Тема 8

Тема 8. Оптимизация налогообложения

Оптимизация налогообложения является одним из самых важных направлений деятельности финансовой службы предприятия, особенно в условиях антикризисного управления, так как в условиях угрозы банкротства необходимым и целесообразным условием является сокращение расходов по налогообложению и увеличение или сохранение на прежнем уровне объемов чистой прибыли, поскольку в основном за счет этого источника происходит финансирование непредвиденных мер и действий. Кроме этого, необходимо планировать налоговые отчисления с целью повышения эффективности планирования объемов доходов и расходов, особенно в кризисных условиях. Таким образом, налоговая оптимизация является важным рычагом в антикризисном управлении.

Задача налогового планирования (оптимизации налогообложения) организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах. Комплексное налоговое планирование является частью финансового планирования на предприятии.

Налоговое планирование подранивает оптимизацию налогообложения в целом, разработку ситуационных схем, оптимизации налоговых платежей, организацию системы налогообложении для анализа налоговых последствий различных управленческих решений. Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволит предприятиям более, эффективно управлять имеющимися ресурсами.

Основными принципами налогового планирования являются:

законность всех способов и методов оптимизации налогового обложения;

экономичность внедрения схем оптимизации налогообложения;

индивидуальный подход к деятельности, учитывая особенностям конкретного налогоплательщика;

комплексность и многовариантность применения разработанных схем и методов налогообложения.

Организация налогового планирования заключается в предварительном анализе финансово-хозяйственной деятельности организации; в исследовании действующего законодательства, исследовании и анализе налоговых проблем конкретного налогоплательщика с целью выявления наиболее перспективных направлений налогового планирования; в изучении схем оптимизации налогообложения партнеров и конкурентов в конкретных видах деятельности, а также применении наиболее выгодных способов налогообложения на предприятии.

Оптимизация налогообложение предприятия, разработка отдельных схем минимизации налогов применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволит сократить налоговые платежи. Освобожденные средства можно инвестировать в развитие своего бизнеса.

Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т.д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации предприятия, преобразования, слияния и т. п.

Примеры схем оптимизации налогообложения

Результаты практического применения комплексной налоговой оптимизации на предприятиях.

Перед администрацией производственного предприятия была поставлена задача достижения максимального экономического результата от основной деятельности за счет уменьшения налогового бремени. Было принято решение разделить производственный процесс и процесс реализации на составляющие, чтобы снизить риски неблагоприятного воздействия со стороны контролирующих органов. Поставленная задача имела цель — обеспечить непрерывную работу всего производства.

Решение поставленной проблемы.

Максимально эффективное решение данной задачи было найдено в создании холдинга путем переноса средств производства в отдельные снова созданные юридические лица. Так, например, производство и реализация продукции стала выглядеть следующим образом. Производящая компания, арендуя производственные помещения и производственное оборудование у главной компании создавшегося холдинга, а также используя труд работников предприятия по управлению персоналом, производит продукцию и реализует и самостоятельно, и через свою же оптовую фирму. После данных изменений предприятие стало способным уменьшить налоговое бремя на каждом из выше перечисленных звеньев. Так, например, на главном предприятии холдинга появилась возможность уменьшить налог на имущество и ряд других налогов, возникающих в результате сдачи в аренду производственных помещении и оборудования. Само же производственное предприятие в результате данной реструктуризации получило возможность реализовывать продукцию малым предприятиям и предпринимателям без НДС. Оптовое же предприятие необходимо для того, чтобы регулировать наценку производимого товара, а также для возможности продажи товара клиентам с выставлением НДС. Кроме того, контроль за трудовыми ресурсами и учет их стал более систематизированным за счет перехода персонала в льготное предприятие, за счет чего уменьшилось налогообложение при выплате заработной платы.

В результате проведенной реструктуризации бизнеса и создания производственного холдинга предприятие решило все поставленные задача, оптимизировав налоги более чем на 40 — 50%. При этом предприятие минимизировало свои риски в процессе создания данного холдинга и на будущие периоды.

Пример № 2 (Полулегальный метод).

Схема оптимизации налогообложения с помощью договора займа

Суть схемы: получение фиктивных займов от руководителей компании или их родственников и выплата процентов по этим займам.

Как правило, никаких денег никто не даёт. Просто организация, таким образом, легализует средства, которые у неё были, но не отражались в официальной отчетности.

