Упрощенная» оптимизация НДС

«Упрощенная» оптимизация НДС

Оптимизация НДС — это приманка №1. Из чего складываются обещания дать вам 3-5-7 законных инструментов?

На самом деле в среде «московских юристов» перевод части оборотов под «упрощенку» считается ни чем иным, как средством НДС-оптимизации. Маркетинговая множественность является всего лишь следствием перечисления некоторых типовых способов дробления бизнеса под «упрощенные» обороты. 

Иногда здесь же подмешиваются отраслевые нюансы: компании-«клоны» на УСН в оптовой торговле (потоки с общего закупа прибавляют минимальную наценку и распределяются в два рукава — для продаж с НДС и без него), или «упрощенные» подрядчики в Группе компаний жилищного строительства (в данном случае у Застройщика итак нет НДС, а дробление «своих» подрядчиков на несколько упрощенцев по идее должно освободить от НДС весь бизнес).

А на самом деле?

Вам забывают здесь рассказать, что дробление потоков из первого примера нашло поддержку высших судебных инстанций, но только при условии! При условии, что тот покупатель, которому не нужен НДС, получит действительно товар, работу или услугу по цене меньшей, чем тот, который покупает с вашей НДС-ной компании.

Что же касается стройки, то эффект сработает только в единственном случае: если в Группе компаний функции Застройщика и Генподрядчика объединены в рамках одного юридического лица. В остальных случаях такой подход просто ничего не дает.

Что уж говорить про обособление функции «производство» на компанию-упрощенца. Распространенный подход. НО! Существует как минимум три способа обособления производственной функции в зависимости от того, по какой логике работает ваш бизнес. Кто у вас главный? Производство (сбыт продает то, что вы умеет производить)? Сбыт (производство изворачивается и делает то, что хотят продавать ваши торговики)? И эти 3 варианта обособления надо умножить на 4 формы договорных конструкции: купля-продажа, договор подряда иждивением заказчика или иждивением подрядчика, простое товарищество. И это лишь микроскопическая часть нюансов.

Нашпиговать ваш бизнес ИПешниками на УСН. Благо, например, в Свердловской области ставка налога 7% даже при «доходы минус расходы».

Да, НДС здесь вы не оптимизируете, рассказывают вам, но ИП — это легальный способ получения «налички».

А как на самом деле? Навскидку

  • все люди смертны и, как верно подмечено, смертны внезапно. По бесконечному количеству причин. Если ИП — это не вы, то как вы обеспечите безопасность своих средств? Снимать будете день в день?
  • согласно требованиям ЦБ от 31.12.14 г. если ИП снимает деньги в течение двух дней после их зачисления, то это «подозрительная операция» и если речь о нескольких сотнях тысяч рублей, то банк на свое усмотрение либо попросит объяснений, либо откажет в банковском обслуживании.
  • расходы ИП-управляющего нельзя включить в налоговые расходы «упрощенца». Список расходов в налоговом кодексе исчерпывающий. Такого там нет.
  • ИП-управляющий не работает на основе корпоративного договора. Это бред. Корпоративный договор заключается между учредителями компании.
  • банкам «рекомендовано» внести изменения в тарифы. Переводы с юр. лиц и ИП на счета физиков должны стоить не менее 1%. Банки послушно выполнили. Когда ИП хочет снять деньги в банке, он их переводит со счета ИП на карту физ.лица. Это 1%
  • если в течении месяца банк выявит существенное отклонение в большую сторону выручки ИП, то потребует объяснений. В некоторых случаях в начале операции приостанавливаются.
  • если решите на себя как ИП зарегистрировать товарный знак и получать за него лицензионные платежи, то это классный план. Я серьезно. Посчитать, сколько он (знак то есть) стоит, ФНС в большинстве случаев не в состоянии. НО! Регистрация товарного знака в Роспатенте занимает по меньшей мере 1 год. И это только если у них к вам никаких вопросов не будет.

Не говоря уж о том, что любое обособление функций, включая вывод их на ИП, требует управленческого и экономического обоснования. Налоговая оптимизация как цель — незаконна.

Про оптимизацию страховых взносов я вообще молчу. Можно долго перечислять виды компенсаций, вроде как не подпадающих под эти самые взносы.

Но в реальной жизни, из применимых и хоть сколько-нибудь универсальных способов есть всего два:

  1. Производственный кооператив — поскольку с выплат членам кооператива за их трудовое участие взносы не начисляются. По правовой природе это дивиденды. Подвохи: Члены кооператива с прошлого года вносятся в ЕГРЮЛ. Поэтому если вы хотите 100 человек в ПК упаковать, да у вас еще и текучка большая — устанете с ними к нотариусу ходить. Такие необлагаемые соц. взносами выплаты делаются из чистой прибыли, так что если ПК на УСН, да еще и в Свердловской области (ставка 7% или 5%), то это вкусно. А если в Новосибирской области, например (ставка 15%), то нужно внимательно все посчитать.
  2. Компенсационные выплаты, не привязанные в конкретным персонажам и предусмотренные ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО коллективным договором. Только в этом случае они не являются формой мотивации, а значит выпадают из под обложения соц. взносами. На то есть соответствующее мнение высшей судебной инстанции.

