Перевыставление счетов-фактур по договору транспортной экспедиции (Мухина (Лукасевич) М

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Перевыставление счетов-фактур по договору транспортной экспедиции (Мухина (Лукасевич) М.С.)

Перевыставление счетов-фактур по договору транспортной экспедиции (Мухина (Лукасевич) М.С.)

Дата размещения статьи: 06.09.2016

Ситуация: По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется оказать транспортно-экспедиционные услуги по доставке груза общества по маршруту.

В соответствии с условиями договора экспедитор, действуя от своего имени и за счет клиента (общества), должен выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с организацией перевозок грузов всеми видами транспорта по маршруту, указанному в поручениях экспедитору, в том числе хранение грузов, погрузочно-разгрузочные работы, оформление перевозочных документов, а также организацию иных услуг по поручению клиента. Для взаиморасчетов принимается стоимость транспортно-экспедиционных услуг по отправке груза. В целях исполнения своих обязательств экспедитор обязан заключать от своего имени договоры с третьими лицами. Перечень транспортно-экспедиционных услуг в договоре и дополнительном соглашении не определен. Из квитанции о приеме груза обществом следует, что непосредственным перевозчиком является третье лицо (РЖД). При этом в первичных документах экспедитор не выделяет расходы непосредственно на перевозку груза.

Вопрос: Обязан ли экспедитор в акте отдельно выделять расходы по перевозке? Обязан ли экспедитор по услугам по перевозке перевыставлять счета-фактуры аналогично правилам, действующим для агентских договоров, и в строке «Продавец» счета-фактуры указывать непосредственно перевозчика (РЖД)? Какие риски существуют для общества при принятии к учету первичных документов без выделения услуг по перевозке и перевыставления счета-фактуры с реквизитами непосредственного перевозчика?

Ответ: Гражданско-правовая квалификация договора транспортной экспедиции. Договор транспортной экспедиции выделен в отдельный тип обязательств и является самостоятельным видом гражданско-правового договора (гл. 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены следующие обязанности экспедитора:

— организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;

— заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;

— обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 805 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Как видно из приведенных положений, правовая конструкция договора транспортной экспедиции в зависимости от условий, включенных в договор, может быть построена как по типу посреднического договора (договоров комиссии, агентирования), так и по типу договора оказания услуг. При этом та или иная правовая конструкция, применяемая к отношениям сторон по договору транспортной экспедиции, зависит исключительно от воли сторон и не является законодательно установленной.

Положения договора транспортной экспедиции аналогичны договору оказания услуг. Если стороны по договору транспортной экспедиции выбрали правовую конструкцию, характерную для договора оказания услуг, то, по нашему мнению, в этом случае отношения клиента и экспедитора схожи с отношениями заказчика и подрядчика, который привлекает к выполнению работ третьих лиц по договорам субподряда.

Напомним, что в соответствии со ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (ст. ст. 702 — 729 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг.

Согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). При этом генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком (п. 3 ст. 706 ГК РФ).

Таким образом, в отношениях с заказчиком подрядчик, привлекший субподрядчиков, выступает как непосредственный исполнитель работ. Аналогичным образом экспедитор в отношениях с клиентом при рассматриваемой правовой конструкции договора также выступает в качестве исполнителя услуг.

При данной конструкции цена договора определяется в виде единой стоимости услуг экспедитора, состоящей в том числе из расходов по перевозке. Так, согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает в себя компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Допустимость применения к отношениям сторон по договору транспортной экспедиции по аналогии правил, предусмотренных в отношении договора оказания услуг, подтверждается арбитражной практикой.

В Постановлениях ФАС Поволжского округа от 9 октября 2015 г. N Ф06-1353/2015, ФАС Московского округа от 22 января 2008 г. N КА-А41/14327-07 (Определением ВАС РФ от 7 мая 2009 г. N ВАС-2785/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения) указано, что транспортно-экспедиционная деятельность признается самостоятельным видом деятельности, которая не является посреднической, а договор транспортной экспедиции не относится к посредническим договорам, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора.

Положения договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору. При данной правовой конструкции договора экспедитор выполняет роль посредника, что выражается, в частности, в порядке оплаты услуг по договору, предполагающем возмещение издержек посредника.

Отметим: то обстоятельство, что в данном случае экспедитор также несет перед клиентом ответственность за выполнение обязательств привлеченными им исполнителями (перевозчиками) (ст. 803 ГК РФ), не противоречит правовой природе анализируемых отношений как посреднических.

В силу положений п. 1 ст. 993 ГК РФ по общему правилу комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере).

Таким образом, если стороны договора транспортной экспедиции избрали для своих отношений правовую конструкцию, характерную для посреднической сделки, то обязательство экспедитора по договору характерно для обязательства посредника, принявшего на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом.

При подобной конструкции договора цена договора определяется в виде вознаграждения экспедитора, расходы по перевозке экспедитору возмещаются отдельно и в цену услуг не включаются.

Из изложенного следует, что критерием, по которому следует относить транспортно-экспедиционный договор к той или иной правовой конструкции, является порядок определения цены договора.

