План счетов бухгалтерского учета на 2017 год для ИП, график документооборота в бухгалтерии образец.

План счетов бухгалтерского учета ИП в 2017 году: разработка и ведение документа

Планы счетов бухучета в 2017 г. считаются документами, в которых предприниматели регистрируют и группируют активы, обязательства, хозоперации и иные факты хоздеятельности в бухучете. При этом в учете ИП отражают синтетический счет — 1 порядка и субсчет — 2 порядка.

На данный момент при ведении бизнес-дела бизнесмены пользуются планом бухсчетов и инструкцией по его использованию, которые установлены в приказе Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н, который действителен и в 2017 г.

План счетов бухучета — основные понятия

План счетов бухучет а применяют во всех фирмах ИП, которые ведут учет финансовой и хоздеятельности и делают при этом двойную запись.

При ведении подобного плана ИП сопоставляет показатели бухгалтерского учета с параметрами действующей отчетности.

Планом счетов бухгалтерского учета не пользуются в банке и в госучреждениях. Таким документом пользуются в коммерческих компаниях и фирмах ИП.

При ведении плана бухсчетов — 2017, различные негосударственные компании и фирмы ИП составляют рабочий план счетов. В подобном документе сотрудники ИП отражают 2 вида счета — синтетический и аналитический.

В зависимости от типа хозоперации, бухсчета бывают — активными (А), пассивными (П) и активно-пассивными (АП).

Каждый счет — это двухсторонняя таблица, в которой:

Для одних бухгалтерских счетов Дт — это увеличение, Кт — снижение, а для иных, в точности да наоборот.

Активные — это бухсчета, на которых учитывают различные средства фирмы.

Сальдо для подобного счета отражают по Дт: увеличение — по Дт, снижение — по Кт.

Пассивные — бухсчета, в которорых отражают источники средств фирмы. Сальдо отражают по Кт: увеличение по Кт, снижение по Дт.

Активные бухсчета отличаются от пассивных тем, что:

  • во всех операциях они имеют начальное сальдо по Дт, которое отражает наличие финансовых и иных средств на начало календарного года;
  • при использовании подобных бухгалтерских счетов по Дт средства фирмы ИП увеличиваются, а по Кт — уменьшаются;
  • конечное сальдо таких бухгалтерских счетов (А) отражают только по Дт. Подобное сальдо показывает количество средств фирмы ИП на конец календарного года.

Активно-пассивные — бухсчета, которые имеют одностороннее сальдо (по Дт или по Кт), 2-стороннее сальдо (и по Дт, и по Кт).

Если по таким бухсчетам выводят 1 сальдо, то оно считается итоговым и суммирует результаты противоположных хозопераций.

Так, по строке 99 «Убытки и прибыль» бизнесмены фиксируют и убытки, и показатели прибыли, однако, в конце конкретного месяца выводят итоговый финрезультат — прибыль (итоговое сальдо — по Кт) или убыток (итоговое сальдо — по Дт).

Бесплатная круглосуточная поддержка юриста по телефону:

8 (499) 350-80-24 (звонок бесплатен)

В некоторых случаях в АП — счетах итоговое сальдо не получается вывести. В подобной ситуации итоговое сальдо отличается от показателей бухгалтерского учета.

В частности, бухсчет 76 «Расчеты с различными кредиторами и дебиторами», на первый взгляд, можно заменить 2 счетами: «Расчеты с дебиторами» — активным и «Расчеты с кредиторами» — пассивным.

Однако подобные расчеты отражают только на 76 счете, потому что в них происходят ежедневные изменения — дебитор становится кредитором и наоборот. В итоге разбивать один 76 бухсчет на 2 считается лишним действием.

Подсказки на видео

Бухучет — 2017: составление бизнесменом рабочего плана бухсчетов

С текущего года все фирмы, которые пользуются УСН, занимаются ведением бухучета в полном объеме. В подобной ситуации сотрудник ИП разрабатывает учетную политику и рабочий план бухсчетов.

Согласно ФЗ от 6 декабря 2012 г. № 402 «О бухучете» сотрудники ИП разрабатывает учетную политику, пользуясь при этом различными федеральными и иными стандартами.

В подобной ситуации сотрудники ИП пользуются Положениями о бухучете (ПБУ):

  • 1/2008 — «Учетная политика компании»,
  • 5/01 — «Бухучет МПЗ — запасы различных матсредств»,
  • 6/01 — «Бухгалтерский учет ОС»,
  • 15/2008 — «Бухучет расходов по заемных и кредитным финсредствам» и др.

Бизнесмены в учетной политике компании отражают конкретные формы первички.

Формы первички могут быть различными, однако, они должны обладать реквизитами:

  • наименование документа (в частности, «Акт приобретения матценностей у населения»);
  • дата оформления документа;
  • название компании ИП;
  • наименование хозоперации (в частности, «Покупка товарной продукции»);
  • различные показатели хозоперации (так, «Количество и стоимость купленной ИП товарной продукции»);
  • название должностей, подписи, фамилия и инициалы сотрудников ИП, которые занимались оформлением конкретного документа.

С 1 января 2017 г. ИП могут не пользоваться унифицированными формами первички, однако, бизнесмены могут применять их по своему желанию. Причем любой унифицированный бланк можно найти на специальной бухгалтерской программе.

Бизнесмены составляют первичку на бумаге и (или) на компьютере — с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП).

