Реорганизация ООО в 2017: пошаговая инструкция (формы, порядок, протокол)

Реорганизация ООО.
Организационно-правовая форма компании в процессе работы может изменяться из-за обстоятельств. Причин реорганизации может быть много: разделение на две разные, слияние с конкурентами и т.д. Подробная пошаговая инструкция, как правильно выполняется реорганизация ООО с соблюдением закона и правил, представлена ниже.
Смена организационно-правового статуса компании.
Общество с ограниченной ответственностью реорганизуется согласно гл. V «Закона об ООО» и ст. 57 Гражданского кодекса РФ. Реорганизация – это изменение правовой формы ООО путем перехода в другую.
Реорганизация – это изменение правовой формы ООО путем перехода в другую.
По закону утверждены следующие формы реорганизации ООО.
Присоединение. Несколько компаний соединяются, но не создают новое общество, а присоединяются к уже существующему.
Слияние. Несколько компаний решили объединиться и создать новое ООО.
Выделение. Отсоединение нескольких частей, которые получают те же права и обязанности, что и материнская фирма.
Разделение. На базе одной компании образуется несколько мелких.
Преобразование. Изменение юридического лица, то есть ООО решили изменить на АО или ИП.
С 2014 года юридическим лицам стала доступна также смешанная форма реорганизации. По п. 1 ст. 57 ГК разрешается реорганизация с сочетанием различных форм. При этом участвовать в разных процессах могут сразу несколько юридических лиц и правовых форм. Не может участвовать в подобной цепочке только унитарное предприятие. Его реорганизация возможна только с унитарными компаниями.
С 2014 года юридическим лицам стала доступна также смешанная форма реорганизации.
Для примера рассмотрим этапы реорганизации, происходившей в Республике Марий Эл: АО плюс ООО получается АО/ООО и АО+ООО = новая форма.
Из АО «Садовод» г. Йошкар-Ола были выделены ООО «Цветик» и ООО «Лавровка». ООО «Цветик» присоединен к ООО «Черемушки», ООО «Лавровка» слился с товариществом «Улыбка», из которых получилось товарищество «Рябинка». Таким образом, в процессе участвовали АО «Садовод», ООО «Черемушки» и товарищество «Улыбка». В итоге получились АО «Садовод», ООО «Черемушки» и товарищество «Рябинка.
Последствия таковы: все участники получили часть долей АО «Садовод» одновременно, не обходя закон.
Одинаковым этапом для всех форм на пути к смене организационно-правового статуса будет письменное желание учредителей компании на реорганизацию. Если у компании несколько учредителей, созывается собрание и на нем принимается решение о смене правовой формы. Перед общим собранием учредителей вам необходимо подготовить устав компании, определить, в каком порядке будут формироваться доли, каким способом будет проходить реорганизация и прочие организационные вопросы.
Если компания состоит из нескольких учредителей, то созывается собрание и на нем принимается решение о смене правовой формы.
Проще провести подготовку к реорганизации в компаниях с одним учредителем, достаточно его решения. Письменное решение реорганизовать общество готовится учредителем и в течение трех дней подается в налоговые органы, где регистрировалось ООО. В течение 5 дней объявляется о предстоящих изменениях (ст. 60 ГК РФ.
Заявления для кредиторов публикуются в средствах массовой информации (где конкретно – уточните в налоговой, для разных регионов – разные требования). А лучше дополнительно отправить письмо о предстоящих переменах. Требования, по которым составляется уведомление о реорганизации ООО, можно посмотреть здесь.
Готовим пакет документов.
Налоговые органы, где регистрировалось общество, на основе ваших документов внесут в реестр сведения о том, что ООО находится в стадии реорганизации. Для этого необходимо подготовить пакет документов, которые будут представлены в ИФНС РФ. Порядок подготовительного этапа следующий.
1. Пишется заявление по форме 14001. Отметим, что до 2016 года необходимо было использовать форму 12002. Заполнить необходимо титульный лист, где выбирается причина реорганизации, и листы А, Б, В, Г на новых и старых учредителей. Документ прошивается и подписывается. Заполняется форма в присутствии нотариуса, цена услуги – от 1500 рублей.
2. Готовится протокол общего собрания учредителей или ваше личное решение, если у компании один учредитель. Образец протокола можно посмотреть тут.
3. Берется справка от газеты или журнала, где опубликовано заявление о предстоящих изменениях для кредиторов и третьих лиц. С кредиторами лучше завершить все дела до момента реорганизации.
4. В Пенсионном фонде берется справка об отсутствии долгов у ООО.
5. Необходима квитанция из банка об уплате госпошлины в размере 700 рублей.
6. Готовится передаточный акт или разделение баланса, в зависимости от выбранной формы реорганизации.
7. Собираются новые документы на создание юридического лица.
Чтобы подтвердить легитимность работы общества, в ФНС нужно также представить следующие документы.
Устав компании.
Регистрационное свидетельство.
Свидетельство о постановке на учет в налоговой.
Выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ.
Протокол об организации ООО.
Решение о назначение генерального директора от совета учредителей.
Заверенные копии ИНН и паспорта руководителя.
Баланс компании за последний год работы.
Перечисление дебиторов и кредиторов, с которыми работает компания.
К основному пакету необходимо приложить копию документа, относящегося к форме реорганизации, которую вы выбрали. Так, особенности слияния требуют наличия договора от учредителей всех компаний о соединении.
При выборе форм присоединения и слияния прикладывается передаточный акт прав и обязанностей учредителей. Образец передаточного акта можно посмотреть по ссылке. При форме выделения необходимо представить протокол общего собрания учредителей старого ООО и нового.
Если учредителей несколько, копии ИНН и паспортов нужно подготовить от всех участников. После подачи документов необходимо позаботиться о сотрудниках вашей компании. Налоговые органы рассмотрят документы в течение 1,5 месяца и вышлют вам письменное уведомление о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
Не нарушай Трудовой кодекс.
Согласно ТК, трудовые отношения не зависят от формы реорганизации компании. По ч. 5 ст. 75 ТК изменение правовой формы ООО не должно являться основанием для увольнения сотрудников и расторжения с ними трудового договора.
Несмотря на то, что по Трудовому кодексу работодатель не обязан заранее уведомлять работников о предстоящей реорганизации компании, советуем это сделать. Работник может отказаться работать на новом месте, и предстоит получить его согласие. Увольнять работника из-за реорганизации можно только на основании п. 6 ст. 77 ТК.
За две недели предупредите работников о предстоящей реорганизации и проинформируйте о сокращении, если оно предполагается. Например, компания А и В слились в С, необходимость в двух отделах кадров отпала. Увольняемым сотрудникам нужно выплатить компенсацию в размере до трех средних заработных плат и за отпуск.
За две недели предупредите работников о предстоящей реорганизации и проинформируйте о сокращении, если оно предполагается.
По правилам, как только налоговая получит от компании заявление на реорганизацию, к вам в короткие сроки вышлют проверку. Причем выездная проверка будет вне зависимости от того, когда была плановая в последний раз. Проверять комиссия имеет право 3 последних года работы предприятия. Если новая компания, которая образуется после реорганизации, пожелает перейти на УСН. заявление в налоговую подается в общем порядке.
Реорганизация ООО всегда проводится в целях повышения рентабельности компании или спасения от банкротства. Для реорганизации нужно собрать внушительный пакет документов, известить о предстоящих переменах кредиторов и работников, подготовиться к предстоящей проверке. Только пройдя все стадии с соблюдением закона, можно организовать новую правовую форму на основе старой. Процедура долгая, так что подготовьтесь к ней морально.