Регистрация юридических лиц

Регистрация юридических лиц.
Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица. на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права. и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
В соответствии сост. 51 ГК проведение регистрации всех юридических лиц возложено на органы юстиции. Однако пока органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому на практике государственная регистрация юридических лиц осуществляется различными органами главную роль среди которых играют Регистрационные палаты субъектов Российской Федерации.
До принятия специального закона о регистрации юридических лиц соответствующая процедура регулируется специальными нормативными актами об отдельных видах юридических лиц. Указом Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» от 8 июля 1994 г. № 1482 (в отношении коммерческих организаций ) и внутренними правилами, принятыми в отдельных регистрирующих органах.
Для регистрации юридического лица обычно представляются следующие документы: заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей), свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций — также документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала предприятия.
Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного органа от регистрации юридического лица . например при пропуске установленного для регистрации срока.
Сергеев А.П. Толстой Ю.К. Гражданское право. 2005.
Государственная регистрация заключительный этап создания коммерческой организации. Она имеет правоустанавливающее значение.
Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти. осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законодательством (ст. 1 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Целями государственной регистрации субъектов предпринимательства являются.
осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности.
получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер государственного регулирования экономики.
Процедура государственной регистрации юридических лиц включает в себя перечисленные ниже этапы.
1. Представление документов в регистрирующий орган. В качестве регистрирующего органа Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 № 319 Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц . крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей определены налоговые органы РФ.
Для регистрации создаваемой организации необходимо представить следующие документы.
заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена.
решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ.
учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии.
выписка из реестра иностранных юридических лиц ответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица учредителя.
документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных законом. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно или почтовым отправлением.
Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.
2. Проведение правовой экспертизы документов осуществляет регистрирующий орган в целях установления соответствия документов требований законодательства как по форме, так и по содержанию.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
По итогам экспертизы государственный служащий ФНС РФ составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям.
3. Принятие решения о государственной регистрации юридического лица является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.
4. Выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отказ в государственной регистрации допускается в случае.
а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) в иных случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ.
Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается.
Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока, установленного для государственной регистрации (5 рабочих дней) и должно содержать основания отказа.
Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.
Смагина И.А. Предпринимательское право. 2007.
Заключительный этап создания юридического лица государственная регистрация, заключающаяся внесению в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица.
Государственная регистрация вновь создаваемого юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом (налоговой инспекцией) по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица.
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
учредитель или учредители юридического лица при его создании.
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом. актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются.
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации ; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.
В ЕГРЮЛ наряду со сведениями о самом юридическом лице, его имуществе. филиалах и представительствах включается целый ряд сведений о его органах, учредителях (участников) и принадлежащих им правах участия, а также и о некоторых других лицах (реестродержателях.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае.
непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами.
подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
Камышанский В.П. Гражданское право. 2012.
Порядок государственной регистрации юридического лица . Важным этапом образования юридического лица является его государственная регистрация, при которой компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания юридического лица. и принимает соответствующее решение. После чего основные данные об организации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в Российской Федерации статусом юридического лица может обладать не только организация, состоящая из коллектива граждан. но и из одного физического лица. Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (упорядочено). Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица . Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется нормами ГК (ст. 51) и Закона о государственной регистрации.
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти. уполномоченным в порядке, установленном Конституцией и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации . В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти , таким органом является ФНС России, находящаяся в ведении Минфина России. Регистрацией общественных объединений и политических партий как юридических лиц занимается Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). В соответствии с законодательством о налогах и сборах за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина.
Единый государственный реестр юридических лиц . В Российской Федерации ведется единый государственный реестр юридических лиц (далее государственный реестр), содержащий сведения об их создании, реорганизации и ликвидации. Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в государственном реестре, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственного реестра. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом. Он ведется на бумажных и электронных носителях. Записи в государственный реестр вносятся на основании документов, представленных заявителями. При этом каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и указывается дата ее внесения в государственный реестр. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными. Исключение составляют лишь паспортных данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков: они могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде: а) выписки из государственного реестра; б) копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле; в) справки об отсутствии запрашиваемой информации. Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений устанавливается Правительством РФ и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, или по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.
Для государственной регистрации юридического лица при его создании в регистрирующий орган представляются следующие сведения.
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы.
2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с российским законодательством.
3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии.
4) выписка их реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса учредителя иностранного юридического лица.
5) документ об уплате государственной пошлины. Отказ в государственной регистрации допускается в случае.
а) непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.
Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений закона или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
Государственная регистрация юридического лица с включением данных о ней в открытый для всеобщего ознакомления единый государственный реестр юридических лиц удостоверяет полную организационную упорядоченность юридического лица. Более того, она свидетельствует о завершении формирования самостоятельного субъекта гражданского права. поскольку по закону юридическое лицо считается созданным именно с момента его государственной регистрации.
Михайленко Е.М. Гражданское право. 2009.
Регистрация предприятия. Не так давно на то, чтобы открыть свое дело, уходило от одного до двух месяцев. Сначала нужно было подать в налоговую инспекцию необходимые для регистрации документы, затем посетить все внебюджетные фонды и получить свидетельства о постановке на учет в них. Только зарегистрировавшись в фондах, можно было открывать банковский счет и наконец приступать к работе. А если фирма или предприниматель не успевали в срок уведомить инспекцию о регистрации в фондах, так еще и штраф платить приходилось.
Но все это в прошлом. Теперь никуда, кроме налоговой, обращаться не нужно, да и сроки регистрации значительно сократились.
Теперь регистрация проходит по принципу одного окна . И фирмы, и предпринимателей, которые начинают свою деятельность впервые, будут регистрировать в налоговой инспекции. Здесь же будет проходить перерегистрация тех фирм и предпринимателей, которые вели бизнес и до 1 января 2004 г.
Чтобы открыть фирму, нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме № Р11001. Для предпринимателей разработаны две формы заявления.
№ Р21001 для тех, кто впервые открывает свой бизнес.
№ Р27001 для тех, кто прошел госрегистрацию до 1 января 2004 г.
Подробные разъяснения о том, как их заполнить, содержит Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц. а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган также представляются.
решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии.
При регистрации фирм налоговики не вправе теперь требовать договоры аренды. приказы о назначении директора и главного бухгалтера. информационные письма о присвоении кодов статистики и др. Об этом сказано в Письме МНС России от 6 октября 2003 г. № ФС-6-09/1035.
Обращаться во внебюджетные фонды вам тоже не нужно. Теперь это должны делать сами налоговики. В течение пяти дней они обязаны связаться с чиновниками из отделений Пенсионного фонда, Фонда социального страхования. Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования и с местным Управлением Госкомстата. Присвоив фирме или предпринимателю регистрационные реквизиты, фонды сообщат их в налоговую инспекцию. А вам направят заказные письма, подтверждающие постановку на учет. При этом не имеет значения, когда уведомительные письма дойдут до адресата. Чтобы начать работать, достаточно свидетельства, выданного ИМНС.
Правда, фирме придется самостоятельно встать на учет в фондах, если у нее есть обособленное подразделение. Для этого нужно будет представить в отделениях фондов по месту нахождения подразделения фирмы заявление о регистрации в качестве страхователя. а также свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и постановке на налоговый учет. Сроки и порядок представления этих документов содержит Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Все данные о фирме, полученные из фондов, инспекторы вносят в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). А сведения о предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630.
Кстати, в реестр юридических лиц вносится и код по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Причем выбрать его фирма может по собственному усмотрению в зависимости от вида деятельности. А налоговая инспекция должна присвоить ей выбранный код.
ИМНС после внесения всей информации в реестр выдаст вам свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет. Теперь эти два документа удостоверяют факт регистрации фирмы. Более того, с учетом поправки в Федеральный закон О банках и банковской деятельности их достаточно и для открытия банковского счета. Больше никаких документов банки требовать не должны.
Но необходимо обратить внимание на то, что для осуществления некоторых видов деятельности предпринимателю потребуется не только государственная регистрация, но и наличие соответствующей лицензии, то есть разрешения (права ) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданной лицензирующим органом.
Для открытия счета в учреждение банка представляются.
заявление на открытие счета, подписанное предпринимателем.
документ о государственной регистрации предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
карточка с образцом подписи предпринимателя, заверенной нотариально.
Банки открывают счета только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Красова О.С. Бухгалтерский учет и налогообложение от создания до ликвидации организации. 2007.
Документ, подтверждающий факт регистрации, свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления установленных законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по место нахождению указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Государственной регистрации подлежат все лица без исключения.
В случае изменения содержащихся в Государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Афонина А.В. Правоведение. 2010.