть прозрачными для вас, и вы просто хотите и имеете право знать информацию.

16 Марта 2017, 16:53

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.