Порядок обложения услуг экспедитора НДС и выставления им счетов-фактур в зависимости от правовой квалификации договора. Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ не содержит особенностей налогообложения при оказании услуг по договору транспортной экспедиции.

Если договор составлен по правовой конструкции договора оказания услуг, то согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком услуг, если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих услуг.

Таким образом, у экспедитора налоговой базой по НДС будут все поступления по договору — стоимость всех услуг, оказанных клиенту в рамках договора, включая стоимость перевозки.

В силу п. 3 ст. 169 НК РФ при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж.

Таким образом, в данном случае счет-фактура составляется экспедитором в общеустановленном порядке.

Если договор составлен по посреднической правовой конструкции, то, как следует из п. 1 ст. 156 НК РФ, налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

Таким образом, налоговой базой экспедитора по НДС будет только его вознаграждение без учета стоимости перевозки.

Соответственно, для применения порядка выставления счетов-фактур, предусмотренного для посредников, необходимо, чтобы в договоре транспортной экспедиции вознаграждение экспедитора было выделено отдельно от стоимости услуг, оказанных экспедитору третьими лицами.

Согласно п. 3.1 ст. 169 НК РФ в случае выставления и (или) получения налогоплательщиками счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров транспортной экспедиции налогоплательщики обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности при определении ими налоговой базы как суммы дохода, полученной в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

Порядок оформления счетов-фактур в настоящее время установлен Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее — Постановление N 1137).

Указанным Постановлением прямо установлен порядок заполнения реквизитов счетов-фактур в случаях, когда указанные счета-фактуры оформляются лицами, которые непосредственно оказывают услуги, а также агентами, комиссионерами, оказывающими услуги по посредническим договорам.

При этом порядок заполнения счетов-фактур в случае, если экспедитором были оказаны услуги с помощью третьих лиц, Постановлением N 1137 не установлен.

В связи с этим до внесения изменений в указанное Постановление финансовое ведомство в Письме от 15 апреля 2015 г. N 03-07-09/21339 рекомендует руководствоваться Письмом Минфина России от 29 декабря 2012 г. N 03-07-15/161.

Так, на основании указанного Письма экспедиторы, определяющие налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученного в виде вознаграждения, в счете-фактуре по услуге экспедитора отражают сумму своего вознаграждения без указания стоимости услуг, определенных договором транспортной экспедиции, приобретаемых экспедитором от своего имени за счет клиента. По услугам третьих лиц, приобретенным экспедитором от своего имени за счет клиентов, экспедиторы могут выставлять счет-фактуру с указанием стоимости всех услуг третьих лиц, возмещаемой клиентами. Но при этом в книге продаж такой счет-фактура не регистрируется.

Аналогичная точка зрения была высказана в совместном Письме ФНС России и Минфина России от 18 февраля 2013 г. N ЕД-4-3/[email protected], в Письмах Минфина России от 26 августа 2015 г. N 03-07-11/49125, от 15 апреля 2015 г. N 03-07-09/21339, от 10 января 2013 г. N 03-07-09/01, от 1 ноября 2012 г. N 03-07-09/148.

Из изложенных Писем следует, что порядок составления счетов-фактур, предусмотренный для посреднических договоров, используется в ситуациях, когда экспедитор сумму дохода для цели определения налоговой базы по НДС определяет только как сумму вознаграждения.

Резюмируя, отметим, что если в договоре транспортной экспедиции вознаграждение указано отдельно от стоимости возмещаемых расходов на перевозку груза, то экспедитор оформляет для клиента два счета-фактуры:

1) на сумму вознаграждения без указания стоимости услуг по перевозке;

2) на стоимость услуг по перевозке. При этом данный счет-фактура составляется в порядке, предусмотренном для агентов и комиссионеров. Счет-фактура, который выставляется экспедитором клиенту, не подлежит регистрации в книге продаж. Счет-фактура, полученный экспедитором от перевозчика, не регистрируется в книге покупок, в связи с чем у экспедитора отсутствуют основания для предъявления НДС, выделенного в таком счете-фактуре, к вычету.

Анализ ситуации. В рассматриваемой ситуации договор составлен по правовой конструкции договора оказания услуг, т.е.:

1) экспедитор не обязан исполнять услуги лично, договоры с третьими лицами экспедитор обязан заключать от своего имени;

2) цена услуг по договору является единой и включает в себя вознаграждение экспедитора и стоимость услуг по перевозке груза, выполненной фактическим исполнителем.

В связи с этим, на наш взгляд, налоговые риски в рассматриваемой ситуации отсутствуют. Счет-фактура правомерно выставлен экспедитором в общеустановленном порядке.

