Организация приобрела услугу по шиномонтажу у индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком ЕНВД и не применяющего ККТ

Организация приобрела услугу по шиномонтажу у индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком ЕНВД и не применяющего ККТ. В бухгалтерию сотрудник сдал авансовый отчет с приложением товарного чека на услуги шиномонтажа без кассового чека. Печать на товарном чеке имеется. Указанный документ был возвращен сотруднику с предложением принести кассовый чек либо заменить товарный чек на бланк строгой отчетности. Вместо этого работник представил заказ-наряд на шиномонтажные работы, оформленный на организацию. Можно ли принять к оплате данный заказ-наряд, который не является бланком строгой отчетности и не содержит все необходимые реквизиты?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе принять заказ-наряд, подтверждающий прием денежных средств за шиномонтажные работы, при условии, если подотчетное лицо обратится в сервисную организацию для внесения в заказ-наряд недостающих сведений, предусмотренных п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В случаях приобретения организацией за наличный расчет товаров (работ, услуг) у ИП, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, следует учитывать, что Законом N 54-ФЗ для таких лиц установлен особый порядок оформления документов.
В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и ИП, являющиеся плательщиками ЕНВД, не подпадающие под действие п.п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
— наименование документа;
— порядковый номер документа, дату его выдачи;
— наименование для организации (фамилия, имя, отчество — для ИП);
— ИНН, присвоенный организации (ИП), выдавшей (выдавшему) документ;
— наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
— сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
— должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Из положений п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ следует, что ИП могут не использовать ККТ при одновременном выполнении следующих условий:
— ИП применяет систему налогообложения в виде ЕНВД;
— ИП не подпадает под действие п.п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ;
— ИП по требованию покупателя (клиента) выдает документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ должен соответствовать требованиям п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 08.04.2010 N Д05-1018).
Следовательно, ИП, применяющий систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по оказанию определенных услуг, подпадает под действие п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ только в случае, когда он оказывает услуги непосредственно населению. В этом случае согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ИП обязан осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт либо с применением ККТ, либо без применения ККТ, но при условии выдачи им соответствующих БСО.
Следует отметить, что в нашем случае шиномонтажные работы выполнены для юридического лица через его представителя (подотчетное лицо), поэтому ИП следует руководствоваться п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
К таким услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее — ОКУН) (ст. 346.27 НК РФ).
Согласно ОКУН в разделе «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» (код 017000) предусмотрен такой вид услуг, как шиномонтажные работы.
Документами, подтверждающими факт оплаты товаров (работ, услуг), являются чеки ККТ, квитанции к ПКО, бланки строгой отчетности, а при приобретении услуг у организаций и индивидуальных предпринимателей — плательщиков ЕНВД, не подпадающих под действие п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, — товарные чеки, квитанции или другие документы, соответствующие установленным требованиям.
В письме Минфина России от 22.10.2009 N 03-01-15/9-470 дано разъяснение формулировки «другой документ»: Законом N 54-ФЗ в качестве наименования выдаваемого документа наряду с некотор
ыми примерами таких документов (товарный чек, квитанция) использовано обобщенное название «другой документ, подтверждающий прием денежных средств» и установлено его содержание. Сказанное, на наш взгляд, означает, что главное в указанном документе не его название (товарный чек, акт, квитанция, заказ-наряд и прочее), а перечень необходимых реквизитов, указанный в п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, то есть его содержание.
Отметим, что при осуществлении шиномонтажных работ специализированными сервисными мастерскими оформление договора на выполнение работ производится в соответствии с требованиями п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290 (далее — Правила).
Такой договор заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать, в частности, следующие сведения:
— фирменное наименование и место нахождения организации-исполнителя (для ИП — фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
— марку, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак;
— перечень выполняемых работ, их стоимость и количество;
— должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ, его подпись.
Отсутствие претензий по объему, качеству и стоимости выполненных работ заказчик подтверждает подписью в заказ-наряде. По окончании работ заказчик получает заказ-наряд с отметкой об оплате.
Если же договор исполняется в присутствии потребителя (подкачка шин, диагностические работы, некоторые работы технического обслуживания и ремонта, мойка, шиномонтаж и другие), он может оформляться путем выдачи квитанции, жетона, талона, кассового чека и т.п. (п. 17 Правил).
Из указанной Вами информации о содержании заказ-наряда усматривается, что в документе недостаточно сведений, одновременно соответствующих как требованиям п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, так и п. 15 Правил, а именно:
— в наименовании для ИП не расшифровано имя, отчество;
— не указаны должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего документ.
В связи с тем, что действующее законодательство не регламентирует способ заполнения, а также порядок изготовления документов, представляемых плательщиками ЕНВД, все обязательные реквизиты могут быть указаны в заказ-наряде, оформляемом плательщиком ЕНВД от руки, автоматизированным или комбинированным способом.
Таким образом, подотчетное лицо может обратиться в сервисную организацию для внесения в заказ-наряд недостающих сведений.
Считаем, что приведенный в соответствие с требованиями п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ заказ-наряд, приложенный подотчетным лицом к авансовому отчету, будет являться основанием для списания с работника суммы произведенного расхода.
Одновременно заказ-наряд будет служить и подтверждением факта оказания услуги (письмо Минфина России от 19.01.2010 N 03-03-06/4/2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мирошкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

20 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.