Ответ: 25 июля 2002 года N 115-ФЗ

Ответ: 25 июля 2002 года N 115-ФЗ

по курсу «Административное право»

Для студентов 227 группы

1. По каким критериям можно отграничить административное (публичное) право от частного? Основное содержание теорий отграничения административного права от частного (гражданского).

Ответ: Административное и частное право различаются исходными положениями, социальным назначением, принципами и функциями. Частное право допускает частную автономию и юридическую независимость индивидуума (отдельных физических и юридических лиц). В его задачи входит правовая регламентация общественных отношений, основанных на добровольности и на обоюдном согласии их создания, изменения и прекращения, а также установление порядка рассмотрения и разрешения споров и конфликтов между частными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.

Публичное право (как минимум его важнейшие части — государственное и административное право) имеет в качестве предмета изучения государство как носителя верховной и суверенной власти, а также саму государственную власть в ее различных проявлениях. Административное право как отрасль публичного права является выражением публичного интереса как в организации социальной жизни, так и в формах, методах и содержании административной деятельности, функционировании исполнительной власти.

Публичные интересы устанавливаются и реализуются в административном праве посредством таких правовых средств, как: 1) правовая регламентация публичного интереса, установление его признаков, сущности и видов; 2) нормативная фиксация необходимости признания приоритета публичных интересов, их повсеместного, обязательного и непосредственного соблюдения и установление форм и видов правовой защиты публичных интересов; 3) определение мер юридической ответственности за нарушение публичных интересов. Следовательно, административно-правовому регулированию подлежит огромная сфера публичных интересов. Более того, субъекты административного права призваны неуклонно соблюдать административно-правовые нормы, определяющие необходимость соблюдения общественных интересов и устанавливающие при их нарушении различные виды правовой ответственности.

2. В чем особенность общественных отношений, составляющих предмет административного права?

3. В чем заключается кодификация административного права? Имеют ли в настоящее время место процессы кодификации? Чем они характеризуются?

Ответ: Прежде всего, кодификация — это деятельность государства в лице его представительных и исполнительных органов государственной власти по совершенствованию законодательства.

Отметим, что тезис о полной кодифицируемости административного права несостоятелен, так как административно-правовые институты слишком разнообразны по ϲʙᴏей природе, сущности, назначению и роли в государственной и общественной жизни; они не поддаются обобщению в едином кодексе. Сегодня иллюзии о возможности всеобъемлющей кодификации административного права рассеялись как в теории, так и в практике.

К сожалению, и сегодня в Российской Федерации практически отсутствуют важнейшие кодификационные акты (кодексы, законы), раскрывающие сущность административного права: 1) закон об управленческом процессе (или Административно-процессуальный кодекс), в кᴏᴛᴏᴩом бы утверждался порядок принятия административных актов и заключения административных договоров (другие управленческие процедуры); 2) закон о порядке рассмотрения судом административных исков (или о так называемой "административной юстиции"); отсутствует, правда, и сам закон об административных судах; 3) социальный кодекс.

Вместе с тем существуют примеры кодификации отдельных норм административного права, например: Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г. Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 г. Сегодня идет разработка Административно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Значительная работа проводится по инкорпорации законодательства, т. е. по упорядочиванию нормативного материала путем его объединения и расположения в систематизированном порядке в издаваемых Министерством юстиции РФ, другими министерствами и ведомствами, научными и учебными заведениями сборниках нормативных актов.

В процессе кодификации административного права необходимо оформить и закрепить основные изменения в сфере административно-правовых отношений в период социальных реформ. В то же время, административные кодификационные акты не должны регламентировать общественные отношения с такой степенью детализации, которая лишила бы органы исполнительной власти и другие субъекты управления возможности в необходимых случаях и в предопределяемых административными кодификационными законами регулировать те стороны этих отношений, которые нуждаются по тем или иным основаниям в правительственной, а также и в ведомственной регламентации. На сегодняшний день требуется в законодательном порядке закрепить и детально урегулировать формы федеральных кодификационных актов и соответствующих актов субъектов Российской Федерации. В указанном законе необходимо также установить сферы общественных отношений, которые могут быть регламентированы в той или иной форме.