В подтверждение данной позиции найдено одно положительное решение. В Постановлении от 22 мая 2014 г. по делу N А11-2391/2013 ФАС Волго-Вятского округа пришел к выводу, что счет-фактура экспедитора, в котором стоимость услуг по перевозке не выделена отдельно от непосредственного вознаграждения экспедитора, может подтверждать право заказчика (клиента) на вычет. При этом суд отметил:

«Приняв во внимание, что услуги экспедитора, оказываемые по договору транспортной экспедиции, сводятся не к заключению сделок от имени клиента (то есть не в представительстве при совершении сделок и иных юридических действий от имени доверителя), а имеют целью обеспечение перевозки груза на отдельных стадиях перевозочного процесса, вывод судов о том, что экспедитор в счете-фактуре должен отражать сумму вознаграждения без указания стоимости услуг, определенных договором транспортной экспедиции, приобретаемых экспедитором от своего имени за счет клиента, следует признать ошибочным.

Возражения налогового органа относительно того, что экспедитор уплачивал НДС только с вознаграждения, а не со всей стоимости услуг по перевозке, во внимание не принимаются, поскольку заказчик не несет ответственности за исполнение контрагентом налоговых обязанностей, в частности за правильность исчисления НДС».

Отрицательная арбитражная практика отсутствует.

Таким образом, по нашему мнению, экспедитором правомерно оформлен единый акт оказания услуг без выделения расходов, понесенных на приобретение услуг третьих лиц.

Налоговые риски при выставлении экспедитором на возмещаемые расходы сводных счетов-фактур с указанием в строке «Продавец» своих данных. Составление сводных счетов-фактур экспедиторами и указание в строке «Продавец» таких счетов-фактур сведений об экспедиторе не предусмотрены налоговым законодательством.

Однако составление подобных счетов-фактур признано допустимым на уровне разъяснений контролирующих органов. Так, в Письме Минфина России от 11 марта 2015 г. N 03-07-09/12550 указано, что Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденными Постановлением N 1137, порядок составления счетов-фактур экспедиторами по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени за счет клиента, не установлен. Поэтому до внесения соответствующих изменений в Правила при оказании услуг по договору транспортной экспедиции возможно руководствоваться Письмом от 29 декабря 2012 г. N 03-07-15/161. По услугам третьих лиц, приобретенным экспедитором от своего имени за счет клиентов, экспедиторы имеют право выставлять счета-фактуры с указанием стоимости всех услуг третьих лиц, возмещаемой клиентами. При этом отражение в таких счетах-фактурах в строках 2 «Продавец», 2а «Адрес», 2б «ИНН/КПП продавца» данных экспедитора не противоречит нормам Правил (см. также Письмо Минфина России от 15 апреля 2015 г. N 03-07-09/21339).

Из изложенного следует, что контролирующие органы признали специфику оказания транспортно-экспедиционных услуг и необходимость урегулирования вопроса документооборота по НДС на законодательном уровне, в связи с чем позволили при оказании таких услуг оформлять сводные счета-фактуры.

В упомянутом Письме Минфина России N 03-07-15/161 указано, что к сводному счету-фактуре экспедитора должны прилагаться копии счетов-фактур исполнителя. В связи с этим при наличии сводного счета-фактуры экспедитора, а также копий счетов-фактур непосредственных перевозчиков у общества проблем с подтверждением вычетов возникнуть не должно.

При этом сведения о счете-фактуре исполнителя (перевозчика), расходы по которому были предъявлены обществу к возмещению в рамках сводного счета-фактуры, должны быть указаны экспедитором в журнале выставленных счетов-фактур (графы 10 — 12) и включены в его налоговую декларацию (п. 5.1 ст. 174 НК РФ). Однако будет ли контрольная программа налоговой инспекции учитывать специфику выставления сводных счетов-фактур и обеспечивать автоматическое сопоставление книги покупок общества со сведениями, указанными в журнале выставленных счетов-фактур экспедитора, с тем чтобы выйти на книгу продаж исполнителя услуг (перевозчика), на данный момент неизвестно.

В любом случае несовпадение сведений в налоговых декларациях общества и экспедитора не является основанием для отказа в вычете НДС, а может послужить поводом для истребования у общества подтверждающих документов по данным операциям (п. п. 8, 8.1 ст. 88 НК РФ).

В связи с изложенным налоговые риски вычета НДС по сводным счетам-фактурам экспедиторов, в которых в качестве продавца указаны экспедитор и его данные, оцениваются как несущественные.

Избежать необходимости представления документов в налоговую инспекцию в случае выявления противоречий в налоговых декларациях общества и экспедитора позволит только отказ от использования в отношениях с экспедиторами сводных счетов-фактур и переход на счета-фактуры, где в качестве продавцов указываются исполнители услуг.

Выводы. Учитывая, что цена услуг по договору сформирована как единая величина, включающая в себя вознаграждение экспедитора и стоимость всех приобретенных экспедитором услуг, экспедитор не обязан в рассматриваемой ситуации перевыставлять счета-фактуры аналогично правилам, действующим для посреднических договоров.

По мнению автора, в случае принятия к учету первичных документов без выделения стоимости услуг по перевозке и без перевыставления счетов-фактур с реквизитами непосредственного перевозчика у общества отсутствуют налоговые риски.

В случае выставления экспедитором в адрес общества на возмещаемые расходы сводных счетов-фактур с указанием в строке «Продавец» своих данных налоговые риски вычета НДС по сводным счетам-фактурам экспедиторов оцениваются как несущественные.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: