Просмотр новости

Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

Операторы по приему платежей;

Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

*В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N717 контроль и надзор за деятельностью микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов в целях ПОД/ФТ передан с 8 сентября 2011 г. от Минфина РФ — Федеральной службе по финансовым рынкам(ФСФР России).

Кроме того, в соответствии со ст.14 Федерального закона N115-ФЗ надзор за исполнением указанного Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

2. Какие организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге?

Ответ: В соответствии с п.1-2 Постановления Правительства РФ от 18.01.2003 N28 постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат только организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, а именно:

Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

Операторы по приему платежей;

Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

3. Какие документы необходимы организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, для постановки на учет в Росфинмониторинге?

Ответ : Для постановки на учет организация представляет в территориальный орган Росфинмониторинга следующие документы на бумажном носителе или в электронной форме:

а) заявление о постановке на учет;

б) карту постановки на учет по форме 2-КПУ. утвержденной приказом Росфинмониторинга от 30 ноября 2005 г. N 164 «Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» (далее — карта 2-КПУ).

Организация вправе представить для постановки на учет дополнительные документы, не предусмотренные настоящим Административным регламентом, которые могут иметь значение для предоставления государственной услуги.

Заявление о постановке организации на учет на бумажном носителе составляется в произвольной форме, подписывается руководителем и заверяется печатью организации.

Карта 2-КПУ на бумажном носителе заполняется с использованием текстового редактора на компьютере либо рукописным способом (печатными буквами) и подписывается руководителем организации. Подпись руководителя, содержащаяся в карте постановки на учет, удостоверяется нотариально.

В заявлении о постановке организации на учет в электронной форме должны быть указаны: полное наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН), фамилия, имя и отчество руководителя организации.

Заявление о постановке организации на учет и карта 2-КПУ в электронной форме подписываются действующей квалифицированной электронной подписью руководителя организации.

Карта 2-КПУ в электронной форме нотариально не удостоверяется.

( п.п.23-27 Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (утв. Приказом Росфинмониторинга от 14.02.2012 N44)).

Указанные документы могут быть представлены в Росфинмониторинг представителем организации или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. По просьбе представителя организации на копии заявления ставится отметка о принятии документов и дата их представления.

4. Должны ли организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, уведомлять Росфинмониторинг об изменениях сведений, включаемых в карту постановки на учет (форма 2-КПУ)?

Ответ. В случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация в течение 5 дней сообщает о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу (п.10 Постановления Правительства РФ от 18.01.2003 N28.)

5. Какие структурные подразделения Росфинмониторинга осуществляют постановку на учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом?

Ответ. Предоставление государственной услуги, а именно постановку на учет и снятие с учета осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга:

1) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу;

2) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу;

3) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу;

4) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу;

5) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу;

6) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу;

7) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу;

8) Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу.

( п.18 Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (утв. Приказом Росфинмониторинга от 14.02.2012 N 44)).

6. Какие обязанности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возложены на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с Федеральным законом N115-ФЗ?

Ответ. В соответствии со ст.7 Федерального закона N115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом ОБЯЗАНЫ:

  • разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля;
  • проходить обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  • идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N115-ФЗ;
  • предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей;
  • систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях;
  • документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг сведения о операциях, подлежащих обязательному контролю, совершаемых клиентами, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, в случае возникновения подозрений, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • и др.

7. Имеют ли право организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, информировать своих клиентов о выполняемых мероприятиях в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

Ответ: В соответствии со ст.4 Федерального закона N115-ФЗ указанным организациям запрещено информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов:

о приостановлении операции,

об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций,

об отказе от заключения договора банковского счета (вклада),

о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

8. Подлежат ли обязательному контролю, в соответствии со ст.6 Федерального закона N115-ФЗ, операции не связанные с основным направлением деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом?

Ответ. В Федеральном законе N 115-ФЗ отсутствует указание на то, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют направлениям их деятельности — банковской, ломбардной, страховой, лизинговой и т.п. поэтому указанные организации должны сообщать в Росфинмониторинг сведения обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, совершаемых их клиентами.

9. Где организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, получают информацию о перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности или терроризме?

Ответ. Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности или терроризме (далее — Перечень), размещается в закрытом разделе официального сайта Росфинмониторинга в сети Интернет ( www.fedsfm.ru ). Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, код доступа к Перечню получают на основании письменного обращения в соответствующем надзорном органе. Указанный перечень систематически обновляется.

10. Является ли нарушением назначение специального должностного лица в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, без наличия высшего профессионального образования?

Ответ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 715 к специальному должностному лицу предъявляются следующие квалификационные требования:

прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему постановлению.

В связи с этим, любое несоблюдение предъявляемых требований к специальному должностному лицу будет являться нарушением организации внутреннего контроля.

11. Куда направляют сведения, предусмотренные Федеральным законом N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом?

Ответ. Все организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом предоставляют информацию, в Росфинмониторинг по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1.

На официальном сайте Росфинмониторинга ( www. fedsfm. ru ) в разделе «Обратная связь» — «В помощь организациям» — «Вопросы и ответы» размещена информация Росфинмониторинга, касающаяся вопросов отправки информации, как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

12. В каком порядке организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют сведения в Росфинмониторинг?

Ответ. Все указанные организации (за исключением кредитных организаций) представляют информацию в Росфинмониторинг в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 — 245 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Сведения об операции с денежными средствами и иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, представляются в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции.

Сведения о необычной операции (сделки), в отношении которой есть подозрение, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, представляются в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления операции.

13. Какие меры воздействия могут быть применены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. и их должностным лицам за неисполнение требований Федерального закона N 115-ФЗ.

Ответ: В соответствии со ст.13 Федерального закона N 115-ФЗ лица, виновные в нарушении указанного закона несут административную, гражданскую и уголовную ответственность.

а) административная ответственность (ст.15.27 КоАП)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

б) уголовная ответственность (ст. 174 и 174.1 УК)

в) отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.