Как налоговые риски превращаются в имущественные?

Возвращаясь к началу материала. К рискам. 

Во-первых, не перегибайте палку, но и не тупите. Налоговое администрирование бросает вам новые вызовы. Но отдельно взятому бизнесу все все все риски не грозят. Главное понять, чем рискуете именно вы.

Во-вторых, на самом деле кроме налоговых рисков, есть еще имущественные и управленческие.

Больше того, сам риск потенциальных налоговых доначислений почти ничего не стОит. Если с вас нечего взыскать. Да и вся система предпроверочного анализа «заточена» под выявление нарушителей, владеющих имуществом, чтобы было что реально взять. Определяется и состав имущества учредителей, руководителя компании. А также членов их семей. Почему? 
 
Потому что с 2015 года запущен ряд механизмов, превращающих налоговые риски в имущественные. И это очень необычные механизмы.

 Так в чем тайна золотого ключика и есть ли она?

Предлагаю вам на обдумывание план действий, альтернативный вашему обычному. Это не универсальная панацея, но в основу положено обобщение примерно 200-250 реализованных проектов по структурированию СРЕДНЕГО бизнеса, то есть компаний с оборотами от 150-250 млн руб. до 10-15 млрд руб./год. Про остальные судить не берусь — честно не знаю.

  • Сходить на налоговый семинар. подождите тратить! 30-40-50 тысяч вам понадобятся на новогодние подарки.
  • Начать надо с «фиолетовой коровы». То есть с тех особенностей бизнеса, которые обеспечивают вам не только выживание, но и развитие. Если вы до сих пор живы, значит и «фиолетовая корова» у вас есть. Кроме того, у вас есть и стратегия. Пусть на год-два. Структура бизнеса, и элементы налоговой безопасности должны стратегии соответствовать. Укреплять ее.
  • Как следствие. Имея ввиду, что законных средств оптимизации НДС нет, а агрессивные приемы выводят в зону неуправляемости, решите для себя. Попробуете еще сколько-то времени потянуть, или начнете отказываться сейчас. Мы все взрослы люди и все прекрасно понимаем. Ситуации бывают разными. В конце концов потребность в откатах, например, еще никто не отменял. Это ваш предпринимательский выбор. Во втором случае налоговая нагрузка вырастет обязательно.
  • Другое дело налоги с доходов. Их оптимизация при процессном подходе — законна. Решите для себя, а есть ли те доходы, которые надо оптимизировать.
  • Как следствие. Анализ уязвимостей. Как я уже говорил — вам не грозят все риски. Защищаться от всего и вся — очень дорого. Экономически нецелесообразно. Постарайтесь примерить на себя каждую группу рисков. Подход такой: сегментация бизнеса, при которой 80% должны быть защищены максимально, и только пятой частью можно рискнуть ради дополнительной прибыли. Она нелишняя сейчас. Риски не оправдались? Во всяком случае это не грозит убийственно всему бизнесу.
  • Снизить потребность в обналичивании. Если внимательно присмотритесь на что уходят наличные, то убедитесь — 20-30% изъятий из бизнеса можно заменить другими инструментами.
  • В развитие этого принципа. Скорее всего в вашей Группе компаний нет специального субъекта — центра рефинансирования. Таким образом, перенаправляя средства внутри Группы компаний на низконалоговые субъекты, вы не можете их вернуть в операционный оборот. Вот и изымаете наличными.
  • Необходимо обезопасить активы. Это актуально и в части налоговой безопасности, и рейдерских захватов, и потенциального банкротства. Причем традиционное обособление не подходит. Еще раз отсылаю к видео .
  • Важный момент: что скрываем? Операционную деятельность или владение активами? Зависит от специфики конкретного бизнеса.
  • Разложите бизнес-процессы, создающие добавленную стоимость в вашем бизнесе. Дробление в бизнесе с налоговым эффектом будет законным, только если обосабливается САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ функция. 
  • Теперь надо подумать о юридической структуре Группы компаний. Из чего выбираем? ООО, непубличное АО, производственный кооператив, ИП…а может хозяйственное партнерство? У каждого типа свои особенности. Например, из производственного кооператива можно не оптимизацию выдавливать, а сделать «неубиваемый» хранитель ценных активов…
  • А вот теперь можно и сходить на налоговый семинар. 

Теперь вы готовы. Готовы хотя бы задать правильные вопросы. Но не забудьте у гения оптимизации еще спросить, как к будущей модели перейти? Ведь кроме «МСБ» (модели светлого будущего) нужна еще пошаговая модель перехода. При этом по умолчанию она черевата налоговыми потерями. Хорошо бы и их сократить.

Пока все. Немало, но все равно очень поверхностно. Ну а если вы смогли дочитать до конца. И если вам показалось недостаточно… Специально для вас Центр taxCOACH® подготовил фирменное издание таксБУК®: »Практическое пособие по оптимизации Среднего бизнеса» с множеством кейсов из реализованных экспертами taxCOACH® проектов по структурированию бизнеса и налоговой безопасности.