4. Существует ли разница между категориями «кодификация административного права» и «систематизация административного законодательства»?

Отметим, что теоретически кодификация административного права будет одним из видов систематизации административного законодательства, т. е. ϶ᴛᴏ помещение в законе (законодательном акте) определенного законодательного материала отрасли права. Иногда в качестве одного из видов систематизации административного законодательства в учебной литературе выделяются хронологические издания законодательных и иных нормативных правовых актов. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся, например, "Собрание законодательства Российской Федерации", "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".

5. Каково значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в административном праве?

Отметим, что содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам применения законодательства, основанные на требованиях закона и обобщенных данных судебной практики в масштабах страны, представляют собой своеобразную форму судебного прецедента и являются ориентиром, подлежащим обязательному учету в целях вынесения законных и обоснованных приговоров, решений, определений и постановлений. Как свидетельствует практика рассмотрения дел в кассационной и надзорной инстанциях, игнорирование разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по применению федерального законодательства неминуемо приводит к постановлению ошибочных судебных решений. Беспрекословно в административном праве учитываются лишь решения Конституционного суда.

6. Как соотносятся понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений»?

Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

7. Из каких элементов складывается административная правосубъектность граждан?

Ответ: Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права. Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

8. Когда возникает административная правоспособность граждан?

Ответ: Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

9. Что такое административная дееспособность граждан, когда она возникает?

Ответ: Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

10. От каких факторов зависит объем и содержание административной правоспособности граждан?

Ответ: Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Задание. Седов, страдающий психическим заболеванием, находился на принудительном извлечении в психиатрическом стационаре. Объявив, что исповедует религию «додонизм», Седов обратился к главному врачу с требованием предоставить ему возможность свободно исполнять религиозные обряды, заключающиеся в убийстве кошек с последующим произнесением молитв над их трупами. Рассмотрев обращение Седова, главный врач психиатрического стационара запретил ему отправлять религиозные обряды. Седов направил в суд жалобу, в которой просил признать решение главного врача незаконным. Какое решение должен принять суд? Аргументируйте выводы.

Ответ: В юриспруденции психическое расстройство определяется как временное психическое расстройство, хроническое психическое расстройство (заболевание), слабоумие, а также иные болезненные состояния (ст. 21 УК РФ). Наличие психического расстройства является медицинским критерием, который наряду с юридическим (невозможность осознавать значение своих действий или руководить ими) определяет состояние невменяемости у лица.
ст. 21 УК РФ

1. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

2. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом.

Согласно статье 28 Конституции РФ " Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. ", однако главный врач поступил правильно, что запретил проводить религиозные обряды такой формы, руководствуясь источниками права. Рассмотрим статью 137 ГК РФ " К животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.". Так же Статья 245 УК РФ гласит: Жестокое обращение с животными.
1.Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, -наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
Вследствие этого можно сделать выводы, психическое заболевание больного Седова не дает ему права совершать противоправные действия. Таким образом главный врач предупреждает Седова от совершения преступления. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями и дополнениями) Глава 2 Религиозные объединения. Статья 6. Религиозные объединения.

Часть 4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Соответственно суд будет на стороне главного врача. Ведь Суд это орган, осуществляющий правосудие.

11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Отличается ли статус указанных лиц от административно-правового статуса граждан Российской Федерации.

12. Изучите Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и дайте характеристику трем режимам правового статуса иностранных граждан: «временное пребывание», «временное проживание» и «постоянное проживание».

Задание: Гражданин Болгарии Дмитров, имея соответствующее разрешение, в период с 1991 года по 2008 год проживал на территории РФ, за указанный период он вступил в брак с гражданкой России, в браке у них родился сын. В 2008 году Дмитров выехал в Болгарию для оформления документов и вернулся в 2009 году, при этом оформив вид на жительство в РФ. В 2012 году Дмитров совершает преступление, за которое назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года. В связи с совершением данного преступления власти РФ приняли решение депортировать Дмитрова за пределы России. Определите нормативные документы, которыми регулируются данные правоотношения и порядок выдворения по указанным основаниям. Кроме того определите, будет ли выдворение законно? Свой ответ обоснуйте ссылками на законы и подзаконные акты.

Ответ: 25 июля 2002 года N 115-ФЗ