Технические науки, бит аппетит бухгалтерия ресторана.

Технические науки/12. Автоматизированные системы управления на производстве

Карагандинский государственный индустриальный университет, Казахстан

Автоматизация предприятий общественного питания

В настоящее время одной из самых динамично развивающихся отраслей является сфера предприятий общественного питания. С ростом численности ресторанов и кафе стремительно усиливается и конкуренция, что неизбежно приводит к необходимости эффективно и рационально использовать имеющиеся ресурсы. В современных условиях конкурентные преимущества являются важным критерием, необходимым для развития компаний малого и среднего бизнеса.

С точки зрения владельцев ресторанов, помимо проблемы привлечения новых и удержания старых клиентов, существует ряд внутренних проблем. К внутренним проблемам ресторанов можно отнести:

1) необходимость повышения производительности работы;

2) необходимость сокращения потерь от злоупотреблений персоналом (хищения в баре и на кухне, завышение закупочных цен, занижение реализации).

В виду этого автоматизация ресторана становится актуальной задачей современного рынка.

Автоматизация ресторанов (предприятий общественного питания) – процесс внедрения программно-аппаратных комплексов автоматизации бизнес процессов на предприятиях общественного питания (рестораны, кафе, столовые, фастфуд-заведения, бары, кейтеринговые компании) [1].

Целью автоматизации является повышение эффективности управления предприятиями общественного питания, ускорение обслуживания и минимизация возможных злоупотреблений.

Значительная доля успеха ресторанного бизнеса складывается из отличного сервиса и оперативной работы персонала, которым в большой степени способствует автоматизация ресторана. Именно возможности автоматизации позволяют оптимально сочетать скорость и качество.

Основными задачами автоматизации ресторанов являются:

1) повышение прибыльности и снижение издержек ресторана;

2) контроль и оптимизация деятельности ресторана;

3) улучшение качества обслуживания посетителей;

4) предотвращение хищений и прочих злоупотреблений со стороны персонала;

5) увеличение производительности труда персонала;

6) поддержка маркетинговых мероприятий;

7) создание систем лояльности (систем скидок для постоянных клиентов);

8) анализ деятельности и планирование дальнейшего развития.

В общем случае в ресторанах автоматизации подлежат следующие процессы:

1) продажи (обслуживание посетителей): прием заказа, отправка его на кухню, формирование счета (пречека), расчет с посетителями, выдача фискального чека, а также разнообразные механизмы обслуживания постоянных клиентов, маркетинговые акции (скидки, бонусы и т.д.);

2) склад и логистика, бухгалтерский учет;

3) управление и контроль деятельности ресторана, управление персоналом.

Оснащенный системой автоматизации ресторан имеет ряд преимуществ по сравнению с неавтоматизированными [2]:

— повышение прибыльности ресторана;

— удобные и подробные отчеты по работе заведения для бухгалтера и директора;

— полный контроль и учет продуктов на складе, анализ взаиморасчетов с поставщиками;

— борьба со злоупотреблениями: подставной товар, недостачи, кражи;

— возможность анализа рентабельности как блюд, так и всего предприятия;

— повышение эффективности работы персонала, сокращение штата сотрудников.

Структурная схема системы автоматизации ресторана показана на рис. 1.

Рисунок 1 – структурная схема системы автоматизации ресторана

В таблице 1 приведены системы автоматизации, используемые на предприятиях общественного питания в странах СНГ.

Таблица 1 – Сравнительное описание систем автоматизации предприятий общественного питания