Суммы, полученные в долг, не облагаются налогом на прибыль (п.п. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ) и НДС (следует из ст. 146 НК РФ). Договор займа составляется в соответствии с требованиями параграфа 1 гл. 42 ГК РФ. Заём должен браться под проценты, лучше в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Посредством договора займа можно уменьшать зарплаты (на сумму якобы полученного в долг и процентов), придумав соответствующее обоснование (например, сотрудник переводится на работу по совместительству). В данном случае возникает только НДФЛ с выплаченных процентов. Однако нужно учесть, что прибыль предприятия будет уменьшена только на сумму процентов вместо полной суммы фактической зарплаты, хотя общая сумма налогов и взносов организации и сотрудников будет все-таки предпочтительнее при использовании займа.

В соответствии ст. 807 ГК РФ по договору займа заимодавец передает деньги в собственность должнику. Значит, расплачиваясь за товар заемными средствами, фирма несёт расходы и НДС можно принять к вычету на основании ст. ст. 171. 172НКРФ.

Политика оптимизации расходов по налогам

От размеров налоговых ставок и сумм уплачиваемых налогов, как известно, зависит размер чистой прибыли организации. Поскольку ставки налогов устанавливаются государством, изменение их размеров является внешним неуправляемым фактором для хозяйствующих субъектов. Но все же руководство микроэкономических структур имеет возможность вырабатывать внутреннюю политику, влияющую на размеры налоговых отчислений.

Фискальная и регулирующая функции системы налогообложения. В процессе анализа расходов по налогам и влияния на них учетной политики следует исходить из функций налоговой системы, являющихся инструментом государственной финансово-экономической политики. Основными для системы налогообложения являются фискальная и регулирующая функции.

Фискальная функция обеспечивает поступление средств в государственный бюджет за счет налоговых изъятий. Регулирующая функция заключается в стимулировании или ограничении тех или иных производств, реализации тех или иных товаров и услуг и осуществлении тех или иных расходов в соответствии с государственными интересами. Таможенные сборы позволяют государству воздействовать на конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках. Освобождение благотворительных расходов от налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ поощряет предпринимателей расходовать средства на социально значимые мероприятия. Упрощенный или льготный порядок уплаты налога на добавленную стоимость на экспортируемые товары в соответствии с таможенным законодательством ист. 151 Налогового кодекса РФ способствует активизации работы российских предприятий на внешних рынках. Право, предусмотренное ст. 283 Налогового кодекса России, уменьшить налоговую базу текущего налогового периода по налогу на прибыль на всю сумму полученного в предыдущих налоговых периодах убытка или на часть этой суммы способствует выходу нерентабельных предприятий из кризисного состояния. Снижение налогов для малых предприятий в начале их деятельности стимулирует расширение рынка товаров и свободной конкуренции через увеличение числа предпринимателей, имеющих небольшой капитал с перспективой их роста. Предусмотренные главой 25 Налогового кодекса РФ уменьшенные ставки обложения доходов от участия в финансировании других субъектов (15%, 6%) в сравнении со ставкой налога на прибыль (24%) стимулируют расширение рынка российского капитала, причем в наибольшей степени поощряются вклады в российские организации, (за счет наименьшей ставки 6%).

При построении и проведении политики снижения налогового бремени организации следует иметь в виду, что уменьшение налоговых платежей, не цель, а способ улучшения финансового состояния и повышения инвестиционной привлекательности организации. Особенно для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью чистая прибыль — главный критерий инвестиционной привлекательности. От чистой прибыли таких организаций напрямую зависят возможные выплаты инвесторам и уровень котировки их акций на фондовых биржах, поэтому принимать меры к снижению налогов целесообразно только в том случае, если расчеты показывают, что это дает прирост чистой прибыли. Недопустимо уменьшение налогов ценой ухудшения финансового состояния. В этом заключается искусство внутрифирменной политики снижения налогового бремени.

Классификация налогов и отчислений. В анализе налогового бремени применяют также частные показатели, характеризующие уровни налоговые изъятий по отдельным видам налогов в отношении к соответствующим объектам налогообложения. В основе таких соотношений лежит классификация налогов и отчислений:

за счет издержек производства и обращения;

за счет финансовых результатов до налогообложения прибыли;

налог на прибыль;

5) из прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.

При определении уровня налоговых обязательств по первой группе налоговой классификации используют два отношения. Первое из них — отношение суммы налогов, уплачиваемых из выручки (сч. «Продажи») К выручке от продаж, а второе — к валюте баланса. К налогам этой группы относят: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, экспортные пошлины, таможенные сборы. Их отношение к выручке отражает долю налогов, отчисляемых из выручки в сумме выручки, или размер отчислений, приходящихся на единицу выручки от продаж.

Далее следует рассчитать отношение налогов, относимых на счет издержек (сч. «Основное производство» и другие счета по учету затрат в промышленности, для торговых организаций — сч. «Расходы на продажу»), к общей сумме расходов, связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг, что позволит определить долю расходов по налогам, в составе издержек производства и обращения. К этой группе относят транспортный налог, земельный налог, плату за пользование водными объектами, единый социальный налог, а также сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта спиртосодержащей и алкогольной продукции. Эти налоги прямо или косвенно являются ценообразующими факторами и уменьшают прибыль от продажи.

Налоги, уплачиваемые за счет финансовых результатов до налогообложения прибыли (начисляемых на сч. — Прибыли и убытки») соотносят с прибылью от продаж. В их числе:

• налог на имущество предприятий;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

налог на операции с ценными бумагами;

налог на рекламу;

• целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и. другие цели.

Доля этих налогов в сумме прибыли от продаж показывает, в какой мере они влияют на снижение общей прибыли после уменьшения размера прибыли от продаж на их величину.

Сократить налогообложение имущества организаций можно посредством освобождения от неэффективно используемых активов посредством реализации, ликвидации определенной их части.

Прибыль до налогообложения представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Эта прибыль, по данным формы № 2, обычно не соответствует размеру прибыли, подлежащей налогообложению, поскольку в размер налогооблагаемой прибыли; дополнительно включают суммы превышения фактических сумм нормируемых расходов в сравнении с установленными нормами и другие статьи, размер которых в налоговом учете отличается от размера, отраженного в бухгалтерском учете. К таким расходам, например, в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса РФ относят:

• суточные сверх норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

расходы на рекламу для целей налогообложения в размере, превышающем 1 % выручки от реализации;

расходы на содержание служебного транспорта, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов сверх норм, установленных Правительством Российской Федерации;

представительские расходы, превышающие 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период и др.

Поэтому величина указанного отношения будет отличаться от ставки налога на прибыль, примененной к прибыли до налогообложения в форме № 2, на долю налогов, увеличенных из-за превышения нормативных расходов, и по, другим статьям. Разница между данным соотношением и ставкой налога на прибыль, примененной к прибыли до налогообложения в форме № 2, покажет резерв возможного снижения нормируемых расходов для сокращения налогового бремени, если такое снижение не повлечет других более существенных отрицательных последствий (например, существенного снижения выручки, невозможности или затруднений в выполнении важных операций без превышения нормативов затрат и др.).

Отношение налогов и отчислений, взимаемых после уплаты налог. на прибыль (кредит сч. «Расчеты по налогам и сборам» и дебет сч. «Прибыла и. убытки»), к прибыли до налогообложения покажет величину таких налогов, приходящуюся на единицу этой прибыли. К этой налоговой группе относят сбор за использование наименований (Россия», «Российская Федерация»); суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4 СТ. 270 Налогового кодекса РФ).

Для отдаления сроков налоговых отчислений в случаях систематических отсрочек поступлений расчетов за товары от покупателей руководству организации следует заключать договоры с покупателями о переходе товаров в собственность покупателя после их оплаты. Использование таких договоров позволяет уплачивать налоги в бюджет после поступления средств на счета организации, что, в свою очередь, повышает платежеспособность по налогам перед бюджетом на период и сумму отсрочки поступлений.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

В соответствии с НК РФ, частью 1, главой 16, юридическое или физическое лицо, совершившее налоговое правонарушение, несет налоговую ответственность.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса. Физическое лицо может быть привлечено к Налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 настоящего Кодекса.

Виды налоговых правонарушений:

нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

— непредставление налоговой декларации;

— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

— неуплата или неполная уплата сумм налога и др.

Ответственность по данным видам налоговых правонарушений можно рассматривать в разрезе административной ответственность юридических и физических лиц.

Руководители и сотрудники организаций могут нести и уголовную ответственность в случае более тяжких налоговых правонарушений, связанных с легализацией незаконных доходов, применения различных «теневых» схем ухода от налогообложения т.п.