Перечисление платежей и их получение не является самостоятельной сделкой, и такое действие в силу статей 3, 6 Федерального закона от N 115-ФЗ — О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — не относится к операции (сделке), подлежащей контролю со стороны уполномоченного органа

Перечисление платежей и их получение не является самостоятельной сделкой, и такое действие в силу статей 3, 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не относится к операции (сделке), подлежащей контролю со стороны уполномоченного органа.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2008 по делу N А46-7487/2007

Документ по состоянию на январь 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей Рыжикова О.Ю. Сидоренко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лиопа А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2790/2007) межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу

на решение Арбитражного суда Омской области от 10.10.2007 по делу N А46-7487/2007 (судья Ю.П. Чулков), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БИС-Лизинг"

к межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу

об отмене постановления N 04-07/113-П от 20.08.2007,

при участии в судебном заседании представителей:

от межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу: Нестеренко О.Л. (доверенность N 2 от 09.01.2008 сроком до 31.12.2008),

от общества с ограниченной ответственностью "БИС-Лизинг": Ильчук И.С. (доверенность от 27.04.2007 сроком на 3 года),

решением по делу Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "БИС-Лизинг" (далее — ООО "БИС-Лизинг", общество) о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту — МРУ Росфинмониторинга по СФО, административный орган) N 04-07/113-П от 20.08.2007 о привлечении ООО "БИС-Лизинг" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 70000 руб. 00 коп.

При этом суд первой инстанции исходил из недоказанности МРУ Росфинмониторинга по СФО наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку к операциям с движимым имуществом, подлежащим обязательному контролю применительно к рассматриваемой ситуации, подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" относит получение и предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга). Перечисление же платежей и их получение не являются самостоятельной сделкой и это действие в силу статей 3, 6 Федерального закона N 115-ФЗ не относится к операции (сделке), подлежащей контролю со стороны уполномоченного органа.

В апелляционной жалобе МРУ Росфинмониторинга по СФО просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению заявителя апелляционной жалобы, вывод арбитражного суда, положенный в основу обжалуемого решения, не основан на нормах Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", поскольку именно статьей 6 данного Федерального закона установлен перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю со стороны уполномоченного органа, а подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 данного Федерального закона — обязанность для всех организаций, перечисленных в статье 5 Федерального закона, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган соответствующие сведения.

В обоснование изложенной позиции МРУ Росфинмониторинга по СФО ссылается также на подпункт 2.3.1 Правил внутреннего контроля ООО "БИС-Лизинг", утвержденных генеральным директором организации 22.01.2007 и согласованных с Росфинмониторингом 09.02.2007, а также информационные письма Центрального Банка Российской Федерации, в том числе от 26.03.2007 N 11 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России".

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МРУ Росфинмониторинга по СФО требования, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала.

Представитель ООО "БИС-Лизинг" в представленном отзыве и устном выступлении по делу просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Выездной проверкой МРУ Росфинмониторинга по СФО, проведенной в отношении ООО "БИС-Лизинг" на основании пункта 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и приказа МРУ Росфинмониторинга по СФО от 26.07.2007 N 101, установлено, что обществом не были направлены в уполномоченный орган сообщения о шестнадцати операциях по зачислению денежных средств на счет (вклад) и списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации (зачисление денежных средств на счет (вклад) юридического лица, операции по которому не проводились с момента его открытия).

По данному факту 01.08.2007 консультантом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по СФО Грибковским С.Г. в отношении ООО "БИС-Лизинг" составлен протокол об административном правонарушении по признакам, предусмотренным в статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а 20.08.2007 руководителем МРУ Росфинмониторинга по СФО Тимощенко А.В. вынесено постановление о назначении административного наказания N 04-07/113-П, которым ООО "БИС-Лизинг" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена названной нормой, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 70000 руб.

Не согласившись с данным постановлением и считая его нарушающим права и законные интересы общества, ООО "БИС-Лизинг" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

10.10.2007 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив оспариваемый судебный акт на предмет соответствия его нормам материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Из материалов дела следует, что ООО "БИС-Лизинг" зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска 13.12.2006.

ООО "БИС-Лизинг" осуществляет деятельность лизинговой компании, то есть выполняет функции лизингодателя, приобретая в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляя его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях. Фактически лизинговую деятельность организация начала осуществлять в феврале 2007 года.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, и по своему характеру эти операции относятся к одному из перечисленных в данной статье видов операций.

