Правово положение иностранных граждан

Правово положение иностранных граждан

Я являюсь гражданином Украины, получил разрешение на временное проживание и подал документы на гражданство РФ. Документы приняли, но никакой справки, подтверждающей прием документов, не выдали.

Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002г. № 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. В п. 34 вышеуказанного Положения указано, что при приеме заявления к рассмотрению должностное лицо проверяет документы, правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, а также наличие всех необходимых документов. Заявление подлежит регистрации. Регистрационный номер проставляется на бланке заявления.

Заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплату государственной пошлины или консульского сбора. В справке также указываются регистрационный номер заявления и статья (часть, пункт) Федерального закона, на основании которой подано заявление. Приказом Федеральной миграционной службы РФ от 19.03.2008г. № 64 утвержден Административный регламент исполнения

Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

В п. 17.2 Административного регламента также указано, что о принятии заявления к рассмотрению, после подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, полномочным органом, принявшим заявление, заявителю выдается справка установленного образца (приложение № 1 к Административному регламенту).

Гражданин Азербайджана желает получить образование в магистратуре в ВУЗе РФ. Следует ли ему получать разрешение в ФМС по прибытии в РФ? На какой срок пребывания он может рассчитывать? Возможно ли ведение им трудовой деятельности?

Любой иностранный гражданин, прибывший на территорию РФ и планирующий остаться в России на срок, превышающий срок временного пребывания (срок постановки на миграционный учет), должен подать в Управление ФМС по месту жительства заявление о выдаче разрешения на временное проживание (выдается на 3 года) либо заявление о выдаче разрешения на работу (выдается на 1 год). Срок временного пребывания иностранного гражданина ограничивается сроком выданной ему визы (для тех, кто въезжает в РФ по визе) или не может превышать 90 суток (для тех, кто въезжает в РФ в безвизовом порядке).

Если между гражданином Азербайджана и руководством ВУЗа будет заключен договор на обучение, то срок временного пребывания может быть продлен по ходатайству руководства ВУЗа, направленному в УФМС, на срок заключенного договора.

Ведение иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ возможно только при наличии разрешения на работу либо при наличии вида на жительство.

Является ли отказом в получение разрешения на временное проживание отсутствие квоты?

В соответствии со ст. 6 ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;

7) являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию.

Я гражданка России, супруг — иностранец, имеем несовершеннолетнего ребенка. После окончания срока регистрации супруг не выехал из РФ, за что был выдворен за пределы РФ. Насколько это законно?

Административное дело о названном правонарушении рассматривается судом. Суд, принимая решение о выдворении, должен учитывать обстоятельство, что семья правонарушителя проживает на территории России. И в случае выдворения его за пределы РФ он не имеет права на возвращение в Россию в течение пяти лет, тем самым лишен возможности проживать с семьей. Принцип единства семьи и недопустимости вмешательства государства в осуществление права на личную и семейную жизнь установлен рядом международно-правовых документов, ратифицированных РФ.

Суд должен был применить статью 8 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», регламентирующей принцип единства семьи и запрещающей государству вмешательство в осуществление частной и семейной жизни: «Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны государственных органов в осуществление этого права, за исключением вмешательства, предусмотренного законом и необходимого в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

Такая мера, как выдворение из страны, является крайней и представляет особое вмешательство государственных органов в осуществление права на уважение семейной жизни, гарантированного пунктом 1 статьи 8 Конвенции. В связи с этим принятие решения о выдворении должно соответствовать требованиям пункта 2 статьи 8 Конвенции, то есть должно быть «предусмотрено законом», направлено на достижение одной или нескольких правомерных целей, которые перечислены в данной статье Конвенции и быть «необходимым в демократическом обществе» для реализации этих целей. Преследуемые государственными органами правомерные цели должны быть сопоставлены со степенью серьезности вмешательства в право граждан на уважение их семейной жизни.

На основании ч.2 ст. 4.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Одним из таких обстоятельств может служить то, что гражданин впервые привлекается к административной ответственности, при этом признает свою вину и намерен исправить нарушение.

Я гражданка Литвы, замужем за гражданином РФ. Могу ли я находиться в РФ год?

