Патент для работника-иностранца

Патент для работника-иностранца

С 1 января 2015 г. вступили в силу поправки к Закону N 115-ФЗ. По новым правилам иностранным гражданам, имеющим право безвизового въезда на территорию РФ (в том числе в Крым), для осуществления легальной трудовой деятельности необходимо получить не разрешение на работу, а патент. Законодатель, максимально упростив порядок привлечения работодателем указанной категории работников, всю бумажную работу по получению патента, его продлению и переоформлению практически полностью переложил на плечи трудовых мигрантов. Но именно это обстоятельство и настораживает, поскольку риски работодателя (включая финансовые) в данном случае существенно возрастают.
———————————
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ для работы у юридических лиц или предпринимателя получение патента является обязательным только для иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, стран с безвизовым режимом. Форма патента утверждена Приказом ФМС России от 08.12.2014 N 638. Иностранные граждане, постоянно или временно проживающие на территории РФ (ст. 2 Закона N 115-ФЗ), для осуществления легальной трудовой деятельности получать патент не обязаны. То же самое касается беженцев, журналистов, дипломатов, спортсменов и др. (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
В настоящее время без визы на территорию РФ могут въезжать, например, граждане Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Кыргызской Республики, Украины, Молдовы, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Турции, Сербии и других стран.

Обратите внимание! С 2015 г. гражданам Беларуси и Казахстана, временно прибывшим на территорию РФ, в силу ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. После завершения всех согласительных процедур к Договору о Евразийском экономическом союзе присоединятся также Кыргызская Республика и Армения. То есть гражданам этих стран, как и гражданам Беларуси и Казахстана, не нужно будет получать патент для осуществления легальной трудовой деятельности.

Новые обязанности работодателя: гласные и негласные

У работодателя, нанимающего на работу иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ, из стран с безвизовым режимом в 2015 г. появится новая обязанность — уведомить территориальный орган ФМС о заключении и прекращении (расторжении) трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с указанной категорией работников. Данная обязанность определена в п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Названное уведомление работодатель может направить в орган ФМС на бумажном носителе либо подать в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются ФМС. (Пока этот документ не принят.)
Главное — уведомление должно быть направлено в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). За неисполнение обозначенной обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности:
— в виде штрафа в размере от 35 тыс. до 50 тыс. руб. — для должностных лиц;
— в виде штрафа в размере от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо административного приостановления деятельности на срок от 14 до 90 суток — для юридических лиц (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).
Иначе говоря, работодателям или заказчикам услуг, нанимающим «безвизовых» иностранных работников, с 1 января 2015 г. не придется получать специальное разрешение на их привлечение к работе.
Таким образом, взамен обязанности по получению разрешения на привлечение трудовых мигрантов к работе у работодателей в 2015 г. появилась новая и, на наш взгляд, совершенно необременительная обязанность — уведомить контролирующий орган о заключении (прекращении) трудовых или гражданско-правовых отношений с иностранным гражданином.
Но этим обязанности работодателя не исчерпываются. Исходя из системного анализа положения Закона N 115-ФЗ и иных нормативных актов, регламентирующих особенности трудовой деятельности иностранных граждан, в результате реализации новых правил по привлечению к работе иностранных граждан у работодателей неизбежно появится ряд дополнительных (негласных) обязанностей. Эти негласные обязанности продиктованы необходимостью контроля за соблюдением иностранным работником требований Закона N 115-ФЗ, касающихся порядка продления и переоформления сроков действия патента. В противном случае работодатель рискует получить работника-нелегала, что грозит работодателю штрафными санкциями, размер которых довольно внушителен.
Так, привлечение к трудовой деятельности иностранца из «безвизовой» страны при отсутствии у него патента, согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, влечет:
— наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 тыс. до 50 тыс. руб.;
— наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Добавим: ответственность, предусмотренная названной нормой, наступает в отношении каждого иностранного гражданина, работающего без патента. И это еще не все. Ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ работодателю может грозить и в том случае, если он в нарушение п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ привлекает иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент, или по специальности, не указанной в патенте. (Отметим: указание в патенте профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина может быть предусмотрено нормативным актом субъекта РФ.) На запрет, предусмотренный п. 16 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ, следует обратить внимание тем работодателям, кто осуществляет предпринимательскую деятельность на территории нескольких субъектов РФ (например, грузоперевозчикам). В этом случае патент на работу должен быть получен в каждом регионе.

Обратите внимание! Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если данным Кодексом не установлено иное.

Но вернемся к вопросу о негласных обязанностях работодателя. К их числу, полагаем, можно отнести:
— контроль за выполнением иностранным работником обязанности, предусмотренной п. 7 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ, — представить в течение двух месяцев со дня выдачи патента в орган ФМС копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Если документы не представлены (или представлены с нарушением установленного срока), патент, в соответствии с пп. 4 п. 22 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ, аннулируется. О факте аннулирования патента орган ФМС обязан уведомить работодателя в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 28 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ);
— контроль за соблюдением иностранным работником порядка продления, переоформления патента;
— контроль за сроками временного пребывания иностранного работника на территории РФ.
Далее рассмотрим более подробно две последние обязанности.

Порядок выдачи, продления и переоформления патента

Сразу оговоримся: все действия по получению, продлению и переоформлению патента иностранный гражданин должен осуществить лично или прибегнув к помощи организации-посредника, наделенной соответствующими полномочиями субъектом РФ (п. 9 ст. 13, п. п. 2, 9 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).
Изначально патент выдается на срок от 1 до 12 месяцев, то есть максимальный срок действия патента составляет 12 месяцев.
Если патент выдан на 1, 2, 3 и так далее вплоть до 11 месяцев, то патент может быть продлен. Минимальный срок для продления — 1 месяц. При этом общий срок действия патента с учетом всех его продлений не может превышать 12 месяцев со дня выдачи патента (п. 5 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).
Для получения патента иностранному гражданину необходимо представить пакет документов, перечень которых приведен в п. 2 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ. Патент выдается лично иностранному гражданину при наличии документа, подтверждающего уплату фиксированного авансового платежа по НДФЛ.
Размер такого платежа НДФЛ за каждый месяц действия патента определен п. 2 ст. 227.1 НК РФ и составляет 1200 руб. Но в силу п. 3 названной статьи данная сумма подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, и региональный коэффициент. Согласно Приказу Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685 коэффициент-дефлятор на 2015 г. равен 1,307.
Таким образом, в 2015 г. размер фиксированного авансового платежа по НДФЛ (с учетом индексации и регионального коэффициента) за каждый месяц его действия составит:
— в г. Севастополе — 2509,44 руб. (1200 руб. x 1,307 x 1,6) (ст. 2 Закона г. Севастополя от 27.11.2014 N 86-ЗС);
— в Республике Крым — 2499,87 руб. (1200 руб. x 1,307 x 1,5939) (ст. 1 Закона Республики Крым от 08.12.2014 N 23-ЗРК/2014).
Добавим: впоследствии работодатель — налоговый агент обязан учесть суммы уплаченного НДФЛ при исчислении общей суммы налога с доходов налогоплательщика — иностранного гражданина (п. 5 ст. 227.1 НК РФ).
Порядок продления срока действия патента довольно прост — иностранному работнику достаточно уплатить следующий авансовый платеж по НДФЛ. При этом обращаться в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в этом случае иностранцу не нужно.
Дополнительно отметим следующее. Исходя из формулировки абз. 3 п. 5 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ патент может быть продлен на любой срок (разумеется, в рамках, определенных Законом), а не только помесячно. Конкретного срока для последующей уплаты авансового платежа по НДФЛ п. 5 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ не установлено, но из смысла данной законодательной нормы следует, что оплата должна быть произведена не позднее даты окончания действия патента.

Важно. Несвоевременное внесение фиксированных авансовых платежей по НДФЛ влечет за собой прекращение действие патента. Об этом сказано в абз. 3 п. 5 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ.

После того как все возможности для продления патента будут использованы, иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент, для его переоформления. Но реализовать данное право иностранец может только один раз и не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения 12 месяцев со дня выдачи патента (п. 8 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).
Процедура переоформления патента аналогична процедуре его получения. Это следует из п. 9 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ. Различие состоит лишь в том, что первоначальное получение патента зависит исключительно от волеизъявления самого иностранного гражданина, тогда как в его переоформлении в равной степени должны быть заинтересованы обе стороны — и работник, и работодатель, поскольку переоформление патента возможно лишь при представлении в орган ФМС соответствующего ходатайства от работодателя (заказчика работ или услуг) и действующего трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного между иностранным гражданином и работодателем (заказчиком работ или услуг) (пп. 8, 9 п. 9 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).

Переоформленный патент выдается на срок от 1 до 12 месяцев (п. 13 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ). Срок его действия также может быть продлен на период от 1 месяца, при этом общий срок действия переоформленного патента с учетом продлений не может превышать 12 месяцев, исчисляемых со дня переоформления патента.
Обобщим сказанное. Максимальный срок действия патента (с учетом его продления и переоформления) составляет два года. По их истечении иностранный гражданин, временно пребывающий на территории РФ, обязан выехать из РФ. То есть иностранный гражданин, временно прибывающий из «безвизовой» страны, может непрерывно работать на территории РФ по патенту не более двух лет. После этого для осуществления легальной трудовой деятельности ему придется выехать из страны и въехать снова, повторив процедуру получения патента.
Несмотря на отсутствие законодательно установленной обязанности, работодателю необходимо контролировать соблюдение иностранным работником всех вышеупомянутых требований Закона N 115-ФЗ касательно порядка продления и переоформления патента. Если у работодателя работает не один, а несколько иностранных граждан, то ему нужно отслеживать ситуацию по каждому из них. В противном случае размер штрафных санкций, предусмотренных ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, может возрасти в разы.

О контроле за сроками временного пребывания

Принимая на работу иностранного гражданина (в том числе на основании патента), российский работодатель как принимающая сторона обязан поставить его на миграционный учет (пп. 7 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 20, п. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ ).
———————————
Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Для этого работодатель должен подать в орган ФМС уведомление о прибытии иностранного гражданина (п. 1 ст. 22 Закона N 109-ФЗ, п. 20 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9).
По общему правилу уведомить о прибытии иностранца работодатель обязан в течение 7 рабочих дней со дня его прибытия к работодателю (п. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). Однако граждане, прибывшие из государств — членов Договора о Евразийском экономическом союзе, освобождаются от обязанности постановки на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда. По истечении 30 суток пребывания на территории России указанные граждане подлежат постановке на миграционный учет (п. 6 ст. 97 названного Договора, п. 20 Постановления Правительства РФ N 9). Для граждан Украины предусмотрен больший срок освобождения — 90 суток (абз. 2 ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16.01.1997).
Доказательством постановки трудового мигранта на учет является корешок уведомления с отметкой органа ФМС (или почты — если уведомление о прибытии мигранта направлено по почте).
За непостановку или несвоевременную постановку на миграционный учет трудового мигранта ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере:
— от 400 тыс. до 500 тыс. руб. — для юридических лиц;
— от 40 тыс. до 50 тыс. руб. — для должностных лиц.
Осуществление трудовой деятельности на основании патента предполагает неоднократное продление срока действия патента. При этом из правила, установленного в п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ, прослеживается прямая связь между сроком действия патента и сроком временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ: продление срока действия патента либо его переоформление влечет за собой и продление общего срока пребывания иностранного работника на территории РФ. А из этого, в свою очередь, следует, что работодателю придется контролировать ситуацию с продлением сроков временного пребывания иностранца в России и при каждом продлении срока действия патента работодателю придется обращаться в ФМС за продлением срока регистрации иностранного работника. Несложные арифметические подсчеты указывают на то, что за двухлетний срок действия патента (при условии его ежемесячного продления) подобных обращений может быть порядка 20.

Привлекая к работе иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, из «безвизовых» стран, работодателю необходимо осознавать, что помимо прямо оговоренных Законом N 115-ФЗ обязанностей ему также придется осуществлять жесткий контроль за соблюдением каждым (!) иностранным работником требований названного Закона. Полагаться в данном случае на добросовестность самих трудовых мигрантов, конечно, можно, но весьма рискованно, учитывая размер санкций, предусмотренных для работодателя (юридического лица и предпринимателя) действующим законодательством.