Основные аспекты применения банковскими организациями ФЗ РФ №-115 а так же нормативно-правовых актов ЦБ РФ

Основные аспекты применения банковскими организациями ФЗ РФ №-115 а так же нормативно-правовых актов ЦБ РФ

В данной статье мы рассмотрим основные положения и нормативные документы Центрального Банка России направленные на исполнения банковскими организациями положений Федерального закона РФ №-115 « О противодействии легализации и отмыванию денежных средств полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее ФЗ №-115).

В условиях мирового кризиса, а так же оттока капитала из Российской Федерации, государственные структуры активизировали свою работу по пресечению так называемых сомнительных операций юридических и физических лиц. В связи с этим Центральный Банк Российской Федерации (далее ЦБ РФ) распространил по банковским организациям письма с требованием ужесточить надзор за операциями физических и юридических лиц.

Ниже рассмотрим основные аспекты, на которые ЦБ РФ просит банковские организации обратить самое пристальное внимание.

Итак, ЦБ РФ настоятельно рекомендует обратить внимание на сомнительные операции физических и юридических лиц, переводам в иностранной валюте резидентов в пользу нерезидентов, а так же идентификацию клиентов согласно Российскому законодательству.

Так в письме ЦБ РФ от 13.03.2008 года № 24Т говориться :

«Центральным банком Российской Федерации в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями выявлено, что в последнее время существенно возросли объемы денежных средств в иностранной валюте и в рублях, переводимых резидентами в пользу нерезидентов в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования (в банковской отчетности такие операции отражаются по кодам валютных операций 11030, 11050, 11060 — далее — авансовый платеж)

«Во многих случаях денежные средства по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования резидентами переводились в пользу нерезидентов-контрагентов, юрисдикция которых не совпадает с юрисдикцией банков-нерезидентов, в которых открыты счета нерезидентов-контрагентов. Особо крупные денежные переводы осуществлялись в пользу нерезидентов, зарегистрированных в Великобритании, Кипре, Новой Зеландии, а также в некоторых офшорных зонах: Британских Виргинских островах, Белизе. Указанные нерезиденты имели расчетные счета в банках Латвии, Кипра, Литвы, Эстонии.

Имеются многочисленные факты, когда резидентом с его расчетного счета, открытого в одном уполномоченном банке, в течение нескольких месяцев осуществляются только авансовые платежи в пользу нерезидентов по таким договорам, после чего расчетные счета в этом уполномоченном банке закрываются. При этом резидентом не представляются копии грузовых таможенных деклараций, свидетельствующие о ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в счет осуществленных авансовых платежей.

Возрастающие масштабы этих операций позволяют предполагать, что в большинстве случаев действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата "серого" импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем».

И далее ЦБ РФ указывает основные критерии сомнительных операции по нескольким признакам, и настоятельно рекомендует Банковские организации принимать неотложные меры по проверке и пресечению данных операций

«1. Плательщиками денежных средств в иностранной валюте и в рублях в пользу нерезидентов являются организации, начавшие проводить операции, как правило, по истечении трех месяцев после их государственной регистрации. Такие организации, как правило, имеют минимально возможный в соответствии с действующим законодательством уставный капитал.

2. Платежи в пользу нерезидентов по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования резидентами осуществляются практически ежедневно, что не сочетается с общепринятой внешнеторговой практикой.

3. Операции по счетам резидентов-плательщиков связаны с поступлением денежных средств в рублях от значительного числа других резидентов и последующим переводом (с конверсией в иностранную валюту или без конверсии в иностранную валюту) их в полном объеме (либо их значительной части) в течение одного или нескольких операционных дней в пользу нерезидентов.

4. В договорах об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования, заключенных между резидентами, указанными в пункте 1, и нерезидентами, предусмотрены длительные сроки поставки товаров либо иные условия, не соответствующие общепринятой внешнеторговой практике.»

В данном случае это означает. что счет данной организации или физического лица будет заблокирован (в соответствии с ФЗ 115 банковские организации имеют на это право)

В течении проверки( как правило 20-30 рабочих дней), движения по счету будут прекращены, и у Вас будут запрошены сведения о контрагентах, выгодоприобретателях, а так же документация (договора) по проводимым сделкам.

Но на практике обычно банк просит закрыть данный счет и перевести деньги на счет другой кредитной организации (если таковой имеется). И только после вашего отказа, инициирует масштабную проверку с уведомлением всех компетентных органов.

ЦБ РФ четко структурирует сомнительные операции по категориям и видам. Так в своем письме от 26.12.2005. года № 161 Т, ЦБ РФ дает четкую классификацию данных операций. Не смотря на давность данного письма, кредитные организации достаточно часто прибегают к нему в вопросах определения сомнительных операций

«1. Систематическое снятие клиентами кредитных организаций (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) со своих банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств. При этом особое внимание следует обращать на клиентов кредитных организаций, у которых отмечается высокое (80% и более) отношение объема снятых наличных средств к оборотам по их счетам.

2. Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней.

3. Осуществление резидентами — клиентами кредитных организаций безналичных переводов денежных средств в крупных размерах в пользу нерезидентов (особенно в случаях, когда юрисдикция нерезидента-контрагента по договору не совпадает с юрисдикцией банка-нерезидента, в котором открыт счет нерезидента-контрагента):

— по договорам об импорте работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности (особенно консультативных, маркетинговых, компьютерных, рекламных услуг), по которым проведение расчетов осуществляется без одновременной уплаты налога на добавленную стоимость, а также по договорам перестрахования;

— по сделкам купли-продажи ценных бумаг (особенно векселей российских организаций, а также акций российских эмитентов, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг). При этом особое внимание необходимо уделять клиентам кредитных организаций, у которых операции с ценными бумагами носят в основном односторонний характер (покупка у нерезидентов);

— по договорам о поставке товаров, приобретаемых у нерезидентов на территории Российской Федерации, а также о поставке товаров, приобретаемых резидентами за пределами Российской Федерации и не пересекающих таможенную границу.

4. Проведение операций, связанных с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров, когда экспортная выручка, поступившая в пользу клиента, в течение этого же операционного дня возвращается нерезидентам в рамках исполнения иных обязательств.

5. Осуществление иных операций, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок.

Что имеем в итоге

1. При проведении различных операций настоятельно рекомендуем сначала обратиться в кредитную организацию и предоставить копии документов подтверждающих чистоту вашей операции.

2. При блокировании счета, обратиться в службу безопасности кредитной организации, с просьбой рассмотреть вашу документацию в предельно короткий срок.

3. Иметь в запасе хотя бы еще один счет (в другой кредитной организации).

4. Если у вас не так много времени, обратиться в кредитную организацию с просьбой о закрытии Вашего счета и перечислении Ваших денег на счет в другой кредитной организации (см пункт 3). Ни в коем случае не закрывать счет до получения на руки платежного поручения о перечислении Ваших денег на другой счет, с пометкой «к исполнению». Дело в том что в соответствии с ФЗ РФ № 115 кредитная организация, даже после закрытия Вашего счета, имеет право не списывать Ваши средства с Вашего счета до окончания проверки Ваших операций.

© 2008 Европейская Юридическая Коллегия