Согласно ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание.

Нужно ли получать разрешение на работу при наличии разрешения на временное проживание?

Порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности и использования труда иностранных граждан определен в статьях 13 и 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон).

В связи с внесением изменений в Закон Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ принципиально изменился порядок установления трудовых отношений с иностранными гражданами, имеющими разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Выразилось это в том, что с 15.01.2007 (дата вступления ФЗ в силу) временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане больше не входят в перечень иностранных граждан, которые могут осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу и вне зависимости от того, имеется ли у работодателя разрешение на привлечение и использование иностранных работников (они исключены из абзаца второго пункта 4 статьи 13 Закона).

В связи с этим с 15.01.2007 трудовые отношения с временно проживающими иностранными гражданами должны устанавливаться так же, как и с временно пребывающими иностранными гражданами, то есть при наличии разрешения на работу.

У моего папы административное выдворение с 21.12.2004г. можно ли его анулировать раньше срока?

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.96 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в случае если в период своего предыдущего пребывания в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы РФ, то в течение пяти лет со дня административного выдворения въезд на территорию РФ не разрешается.

Также согласно п. 6 ст. 26 вышеуказанного закона въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации лицо уклонилось от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или с депортацией, — до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.

Законодательством не предусмотрено сокращение ограничительного срока.

Я являюсь гражданином Молдовы, женат на гражданке России, подал документы на разрешение на временное проживание. Должен ли я успеть до 1 января 2009г. подать документы на гражданство РФ, чтобы получить его по упрощённому порядку?

Основания для приема в гражданство РФ в упрощенном порядке отражены в ст. 14 ФЗ «О гражданстве» от 31 мая 2002 года № 62 — ФЗ (ред. от 04.12.2007) (далее Закон).

Частью 4 ст. 14 данного Закона предусмотрено: «Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 Закона, если они до 1 января 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации».

Возможно, в дальнейшем данный срок будет продлен законодателями.

Статьей 14 Закона предусмотрены другие основания приема в гражданство в упрощенно порядке, которые будут действовать и после 1 января 2009. Если Вы не подпадаете под действие данной статьи, Вам следует получать гражданство на общих основаниях (ст. 13 Закона).

Я гражданка Республики Беларусь. Могу ли я встать на учет по беременности в г. Санкт-Петербурге бесплатно?

Между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь 24 января 2006 года подписано Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации. Федеральным законом РФ от 28.02.2008г. № 12-ФЗ данное Соглашение было ратифицировано.

Настоящее Соглашение устанавливает порядок оказания медицинской помощи гражданам РФ и РБ в государственных учреждениях здравоохранения данных государств и определяет следующее:

— Граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в России (получившие вид на жительство в РФ), имеют равные права с гражданами РФ на получении медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения РФ.

— Граждане Республики Беларусь, временно пребывающие (не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание в РФ) и временно проживающие в РФ (получившие разрешение на временное проживание в РФ), имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания в России заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

— Граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в России и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами РФ, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

Могу ли я по приезду из Казахстана в Россию зарегистрироваться у друзей на территории РФ, не имеющих своего жилого помещения? Что необходимо для регистрации?

К сожалению, в своем обращении Вы не указываете, состоите ли Вы в гражданстве какого-либо государства. Предполагается, что Вы являетесь иностранным гражданином относительно РФ или лицом без гражданства.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 115-ФЗ) определяет правовое положение таких лиц в РФ. Следует начать с того, что согласно Закону № 115-ФЗ если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то срок его временного пребывания в РФ не может превышать 90 суток.

Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации.

Иностранные граждане, временно проживающие и временно пребывающие в стране, по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания подлежат учету по месту пребывания. Так основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у него такового. Основанием же для регистрации иностранного гражданина по месту жительства на территории РФ является наличие у него права пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ. Наличие указанного права определяется в соответствии с российским жилищным законодательством.

Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии. Соответственно, такое согласие должно быть выражено лицом, обладающим соответствующим правом на конкретное жилое помещение.

Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.

Принимающей стороной в установленные законом сроки (т.е. в течение одних суток) уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением. Таким образом, подтверждением выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета либо организацией федеральной почтовой связи.

Следует помнить, что временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из России по истечении срока временного пребывания, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок временного пребывания, либо ему выдано разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном Законом № 115-ФЗ.

Имеет ли право лицо без гражданства, временно пребывающее в РФ, получившее разрешение на работу в одном субъекте РФ, осуществлять трудовую деятельность в другом?

Постановлением правительства РФ от 17.02.2007 года № 97 были установлены случаи осуществления трудовой деятельности иностранными гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

Установлены случаи, в которых временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу:

а) направление в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 10 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину;

б) если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 60 календарных дней в течение периода действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину.

Также установлены случаи, в которых временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание:

а) направление в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б) если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

Списки профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и иностранный гражданин, временно проживающий в РФ, в случаях перечисленных выше вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено проживание, устанавливаются с учетом региональных особенностей рынка труда, потребности в привлечении иностранных работников и необходимости трудоустройства в приоритетном порядке граждан РФ. В перечни профессий рабочих, в частности, включены асфальтобетонщики, водители автомобиля, дорожные рабочие, матросы, машинисты крана, а в перечни должностей служащих — аккомпаниаторы, артисты, корреспонденты, постановщики трюков, переводчики, экспедиторы.

Мы с мужем в браке 11 лет, имеем 4 детей. В 2004 году муж был депортирован из РФ. Действительно ли он имеет право вернуться в РФ через три года, так как у нас статус международной семьи, а жена и дети являются гражданами РФ?

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ (в редакции от 04.12.2007г.) въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортировались, — в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации или депортации.

Возможно, Ваш супруг не воспользовался правом обжалования принятого в отношении него решения о депортации (или выдворении), хотя имел шансы на удовлетворение жалобы.

Позиция высших судебных инстанций (Верховный Суд РФ, Конституционный суд РФ, Европейский Суд по правам человека) определяет необходимость тщательного подхода к каждому конкретному случаю при выявлении правонарушения. Установление ответственности за него и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям, а также отвечать характеру совершенного деяния.

Государство вправе принимать решения о выдворении или депортации нарушителей из числа иностранцев за пределы страны, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, закрепленное статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (См. Определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 г. № 55-О «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера. »).

Рекомендуем Вам обратиться в Федеральную Миграционную Службу России с просьбой отменить решение о депортации Вашего супруга, поскольку оно нарушает нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Ваши конституционные права на уважение частной и семейной жизни, лишает Вас и Вашего супруга возможности совместно проживать и воспитывать детей. В случае отказа, обжалуйте его в судебном порядке.

Что значит зарегистрироваться по месту жительства в течение трех дней по приезду в РФ для получения гражданства? Является ли уведомление в ФМС регистрацией?

Для того чтобы начать процедуру приобретения гражданства РФ иностранным лицом или лицом без гражданства необходимо законно въехать на территорию РФ и законно на ней находиться, т.е. иметь действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные документы, подтверждающие право иностранца на пребывание (проживание) в РФ.

Для регистрации иностранного гражданина по месту жительства на территории России необходимо также находиться на ее территории на законных основаниях. Кроме того, необходимым условием для такой регистрации является наличие у иностранца права пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Закон № 109-ФЗ) факт въезда иностранного гражданина в РФ является основанием для постановки его на миграционный учет, который представляет собой деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях, связанных с их въездом в РФ, транзитным проездом через территорию России, передвижением по ее территории при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах РФ либо выездом из Российской Федерации.

Согласно ст. 20 Закона № 109-ФЗ временно проживающий или временно пребывающий в РФ иностранный гражданин подлежит учету по месту пребывания, на который он обязан встать по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия.

Основанием для такого учета является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у иностранного гражданина места жительства. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания. Для этого иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и миграционную карту. Подтверждением выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета либо организацией федеральной почтовой связи.

Таким образом, миграционный учет имеет уведомительный характер, а постановка на такой учет является регистрацией не по месту жительства, а по месту пребывания.

Существуют ли какие-либо ограничения для иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, для осуществления в РФ трудовой деятельности?

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Указанные категории лиц имеют право осуществлять в Российской Федерации трудовую деятельность при соблюдении правил, установленных Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 115-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

В статье 13 Закона № 115-ФЗ уточняется, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом. В числе таких ограничений прежде всего назван запрет временно проживающему в Российской Федерации иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание или выдано разрешение на работу.

Однако согласно ч. 6 ст. 13 Закона № 115-ФЗ Правительство РФ может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности и вне пределов указанных субъектов с учетом особенностей региональных экономических связей.

Другое ограничение касается права иностранного гражданина замещать определенные должности и заниматься отдельными видами деятельности. Так в ст. 14 Закона № 115-ФЗ установлено, что иностранный гражданин не имеет права:

-находиться на муниципальной службе;

-замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

-быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

-быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

-быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 755 такими объектами являются объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций; организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.

И, наконец, еще одно ограничение, напрямую связанное с трудовой деятельностью, установлено ч. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ, согласно которой иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

-постоянно проживающих в Российской Федерации;

-являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

-являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

-являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

-являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

-обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

-обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

-приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации.

Решение об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на работу может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином указанного уведомления.

Какие документы необходимы для установления личности иностранного гражданина и лица без гражданства, обратившихся за совершением нотариального действия?

Нотариальные действия в Российской Федерации совершаются в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (далее Основы).

В соответствии со ст. 42 Основ при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Личность иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Так, документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

— документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

— разрешение на временное проживание;

— вид на жительство;

— иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Также следует помнить, что в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 4 декабря 2003 г. N 731 «О признании действительными до 1 января 2008 г. паспортов гражданина СССР образца 1974 года для некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» признаны действительными до 1 января 2008 г. паспорта гражданин СССР образца 1974 г.:

— удостоверяющие личность иностранных граждан, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. — для постоянного проживания в Российской Федерации указанных лиц;

— удостоверяющие личность лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке по состоянию на 1 ноября 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации, — для пребывания, временного и постоянного проживания в Российской Федерации указанных лиц.

Таким образом, личность иностранного гражданина и (или) лица без гражданства, обратившихся за совершением нотариального действия на территории Российской Федерации, должны быть установлены нотариусом на основании вышеперечисленных документов.

Мы с супругом — уроженцы Р. Азербайджан проживаем в РФ без регистрации, но факт постоянного проживания с 1995 года установлен в судебном порядке. Разъясните процедуру легализации нашего проживания в России.

Порядок и условия получения гражданства Российской Федерации регулируются Федеральным законом РФ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (далее Закон № 62-ФЗ), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325, международными соглашениями по вопросам упрощенного порядка приобретения гражданства.

Для всех иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированных по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года либо получивших разрешение на временное проживание в РФ, существует упрощенный порядок приобретения гражданства РФ без представления вида на жительство.

Данная норма закреплена в пункте 4 статьи 14 Закона № 62-ФЗ. Но поскольку Вы не были зарегистрированы по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года, Вам необходимо получить разрешение на временное проживание в РФ, после чего Вы будете вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке. Данное правило распространяется на лиц, обратившихся с заявлением о приеме в гражданство РФ до 1 января 2008 года. А поскольку срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на временное проживание составляет 6 месяцев, Вам необходимо уложиться в срок для подачи заявления о приеме в гражданство РФ.

С заявлением о выдаче разрешения на временное проживание вправе обратиться лица, находящиеся на территории России на законных основаниях. В соответствии c Федеральным законом РФ № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее Закон № 115-ФЗ) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин определен как лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Учитывая отсутствие у Вас вышеперечисленных документов, а также то, что факт Вашего постоянного проживания на территории Российской Федерации установлен в судебном порядке, то согласно инструктивному письму ФМС России от 06.06.2006 г. № мс-1/8-9140 Вы можете обратиться с заявлением о выдачи Вам разрешения на временное проживание без выезда за пределы России, т.к. прибыли на территорию РФ до вступления в силу Закона № 115-ФЗ и не имели документов на пребывание в РФ.

Для этого необходимо обратиться с письменным заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. Разрешение на временное проживание выдается сроком на три года.

Порядок приема заявлений и выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание, перечень документов, необходимых при подаче заявления о предоставлении разрешения на временное проживание регулируются Законом № 115-ФЗ, Положением «О выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 г. № 789. В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами при подаче заявления о предоставлении разрешения на временное проживание в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ по месту проживания принятое заявление должно быть зарегистрировано с проставлением на нем регистрационного номера.

Обратите внимание, Вам должна быть выдана справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению. В случае отказа в удовлетворении заявления Вы вправе обжаловать такой отказ в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе. Из Вашего обращения не ясно, документировались ли Вы паспортами Республики Азербайджан. В случае наличия у Вас гражданства иностранного государства и соответствующих паспортов необходимо представить документы об отсутствии или отказе от имеющегося иного гражданства. Это соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в дипломатическое представительство или консульство об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя. В этом случае процедура приобретения гражданства будет аналогична вышеизложенной.

В случае, если Вы не были документированы национальными паспортами, а имеются паспорта СССР образца 1974 года, либо вообще отсутствуют какие-либо документы, удостоверяющие личность, то следует письменно обратиться в территориальный орган миграционной службы по вопросу установления личности лица без гражданства, приложив судебное решение об установлении факта проживания на территории России.

После получения разрешения на временное проживание, Вы сможете приобретать и осуществлять права и обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, включая социальную поддержку, а также представится возможным обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.

Я гражданка РФ 46 лет. Мой сын — гражданин Украины, инвалид 3 группы. Может ли он рассчитывать на получение гражданства вне квоты?

Согласно статье 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 №115-ФЗ, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ.

Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;

7) являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ» № 62-ФЗ от 31.05.2002 г. (далее Закон) иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации. Данный закон не предусматривает квот для подачи заявления о приеме в гражданство.

Статьей 14 Закона предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство. Согласно ч. 1 ст. 14 Закона иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п.»а» ч.1 ст. 13 Закона, если указанные граждане имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации.

Есть и иной путь решения данного вопроса через получение разрешения на временное проживание в РФ в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных п. «а», «в» и «д» ч. 1 ст.13 Закона, если они до 1 января 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Я — гражданин Узбекистана, проживаю в России с 2000 года. В паспортном столе мне разъяснили, что для получения разрешения на временное проживание у меня должна быть миграционная карта и регистрация. Как ее получить?

Легализация иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г. № 115-ФЗ, в соответствии с которым законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Миграционная карта — документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации. Таким образом, это документ, который иностранный гражданин получает при пересечении границы РФ.

До получения разрешения на временное проживание нахождение иностранного гражданина на территории РФ носит характер временного пребывания и возлагает на него обязанность по постановке на учет по месту пребывания. Это означает, что в соответствии с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006г. № 109-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан в течение трех рабочих дней со дня въезда на территорию РФ уведомить орган миграционного учета о своем прибытии, предъявив документ, удостоверяющий личность, а также миграционную карту. С этого момента иностранный гражданин обладает правом на подачу заявления о выдаче разрешения на временное проживание в пределах установленной Правительством РФ квоты.

Если Вы проживаете в России нелегально, нарушая порядок пребывания и проживания на территории РФ, то рискуете быть подвергнутым административному наказанию с выдворением за пределы РФ или без такового. Вам следует выехать из России с целью последующего въезда на территорию РФ на законных основаниях. Обращаем Ваше внимание на то, что в случае вынесения в отношении Вас решения о выдворении за пределы РФ, Вы не сможете въехать в Россию в течение последующих пяти лет.

Однако если Ваше проживание в России с 2000 года подтверждается различными документами (трудовая деятельность, обучение, медицинское наблюдение и т.д.), то в отношении Вас может быть применен иной порядок легализации, предусмотренный Разъяснительным письмом ФМС России от 06.06.2006г. № МС-1/8-9140. В данном письме содержатся указания, в соответствии с которыми иностранные граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации до вступления в силу ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (1 ноября 2002 года) из государств-участников СНГ в порядке, не требующем получения визы, а также иностранные граждане, имеющие документально подтвержденный статус добровольного переселенца в Российскую Федерацию, и не имеющие документов на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в отношении которых установлен в судебном порядке факт постоянного проживания в Российской Федерации, могут обратиться с заявлением о выдаче им разрешения на временное проживание без выезда за пределы Российской Федерации (т.е. без предоставления миграционной карты).

Таким образом, при наличии документов, подтверждающих Ваше проживание в России с 2000 года, Вам следует обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта постоянного проживания на территории РФ, указав правовыми последствиями при установлении данного факта — получение разрешения на временное проживание в РФ. При наличии судебного решения Вы обратитесь в паспортный стол (ныне Отделение УФМС) для постановки на миграционный учет, после чего сможете подать заявление о выдаче разрешения на временное проживание в пределах установленной Правительством РФ квоты.

Следует также отметить, что в данном случае в соответствии со статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Вы можете быть привлечены к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Разъясните, пожалуйста, п. 7 ст. 7 Закона № 155-ФЗ, регулирующего правовое положение иностранных граждан в РФ.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством. Так, на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что согласно ст.ст. 1.1 и 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) соответствует принципам и нормам международного права. Регламентация же правового положения иностранных граждан, их пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в части предоставления им разрешений на временное пребывание (проживание) в Российской Федерации, осуществлена Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон).

Так, ст. 7 Закона определяет основания и порядок отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, среди которых и неоднократное (два и более раза) в течение одного года привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации (п. 7 ст. 7).

К числу административных правонарушений, являющихся в силу пункта 7 статьи 7 Закона основанием для отказа иностранному гражданину в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации (или аннулирования ранее выданного разрешения), статья 18.8 КоАП РФ относит нарушение установленных правил въезда в Российскую Федерацию, правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов — неподача заявления об их утрате в соответствующий орган либо неисполнение обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

Применяя же пункт 7 статьи 7 Закона, уполномоченные органы исполнительной власти должны, по буквальному смыслу содержащихся в нем требований, ограничиваться лишь установлением факта неоднократности привлечения иностранного гражданина в течение одного года к административной ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации — без учета степени общественной опасности совершенного правонарушения, личности правонарушителя, его семейного положения.

Между тем, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 К онвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).

Как выехать из Казахстана моей жене (гражданка Казахстана) с двумя несовершеннолетними детьми от первого брака и легализовать проживание в РФ, учитывая, что отец детей не дает согласие на приобретение ими гражданства РФ?

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 115-ФЗ).

К сожалению, из Вашего обращения не ясна цель приезда Вашей супруги в Россию.

По общему правилу, согласно ст. 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в РФ иностранца, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом. Срок временного пребывания иностранца в РФ может быть, соответственно, продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ.

Временно пребывающий в РФ иностранец обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или срока, установленного указанным Законом, если на момент истечения данных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Согласно ст. 6 Закона № 115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

В случае наличия у иностранного гражданина зарегистрированного брака с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 6 Закона № 115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано без учета названной квоты.

Фактические брачные отношения не подпадают по сферу действия данного пункта. В соответствии со ст. 8 Закона № 115-ФЗ в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранцу по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

Статья 14 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» (далее Закон № 62-ФЗ) предусматривает упрощенный порядок приобретения гражданства РФ, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные Законом № 62-ФЗ.

Так, п. «б» ч. 2 названной статьи, предусматривает прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в случае, если иностранный гражданин состоит в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет.

После приобретения гражданства РФ Вашей супругой представится возможным приобретение гражданства ее несовершеннолетними детьми. Так, согласно ч. 6 ст. 14 Закона № 62-ФЗ в гражданство Российской Федерации принимается в упрощенном порядке ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не потребуется, если ребенок будет проживать на территории Российской Федерации. Также сообщаем, что с целью обеспечения благоприятных условий для реализации гражданами на основе свободного волеизъявления права выбора и приобретения гражданства, между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией (далее Стороны) заключено Соглашение от 26 февраля 1999 года «Об упрощенном порядке приобретения гражданства» (далее Соглашение). Согласно Соглашению приобретение гражданства одной из Сторон и выход из гражданства другой Стороны производится на основе свободного волеизъявления заинтересованных лиц в соответствии с законодательством Сторон и положениями Соглашения.

Я гражданин Республики Молдова, имею вид на жительство в РФ. В настоящее время сдал документы на приобретение гражданства России. Могу я быть трудоустроен без получения разрешения на работу при наличии вида на жительство?

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях на территории Российской Федерации регламентируются статьей 13 Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г. № 115-ФЗ.

Так, в соответствии с данной статьей иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Действительно, иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. А работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Однако указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, постоянно проживающих в России, т. е. имеющих вид на жительство, а также на иностранных граждан, временно проживающих в России, т.е. имеющих разрешение на временное проживание. Данный порядок применяется лишь к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам.

Таким образом, иностранный гражданин, получивший вид на жительство, обретает право на участие в трудовых отношениях без оформления разрешения на работу.

По вопросу замены паспорта я обратился в паспортный стол, мне предложено собственноручно заполнить запросы в различные органы и звонить в паспортный стол на предмет получения ответов. Правы ли сотрудники?

Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 28 декабря 2006 года № 1105, предусмотрен порядок выдачи и замены паспортов территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан.

В соответствии с вышеуказанным регламентом для замены паспорта гражданин представляет:

— заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П;

— две личные фотографии установленного образца;

— документы, подтверждающие основания для замены паспорта (при достижении 20-летнего и 45-летнего возраста — паспорт, подлежащий замене; при изменении гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменении сведений о дате (числе, месяце, годе) и/или месте рождения — паспорт, подлежащий замене, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о перемене имени, повторное свидетельство о рождении; при непригодности паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин — паспорт, подлежащий замене; при обнаружении неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей паспорт, подлежащий замене; при изменении внешности — паспорт, подлежащий замене);

— документы, необходимые для проставления отметок в паспорте;

— квитанцию об оплате государственной пошлины;

Документы и личные фотографии должны быть сданы в 30-дневный срок с момента наступления оснований для выдачи или замены паспорта.

Днем принятия документов считается день подачи всех надлежащим образом оформленных документов и фотографий, установленных Административным регламентом.

В случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта паспорт выдается: в 10-дневный срок со дня принятия всех необходимых документов подразделениями в случае оформления паспорта по месту жительства; в 2-месячный срок со дня принятия всех необходимых документов подразделениями в случае оформления паспорта не по месту жительства, а также в связи с утратой (похищением) паспорта.

Гражданам выдается справка о приеме документов на оформление паспорта. По желанию гражданина на срок оформления паспорта может быть выдано временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме № 2П.

Заполнение каких-либо запросов, необходимых при выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации, осуществляется только сотрудниками территориальных подразделений Федеральной миграционной службы России.

В 2002 г. посредством юридической фирмы я получил паспорт гражданина РФ и был зарегистрирован на ее территории. Данный паспорт был признан недействительным и был изъят. Каковы должны быть мои действия?

В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В настоящее время, не имея паспорта гражданина РФ, удостоверяющего Вашу личность и подтверждающего наличие гражданства РФ, а также не имея доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, Вы являетесь лицом без гражданства. Однако на Вас распространяются положения Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 115-ФЗ), регулирующего правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, поскольку понятие «иностранный гражданин» в целях применения названного закона включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

К сожалению, Ваше обращение не содержит сведений, позволяющих определить конкретный путь легализации Вашего проживания на территории России и порядок приобретения гражданства.

В частности, неизвестно: состояли ли Вы ранее в гражданстве иного государства и документировались ли паспортом данного государства, либо Вы были документированы ранее паспортом СССР образца 1974 года; какими документами подтверждается ваше постоянное проживание на территории России и с какой даты, если таковые имеются; по какой причине Ваш паспорт гражданина РФ был признан незаконно выданным и в каком порядке изъят. Также в связи с тем что производство по делам о гражданстве РФ, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, отнесено федеральным законодательством к компетенции Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, важно знать какую роль выполняла юридическая фирма, посредством которой Вы приобрели российское гражданство, и существует ли данная фирма в настоящее время. Все вышеозначенные моменты являются существенными и влекут определенные юридические последствия. Отсутствие таких сведений и документов не позволяет в полной мере оценить ситуацию с правовой точки зрения и лишает возможности предоставления квалифицированной юридической помощи.

В этой связи, для истребования каких-либо разъяснений компетентного органа в сфере миграции с целью легализации Вашего проживания в России и документирования паспортом гражданина РФ, рекомендуем Вам обратиться с письменным заявлением в вышеназванный орган с просьбой разъяснить легализацию Вашего проживания на территории России в соответствии с действующим законодательством, исходя из Вашей ситуации. Заявление следует направить посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением.

Я являюсь гражданкой Узбекистана, но родилась в России. Моя мама гражданка РФ. Сейчас я приехала в Москву для обучения в ВУЗе, оформила миграционную карту с регистрацией в обежитии. Сейчас хочу получить гражданство РФ в упрощенном порядке?

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 11.11.2003г. № 151-ФЗ и от 02.11.2004г. № 127-ФЗ) Вы имеете право на обращение с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, поскольку проживаете на территории РФ, родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР. В вашем случае факт постоянного проживания на территории РФ может быть установлен в судебном порядке.

Я родился на территории России в 1968 году. Затем с родителями переехал в Азербайджан, где прожил до 1993 года. Гражданства Азербайджана я не приобретал. Имею паспорт СССР. Могу ли я быть признан гражданином Российской Федерации?

В соответствии п. 7 ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. Согласно ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-I года «О гражданстве Российской Федерации» лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если они родились на территории РФ.

Из этого следует, что Вы состоите в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу ч. 3 ст. 6 Конституции РФ не можете считаться лишившимся этого гражданства, если Вы не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 г. № 235-О указано, что выражение «считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации» означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления».

Из этого следует, что сам факт Вашего проживания за пределами РФ не является основанием для утраты Вами гражданства РФ. Ст. 4 названного закона установлено, что проживание гражданина РФ за ее пределами не прекращает российского гражданства.

При отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство РФ, возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки Вам будет сообщено. В случае подтверждения наличия гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

В каких случаях возможен отказ в приеме документов для оформления гражданства РФ?

Законом РФ №62 от 31.05.2002 г «О гражданстве РФ» определены основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ.

Согласно ст. 16 указанного закона, лицам, подавшим заявление о приеме в российское гражданство будет, отказано в том случае, если они:

1. выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности РФ;

2. в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ, выдворялись за пределы РФ;

3. если при оформлении заявления использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

4. состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

5. имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами;

6. преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

7. осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы т.е. находящимся в местах лишения свободы. Данное ограничение действует до истечения срока наказания и снятия судимости.

Решение о приеме в гражданство может быть отменено полномочными органами внутренних дел. Отмена решения о приеме в гражданство РФ применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт предоставления заведомо ложных документов и сведений устанавливается в судебном порядке.

Я сейчас собираю документы для оформления российского гражданства. При оформлении возник вопрос: почему при получении российского гражданства необходимо отказываться от имеющегося иного гражданства? В какой форме оформляется факт такого отказа?

Порядок и условия получения гражданства Российской Федерации регулируются законом РФ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г. № 62. В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона № 62 иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при соблюдении условий,одним из которых является обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

Отказ от иного гражданства не требуется в случаях, если:

— это предусмотрено международным договором РФ, предусматривающим возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства РФ (так, например, не требуется отказа от иного гражданства гражданам Таджикистана, в соответствии с договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства);

— для лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории РФ;

— для лиц, имеющих статус беженца;

— для ветеранов Великой Отечественной войны;

— для детей и недееспособных лиц; — для лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией.

Документом, подтверждающим обращение заявителя от отказе от имеющегося иного гражданства, является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в дипломатическое представительство или консульство об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя.

В случае, если обращение в дипломатическое представительство или консульство направляется заявителем по почте, при подаче заявления о приобретении гражданства РФ одновременно представляется квитанция о заказном почтовом отправлении.