В подобной ситуации бизнесмены составляют график документооборота, в котором отражают такие сведения:

  1. какое должностное лицо, в какой ситуации и в какие сроки оформляет первичку;
  2. какой сотрудник ИП, когда и в какое время передает первичку бухгалтерам;
  3. за какое время бухгалтер ИП должен обработать документ.

Подобный график — перечень работ по ведению документов различными сотрудниками ИП. Его оформляют как приложение к Приказу об учетной политике.

Учетная политика бизнесмена

Юрлица становятся предпринимателями, если компании и фирмы соответствуют критериям, которые установлены в ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209.

ИП, которые применяют УСН, разрабатывают учетную политику фирмы, учитывая при этом разъяснения сотрудников Минфина РФ. В подобной ситуации предприниматели пользуются таким документом, как № ПЗ-3/2012. В таком случае сотрудники Минфина РФ дают рекомендации по ведению учета различными бизнесменами и ИП на малом предприятии.

Согласно подобным разъяснениям сотрудников Минфина РФ, малые предприятия в 2017 г. могут:

  1. вести упрощенный бухгалтерский учет;
  2. заниматься уменьшением количества используемых синтетических бухгалтерских счетов;
  3. вести бухотчетность в простой форме;
  4. не заниматься переоценкой ОС и НМА в учете;
  5. не вносить в бухучет оценочное обязательство.

В такой ситуации ИП могут не заниматься созданием резервных фондов на будущие расходы: резервов на проведение ремонта по гарантийному договору, резервных средств на оплату отпускного времени работников ИП, на премиальные выплаты по результатам работы за календарный год и др.

В подобной ситуации в 2017 г. предприниматели могут пользуются различными льготами, которые отражены в документе Минфина РФ № ПЗ-3/2012.

В то же время, бизнесмены — «упрощенцы» могут вести не только упрощенную, но и полную бухотчетность. Подобный факт также отражают в учетной политике компании.

При составлении учетной политики бизнесмены разрабатывают рабочий план бухсчетов. В подобной ситуации ИП составляет упрощенный план бухсчетов — согласно документу Минфина РФ № ПЗ-3/2012.

Особенность упрощенного плана бухсчетов заключается в том, что вместо 2 и более схожих счетов ИП применяют 1 обобщенный:

  • матзапасы (МЗ) отражают на бухсчете 10 «Материалы», а не на 07, 10 и 11;
  • готовую товарную продукцию отражают 41 строкой «Товарная продукция», а не на 41 и 43;
  • финсредства ИП, которые есть в банковском учреждении, отражают на бухсчете 51 «Расчетный счет», а не на 57, 55, 52 и 51;
  • задолженность отражают 76 строкой «Расчеты с различными кредиторами и дебиторами», а не на 79, 76, 75, 73, 71 и 62;
  • затраты на изготовление и продажу товарной продукции отражают на бухсчете 20 «Основное производство», а не на 44, 29, 28, 26, 25, 23 и 20;
  • капитал можно отразить 80 строкой «Уставный капитал», а не на 83, 82 и 80 бухстроке;
  • финрезультат фирмы отражают на бухсчете 99 «Прибыли и убытки», а не на 99, 91 и 90.

Все иные счета остаются без изменений — 84, 50, 05, 04, 02, 01 и др.

При ведении упрощенного плана бухучета — 2017 бизнесмены могут пользоваться упрощенными формами учета — регистрами. В подобной ситуации бизнесмены могут заниматься бухгалтерией без применения (ИП используют простую форму) или с применением регистров имущественного учета.

При ведении простой формы учета бизнесмен отражает все хозоперации в журнале учета фактов хоздеятельности. Такую форму учета ведут фирмы ИП, которые совершают немного хозопераций (30 хозопераций в месяц как максимум) и которые не производят товарную продукцию (приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н).

При осуществлении инвентаризации бизнесмен пользуется Методическими указаниями, которые отражены в приказе Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

Согласно такому документу, ИП должен проводить инвентаризацию в таких ситуациях:

  • при сдаче помещения в аренду;
  • до составления годовой бухотчетности;
  • при увольнении лица, ответственного за материальные ресурсы фирмы, и устройстве на работу нового сотрудника;
  • при хищении или порче имущественных ценностей;
  • если произошел пожар или иная чрезвычайная ситуация, которая не связана с человеческим фактором;
  • при закрытии компании и др.

Использование всех вышеперечисленных упрощений и методических указаний бизнесмен также должен отразить в учетной политике.

Действующую учетную политику ИП может поменять, если:

  1. Госдумой РФ были внесены изменения в документы по бухучету (например, произошло изменение порядок учета хозопераций);
  2. компания ИП составила новые методы ведения учета (в частности, стала вести электронный бухучет в новой программе);
  3. поменялись условия деятельности компании (так, торговая компания стала заниматься изготовлением различных товаров).

Бизнесмены могут отражать изменения в учетной политике, не делая перерасчет показателей бухотчетности за тот год, в котором в подобный документ были внесены соответствующие корректировки (Положение о бухучете 1/2008).

Заполнение декларации по налогам – перечень кодов налогового периода, необходимых при закрытии ИП

Нюансы ведения бизнеса — выгодно ли открытие ИП в 2017 году

Использование кассового аппарата в системе бухгалтерского учета и штраф за его отсутствие