К числу таких операций отнесены, в частности, зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия, а также иные сделки с движимым имуществом, в том числе получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

В силу статьи 3 названного Федерального закона под операцией с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Как обоснованно отмечает суд первой инстанции в обжалуемом решении, данное определение воспроизводит положения статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей понятие сделки.

В соответствии со статьями 665, 666 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды (финансового лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Предметом договора финансовой аренды могут быть любые потребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.

В рассматриваемой ситуации ООО "БИС-Лизинг" привлечено к административной ответственности за непредоставление сведений о получении и перечислении денежных платежей.

Факты неизвещения уполномоченного органа о получении и предоставлении имущества по договору финансовой аренды (лизинга) не имели место, что административным органом по существу не оспаривается. То есть, как уже отмечалось выше, общество в проверяемом периоде не осуществляло операций, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", соответственно, и обязанности по представлению сведений в уполномоченный орган у него не возникало.

Перечисление платежей и их получение не является самостоятельной сделкой и такое действие в силу статей 3, 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не относится к операции (сделке), подлежащей контролю со стороны уполномоченного органа.

Изложенная позиция суда первой инстанции соответствует содержанию приведенных выше правовых норм и подтверждает отсутствие оснований для привлечения ООО "БИС-Лизинг" к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не устанавливает, что именно кредитная организация должна направить сообщение о списании денежных средств в уполномоченный орган, а организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона, обязаны представлять сведения только по тем операциям, которые соответствуют виду их деятельности — банковской, лизинговой, ломбардной и т.п. судом апелляционной инстанции отклоняются как не опровергающие изложенных выше выводов судов первой и апелляционной инстанций.

Несмотря на отсутствие в Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" такого указания, положения данного Федерального закона необходимо оценивать в совокупности с иными правовыми нормами, в том числе содержащимися в данном законе.

Так, среди организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и указанных в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", названы кредитные организации, непосредственно осуществляющие списание со счета или зачислении на банковский счет организации денежных средств.

Обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом установлена также подпунктом 4 пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Зачисление и списание денежных средств на и с расчетного счета в силу статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к гражданско-правовому институту банковского счета, занятие такой деятельностью относится исключительно к банковской деятельности (статья 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").

При этом зачисление на расчетный счет и списание с расчетного счета денежных средств осуществляется исключительно банковским (кредитным) учреждением, а не лизинговой компанией. Последняя при списании денежных средств с ее расчетного счета и при зачислении денежных средств на ее расчетный счет не может контролировать данную процедуру, включая точное время осуществления данной операции. Как обоснованно отмечает ООО "БИС-Лизинг" в представленном отзыве на апелляционную жалобу, исполнение обязательств по платежным распоряжениям может не состояться в день направления платежного распоряжения, не говоря о зачислении денежных средств по платежным поручениям третьих лиц. Соответственно, небанковская (некредитная) организация не может точно соблюсти срок, установленный для направления сведений в Росфинмониторинг (подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"), нарушение которого влечет привлечение организации к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка МРУ Росфинмониторинга по СФО на информационные письма Центрального Банка Российской Федерации, в том числе от 26.03.2007 N 11 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России", никоим образом не отменяет изложенных выводов суда апелляционной инстанции, так как речь в них идет о разъяснениях по порядку предоставления сообщений в уполномоченный орган, данных кредитным организациям (что отмечает и сам административный орган в апелляционной жалобе).

Не принята судом апелляционной инстанции и ссылка заявителя апелляционной жалобы на Правила внутреннего контроля ООО "БИС-Лизинг", утвержденные генеральным директором организации 22.01.2007 и согласованные с Росфинмониторингом 09.02.2007, поскольку независимо от положений в них содержащихся при отсутствии законодательно установленной обязанности общества сообщать какие-либо сведения в уполномоченный орган оно не может быть привлечено к административной ответственности за их несообщение.

Удовлетворив заявленные ООО "БИС-Лизинг" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба МРУ Росфинмониторинга по СФО удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

решение Арбитражного суда Омской области от 10.10.2007 по делу N А46-7487/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Судьи О.Ю.Рыжиков О.А.Сидоренко