Сущность и содержание налогового планирования на предприятии

Сущность и содержание налогового планирования на предприятии.
Задача налогового планирования – организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах. Комплексное налоговое планирование осуществляется в рамках налогового консалтинга и является частью финансового планирования на предприятии. Налоговое планирование подразумевает оптимизацию налогообложения в целом, разработку ситуационных схем оптимизации налоговых платежей, организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий различных управленческих решений. Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволит предприятиям более эффективно управлять имеющимися ресурсами. Основными принципами налогового планирования являются: законность всех способов и методов оптимизации налогообложения; экономичность внедрения схем оптимизации налогообложения; индивидуальный подход к деятельности и особенностям конкретного налогоплательщика; комплексность и многовариантность применения разработанных схем и методов налогообложения. Организация налогового планирования заключается: в предварительном анализе финансово-хозяйственной деятельности организации; в исследовании действующего законодательства, исследовании и анализе налоговых проблем конкретного налогоплательщика с целью выявления наиболее перспективных направлений налогового планирования; в изучении схем оптимизации налогообложения партнеров и конкурентов в конкретных видах деятельности, а также применении наиболее выгодных способов налогообложения на предприятии. Оптимизация налогообложения предприятия, разработка отдельных схем минимизации налогов применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволит сократить налоговые платежи. Освобожденные средства вы сможете инвестировать в развитие своего бизнеса. Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации предприятия, разработке организационной структуры предприятия. Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации предприятия, преобразования, слияния и т. п. Налоговое планирование представляет собой ряд мероприятий, направленных на уменьшение налоговых выплат. Эти мероприятия состоят, в первую очередь, в структурировании бизнеса и разработке юридических и налоговых схем по законной оптимизации НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущества, ЕСН. В отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговое планирование является абсолютно законным средством сохранить заработанные деньги. Работы по налоговому планированию, которые осуществляют налоговые консультанты, предполагают следующую этапность работ: Первый этап Подготовка налогового плана деятельности предприятия: годового плана оптимальных налоговых платежей с точки зрения налоговой безопасности и экономической эффективности, учитывающего специфику предприятия; Второй этап Разработка и описание схем и иных мероприятий по легальной оптимизации налоговых платежей, адаптированных к специфике деятельности предприятия и существующей системе учета. Третий этап Осуществление юридического, бухгалтерского и налогового сопровождения при устранении выявленных налоговых проблем и реализации утвержденных заказчиком схем и иных мероприятий, направленных на легальную оптимизацию налогообложения (вплоть до разработки юридических документов, описания бухгалтерских проводок, согласования позиции предприятия с налоговыми органами и т.д.). Механизмы оптимизации, предлагаемые налоговыми консультантами, основаны исключительно на положениях действующего законодательства и связаны с использованием тех льгот и преимуществ, которые уже предоставлены государством. При необходимости правильность применения тех или иных механизмов налоговой оптимизации может быть подтверждена соответствующими разъяснениями налоговых органов различных уровней, в том числе путем получения индивидуальных разъяснений для конкретного предприятия.
Понятие налоговой нагрузки и методы ее оценки. Налоговая нагрузка — это комплексная характеристика, которая включает: количество налогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие. Налоговое бремя (налоговая нагрузка) — 1) мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Величина налогового бремени зависит, прежде всего, от видов налогов и налоговых ставок. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на два принципа: а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например налог с владельцев транспортных средств. Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей; б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, чем больше у него способность платить, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо; 2) в широком смысле слова — бремя, налагаемое любым платежом. На основании анализа предлагаемых в экономической литературе подходов к содержанию понятия «налогового бремени» или «налоговой нагрузки» представляется, что этот показатель определяется на уровне хозяйствующего субъекта как отношение показателей уровня налогообложения и соответствующих им финансово-результирующих показателей (выручки, прибыли, чистого денежного потока), либо величины капитала организации, являющейся следствием динамики финансово-результирующих показателей. Показатели, характеризующие уровень налогообложения, могут быть представлены тремя группами, в соответствии с учетными методами используемыми при их формировании: по методу начисления – налоговые издержки; по кассовому методу – денежные потоки организации, возникающие в процессе налогообложения; по балансовому методу – балансовые остатки кредиторской задолженности перед государством по уплате налогов. Налоговая нагрузка предприятий и эффективность организации налоговой системы страны определяется не только суммами налоговых поступлений, но и расходами на организацию сборов налогов: на налоговый учет на предприятиях и на содержание налоговых органов. За последние годы налоговые органы достигли существенных результатов в разработке самостоятельных правил, регистров и форм деклараций налогового учета. Однако при явном внимании к мерам контроля и снижения налогового бремени затраты на организацию налогообложения имеют четкую тенденцию роста. Увеличиваются объемы отчетности, бесконечно меняются формы бланков. Как обычное явление воспринимается сдача и подготовка промежуточной отчетности до окончания финансового года и налогового периода (с текущего года надо подавать в налоговые органы сведения о стоимости основных средств и недвижимости уже не на начало квартала, а на начало каждого месяца). С введением этих новшеств существенно возрастает загруженность бухгалтерии предприятий. В итоге затраты на содержание бухгалтерии в среднем достигают 2—6% от выручки организаций или 10% от суммы налоговых сборов. Можно предположить, что доля, близкая к названной, приходится и на содержание налоговой службы. Фактом остаются очереди в налоговых инспекциях на сдачу отчетности. В целом услуги налогообложения для предприятий и государства довольно дороги. При этом не поддаются учету затраты предприятий на оплату коммерческих услуг (покупка бланков, сдача обязательной отчетности через Интернет и т.п.). Хотя приведенные цифры явно оценочные, но, тем не менее, они показывают значимость проблемы. Ясно одно — без оценки увеличения трудоемкости подготовки отчетности, без согласования с аналитическими задачами налогообложения, без обсуждения с налогоплательщиками наращивать объемы отчетности и частоту ее представления в налоговые органы и фонды недопустимо.
Еще по теме Сущность и содержание налогового планирования на предприятии.