Усилена административная ответственность за отмывание денег

Усилена административная ответственность за отмывание денег

Комментарий к Федеральному закону от 08.11.2011 N 308-ФЗ

Вступили в силу поправки в Закон об отмывании доходов, полученных преступным путем (Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее — Закон N 115-ФЗ)).
(+) Банки и другие организации, производящие операции с денежными средствами (в частности, лизинговые компании, операторы по приему платежей, ломбарды, страховые организации) (Статья 5 Закона N 115-ФЗ), освобождены от обязанности составлять программы и согласовывать правила внутреннего контроля с Росфинмониторингом (Подпункт "а" п. 1 ст. 1 Закона N 308-ФЗ; ст. 3 Закона N 115-ФЗ). Таким организациям теперь достаточно самостоятельно утвердить правила внутреннего контроля и назначить работников, ответственных за их выполнение (например, бухгалтера). Кстати, это могут быть и работники, оштрафованные (но не дисквалифицированные) за нарушение законодательства об отмывании преступных доходов (Подпункты "б", "в" п. 3 ст. 1 Закона N 308-ФЗ; п. п. 2, 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
(!) Уточнены и дополнены некоторые обязанности этих организаций по представлению сведений в Росфинмониторинг:
— представлять информацию о контролируемых и подозрительных операциях клиентов с денежными средствами и иным имуществом теперь нужно не позднее 3 рабочих дней со дня совершения операции, а не 1 рабочего дня, как ранее (Подпункт "а" п. 3 ст. 1 Закона N 308-ФЗ; пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ);
— сообщать сведения о сделке с недвижимостью на сумму 3 млн руб. и более нужно, только если в результате сделки произошел переход права собственности на нее (Пункт 2 ст. 1 Закона N 308-ФЗ; п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ);
— появилась обязанность письменно направлять по запросу Росфинмониторинга дополнительную информацию об операциях клиентов. Кредитные организации, кроме этого, должны еще и представлять данные о движении средств по счетам (вкладам) клиентов. Объем и характер запрашиваемой дополнительной информации должно определить Правительство РФ (Подпункт "а" п. 3 ст. 1 Закона N 308-ФЗ; пп. 5 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
(!) К административной ответственности за неисполнение законодательства об отмывании доходов, не повлекшее непредставление сведений в Росфинмониторинг, и за действия, повлекшие непредставление таких сведений, теперь могут быть привлечены не только руководители организации, но и работники, в чьи обязанности входит выявление или представление сведений о подконтрольных и подозрительных операциях (Статья 2 Закона N 308-ФЗ; ч. 1, 2 ст. 15.27 КоАП РФ; п. 2 примечания к ст. 15.27 КоАП РФ).
Также увеличены административные штрафы за эти правонарушения.
(!) Введена административная ответственность за воспрепятствование проведению проверок Росфинмониторингом и за неисполнение его предписаний (Статья 2 Закона N 308-ФЗ; ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ):
— для организаций — штраф от 700 тыс. до 1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— для должностных лиц — штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Новости по теме: