Тема 12

Тема 12. Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы Понятие и виды налоговой минимизации.
Уменьшение налогов  это целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или уменьшить обязательные выплаты в бюджет, производимые в виде налогов, сборов, платежей и т.д.
Уменьшение налогов как социальное явление.
1. Двойственность явления . С одной стороны налогоплательщики стремятся уменьшить налоговые платежи, с другой стороны государство стремится не допустить этого.
2. Полуофициальность. Данное явление существует неофициально, то есть нет ни одного нормативного акта определяющего порядок минимизации налогов.
3 . Объективность. До тех пор пока налоги являются источником доходной части бюджета, данное явление будет существовать независимо от государственного строя.
4. Неизбежность. Независимо от желания налогоплательщика навсегда избежать уплаты налогов, государству всегда будет требоваться финансирование, основной частью которого являются налоговые платежи.
Причины налоговой оптимизации (минимизации.
Моральные (нравственно-психологические) причины.
заключаются в том, что если применение любого другого закона базируется на длительности и единообразии его применения, то налоговый закон не отличается ни общностью ни постоянством (налоговый закон не является общим, в силу предоставления налоговых льгот отдельным категориям плательщиков.
А) Отсутствие общности приводит к тому, что отдельные группы налогоплательщиков оказываются в более благоприятном положении по сравнению с другими, что естественно вызывает чувство несправедливости и порождает стремление уровнять себя с льготными категориями налогоплательщиков.
Б) Непостоянство налогового закона означает регулярное изменение положений налогового кодекса на протяжении небольшого промежутка времени, что влечет за собой снижение авторитета налогового закона, что в свою очередь вызывает у налогоплательщиков ощущение необязательности его применения и исполнения и, соответственно, влечет его нарушение.
В) Беспристрастность. Налоговые законы не являются беспристрастными, так как их устанавливает государство. Даже самое законопослушное население относится к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к другим законам, считая, что государство устанавливает налоги исключительно в своих интересах. Государство воспринимается налогоплательщиком как кредитор, а не как законодатель.
заключаются в том, что класс, стоящий у власти использует налоги для подавления другого класса  не властвующего. Уклонение от уплаты налогов выступает здесь как форма сопротивления такому подавлению. Кроме того, государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшения удельного веса данных отраслей экономики и понижает налоги для других отраслей, более перспективных или слаборазвитых и более полезных для их скорейшего развития. Предприятия тех отраслей, для которых налоги повышены, стараются уклониться от их уплаты с целью с целью сохранения предприятия и всей отрасли на прежнем уровне.
а) Причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика.
Финансовое положение налогоплательщика иногда является определяющим фактором для уклонения от уплаты налогов. Если финансовое состояние налогоплательщика стабильно, то он не встанет на путь уклонения от налогообложения, чтобы не подорвать свой авторитет и репутацию своего бизнеса. Однако, если же финансовое состояние его нестабильно или он находится на грани банкротства, и неуплата налогов является единственным средством «остаться на плаву», то предприниматель встанет на путь уклонения стремясь сохранить свое дело.
б) Причины, не зависящие от финансового состояния налогоплательщика (причины порожденные общей экономической конъюнктурой.
Экономические причины, порожденные общей экономической конъюнктурой, проявляются в период экономических кризисов в государстве, или наоборот, в период расцвета экономики и расширения международного сотрудничества.
В период экономических кризисов мерой для стабилизации экономики является строгая регламентация рынка и рыночных отношений путем установления государственных цен на отдельные виды товаров или введения системы распределения отдельных товаров. В связи с этим наряду с государственным легальным рынком появляется параллельный, неуправляемый «черный» или «теневой» рынок. Сделки, совершаемые на таком рынке, налогообложению не подлежат, т.к. не могут быть проконтролированы государством, поэтому соблазн у предпринимателей работать на «черном» рынке и следовательно, уклоняться от уплаты налогов, достаточно велик.
В период процветания экономики, расширения международного сотрудничества, связей, торговли, уклонение от уплаты налогов также может процветать. Налоговый контроль ограничивается территорией соответствующего государства и не выходит за границы страны, поэтому создается благоприятная обстановка для сокрытия предпринимателями своих доходов за границей благодаря свободному движению капитала.
Технико-юридические причины (причины, вызванные несовершенством юридической техники налогового законодательства) кроются в сложности налоговой системы.
Сложность ее препятствует эффективности налогового контроля и создает налогоплательщику возможности избежать уплаты налогов.
Само налоговое законодательство зачастую дает предпринимателю все возможности для поиска путей снижения налоговых выплат. В частности.
— наличие налоговых льгот заставляет предпринимателя искать пути для того, чтобы ими воспользоваться.
— наличие различных ставок налогообложения толкает к выбору варианта для применения более низкого налогового оклада.
— наличие различных источников отнесения расходов и затрат: себестоимость финансовые результаты, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия – непосредственно влияет на расчет налогооблагаемой базы и, соответственно, размер налога.
— наличие пробелов в налоговых законах, объясняемых несовершенством юридической техники и не учетом законодателем всех возможных обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.
— нечеткость и «расплывчатость» формулировок налоговых законов, позволяющих по разному толковать одну и ту же правовую норму.
Предприниматель может встать на путь уклонения от уплаты налогов не только по одной из перечисленных выше причин, а сразу из-за нескольких. Указанные причины не являются взаимоисключающими и, образуют совокупность, иногда заставляют уклоняться от налогов даже законопослушных граждан.