ЦБ РФ об идентификации клиента

Банк России разъясняет некоторые нормы применения статей №115-ФЗ в Письме от 17.03.2011 N 12-1-5/382 "О применении Федерального закона N 115-ФЗ", в части порядка идентификации клиента:

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 01.12.2010 N А-02/5-912 и с учетом позиции Юридического департамента сообщает следующее.

Банк России не наделен правом официального толкования норм ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее — Федеральный закон). Вместе с тем считаем возможным высказать мнение по поставленным в обращении вопросам:

  1. В соответствии с пп 1 п. 1 ст. 7 ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных п. 1.1 и 1.2 ст. 7 Федерального закона.

В соответствии с аб. 7 пп 4 п. 1 ст.7 ФЗ в числе сведений, которые кредитная организация обязана документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган по подлежащим обязательному контролю операциям, указаны сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Полагаем, что сопоставление вышеуказанных норм ст. 7 ФЗ свидетельствует о том, что в целях его исполнения представителем физического или юридического лица следует считать лицо, совершающее операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет физического или юридического лица, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Кроме того, следует принимать во внимание положения гл. 10 ГК РФ. Так, согласно ст. 182 ГК РФ представителем является лицо, действующее от имени другого лица, в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Кроме того, учитывая положения ст. 53 ГК РФ, а также положения федеральных законов, определяющих порядок создания, реорганизации, ликвидации и правовое положение различных юридических лиц, в частности, ФЗ "Об акционерных обществах" (ст.69) и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ст. 40), полагаем, что представителем юридического лица является также единоличный исполнительный орган юридического лица.

Учитывая, что одним из критериев, определяющих необходимость идентификации представителя клиента, является осуществление операции с денежными средствами, полагаем, что если полномочия лиц, указанных в пунктах б), в) и г) вопроса (лиц, которым предоставлены права по снятию/зачислению денежных средств со/на счета юридического лица, передаче в банк расчетных документов или распоряжений на осуществление операций/сделок по счету клиента, то есть права на совершение действий, в результате которых в дальнейшем будут совершаться операции по счету клиента — юридического лица), подтверждены, в том числе, доверенностью или договором, либо физическое лицо является единоличным исполнительным органом юридического лица, таких лиц, в целях ФЗ, следует считать представителями клиента.

  • Во исполнение требований пп 1 п. 1 ст. 7 ФЗ кредитная организация обязана проводить мероприятия по установлению в отношении представителя клиента сведений, предусмотренных пп 1 п. 1 ст. 7 ФЗ, при этом их достоверность должна быть подтверждена с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.
    В то же время требование в отношении идентификации физических лиц, установленное пп 1 п. 1 ст. 7 ФЗ, носит общий характер и распространяется как на физических лиц — граждан РФ, так и на физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства.

    С учетом изложенного полагаем, что при проведении идентификации представителя клиента — физического лица кредитная организация вправе запрашивать только те документы, которыми физическое лицо обязано располагать в соответствии с законодательством РФ.

    Согласно аб. 5 п. 5 ст. 7 ФЗ кредитным организациям запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных ФЗ.
  • Идентификацию представителя, являющегося единоличным исполнительным органом юридического лица, следует проводить в момент открытия банковского счета юридическому лицу. Идентификацию иных лиц, являющихся представителями физического либо юридического лица, следует проводить в момент, когда указанные лица будут обозначены клиентом в качестве его представителей.
  • В соответствии с п.3.1 Положения БР от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее — Положение N 262-П) кредитные организации могут проводить упрощенную идентификацию физических лиц. в частности, при осуществлении ими банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, предусмотренных Инструкцией Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее — Инструкция Банка России N 113-И).

    С 01.11.2010 вступила в силу Инструкция БР от 16.09.2010 N 136-И "О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее — Инструкция N 136-И), которой Инструкция БР N 113-И признана утратившей силу.

    Издание Инструкции N 136-И было обусловлено, в первую очередь, принятием БР Указания от 02.04.2010 N 2423-У "О переводе обменных пунктов в статус иных видов внутренних структурных подразделений кредитных организаций (филиалов кредитных организаций), о закрытии обменных пунктов и об упорядочении деятельности внутренних структурных подразделений", в соответствии с которым кредитные организации не вправе открывать обменные пункты.

    Кроме того, Инструкцией N 136-И были внесены изменения в перечень операций с наличной иностранной валютой и чеками, преимущественно технического характера, которые осуществляются уполномоченными банками (их филиалами).

  • Учитывая изложенное, полагаем, что с 01.11.2010 кредитными организациями может проводиться упрощенная идентификация физических лиц при осуществлении ими операций, указанных в главе 3 Инструкции N 136-И.