Оптимизация НДС в производстве

Разделœение финансовых потоков в производстве

Для реализации схемы потребуются:

· Основное предприятие — производственное предприятие холдинга, плательщик НДС;

· Вспомогательное предприятие — неплательщик НДС или предприятие (предприниматель), имеющее льготу по НДС;

· ИП-ʼʼвмененщикʼʼ и ИП-ʼʼупрощенщикʼʼ, аналогичные тем, которые использовались в первой схеме.

В роли Вспомогательного предприятия можно использовать:

· предпринимателя (фирму), применяющего упрощенную систему налогообложения, либо простое товарищество таких предпринимателœей (фирм);

· предприятие, уставный капитал которого полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, причем среднесписочная численность инвалидов среди его работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%. В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации товаров, работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых такими предприятиями, не подлежат налогообложению НДС.

Второй вариант предпочтительнее, поскольку в отличие от субъектов упрощенной системы предприятия инвалидов применяют общий налоговый режим (а значит, по расходам — метод начисления, а не кассовый), не имеют ограничений по размеру доходов (15 млн руб. в год в 2004 ᴦ. и, самое главное, не уплачивают минимального налога (1% от доходов). Тот факт, что собственником предприятия является организация инвалидов, большого значения не имеет, так как схема не предусматривает формирование и аккумулирование прибыли у Вспомогательного предприятия — прибыль формируется у другого участника схемы, уплачивающего ЕНВД (см. вторую схему). Также Вспомогательное предприятие в данном случае не имеет в собственности никаких базовых средств (при крайне важно сти они арендуются). Требования по штатной численности и фонду оплаты труда инвалидов также не должны быть препятствием: в штате Вспомогательного предприятия может числиться всœего один человек, он же — инвалид, реально (а не фиктивно) исполняющий свои трудовые обязанности (скажем, директор — подписывает всю деловую документацию, платежные документы и отчетность, нанимает различные подрядные организации и т.п.). Все остальные необходимые работники (в том числе производственные рабочие) могут привлекаться Вспомогательным предприятием на основании договора предоставления персонала, договоров подряда и возмездного оказания услуг со специализированной организацией, входящей в структуру рассматриваемого небольшого холдинга, — Кадровым центром. В любом случае в штатную численность работников они входить не будут.

В случае если всœе же Вспомогательное предприятие на ʼʼупрощенкеʼʼ, оно не должно нарушать требования, предъявляемые к переведенным на упрощенную систему субъектам. В данном случае, прежде всœего, — доходы (выручка) не более 15 млн руб. в год. При приближении выручки к данному лимиту крайне важно заменять Вспомогательное предприятие на нового предпринимателя или фирму (в противном случае придется пересчитывать всœе налоги исходя из общего режима налогообложения). Как и в предыдущей схеме, в роли Вспомогательного предприятия можно использовать простое товарищество из нескольких субъектов УСН (ставка налога 6% с доходов — прибыли от совместной деятельности). При этом напомним, что пользоваться такой возможностью осталось, по всœей видимости, недолго.

Как уже упоминалось, в случае если Вспомогательное предприятие принадлежит общественной организации инвалидов, в схему потребуется включить еще и Кадровый центр — предприятие на УСН (15%), имеющее в штате работников, которых оно будет предоставлять Основному и Вспомогательному предприятиям (к примеру, по договорам предоставления персонала — аутстаффинга). В случае если Вспомогательное предприятие на упрощенной системе, оно само может играть роль Кадрового центра для Основного предприятия, хотя и создание специализированного Кадрового центра также возможно. В этом случае работники будут работать по основному месту работы в Кадровом центре, а по совместительству — на Вспомогательном предприятии (либо часть работников — в Кадровом центре, часть — на Вспомогательном предприятии).

Суть схемы состоит в разделœении финансовых потоков, связанных с производством продукции, которую нужно продать с НДС (то есть плательщикам НДС, которые официально приходуют продукцию), и продукции, которую можно продать без НДС — в розницу и мелким оптом. Последняя затем продается по рассмотренной выше схеме через предпринимателя-ʼʼвмененщикаʼʼ.

Все производство делится на два предприятия — Основное и Вспомогательное (неплательщик НДС или предприятие, имеющее льготу). Конечно, это разделœение происходит скорее формально: на самом делœе всю продукцию производят те же самые рабочие на тех же самых производственных площадях и оборудовании. При этом часть этих площадей и оборудования берет в аренду одно предприятие, часть — другое; часть расходов на оплату труда оплачивает одно предприятие, часть — другое; часть комплектующих, сырья и материалов, электроэнергии, услуг сторонних организаций оплачивает одно предприятие, часть — другое и т.д. В результате часть продукции производит одно предприятие, а часть — другое (рис. 2).

Рис. 2. Схема разделœения финансовых потоков в производстве

На Основном предприятии производится продукция с НДС, а на Вспомогательном (льготном) — продукция, которую можно будет продать покупателям без выделœения в документах НДС (то есть за наличный расчет или мелким оптом без НДС). Вспомогательное предприятие может производить продукцию самостоятельно, используя своих работников, свое или арендованное оборудование и производственные площади, либо делать это с помощью подрядчиков — работать по давальческой схеме. На практике таким подрядчиком должна быть и Основное предприятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет необходимые сертификаты, лицензии, разрешения, оборудование и т.п. При этом стоимость услуг Основного предприятия по договору подряда в данном случае есть смысл сделать минимальной, ведь эти услуги облагаются НДС, а ʼʼвходнойʼʼ НДС Вспомогательному предприятию (неплательщику НДС) не нужен.

Объем производства готовой продукции на Вспомогательном предприятии примерно равен возможному объёму реализации готовой продукции за наличный расчет или мелким оптом. На Основном предприятии производится вся остальная продукция. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, решается первая задача — полное освобождение от НДС той части оборота холдинга, которая продается покупателям, не нуждающимся во ʼʼвходномʼʼ НДС.

Основное предприятие, как и следует из его общего режима налогообложения, производит и реализует всю продукцию с НДС. Необходимые товары, сырье и материалы, услуги закупаются Основным предприятием у прежних поставщиков, как плательщиков, так и неплательщиков НДС (закупки у последних минимизируются по мере возможности и максимально переводятся на Вспомогательное предприятие). Закупая сырье, материалы, комплектующие, услуги в основном у организаций — плательщиков НДС, Основное предприятие использует право на налоговый вычет по НДС и оплачивает максимум затрат с НДС (материалы, сырье, комплектующие, услуги, электроэнергия, аренда и т.д.).

Вспомогательное предприятие приобретает необходимые ему сырье, комплектующие и материалы у Основного предприятия по договору поставки; единственное исключение должно быть сделано для тех товаров (работ, услуг), которые поставщики продают нам без НДС, — их должно закупать Вспомогательное предприятие напрямую.

Наценка у Основного предприятия по поставкам Вспомогательному предприятию минимальна (или даже близка к нулю, к примеру, 0,1% или 1%), чтобы не платить лишних налогов — на прибыль и НДС. Для оптимизации НДС у Основного предприятия эти отгрузки Вспомогательное предприятие может оплачивать не полностью либо с рассрочкой (отсрочкой); то же самое касается оплаты услуг Основного предприятия по договору подряда со Вспомогательным, в случае если такой договор будет заключаться (задержка оплаты или отсрочка/рассрочка платежа); по просроченным задолженностям возможно формирование резерва по сомнительным долгам. Правда, в случае если Вспомогательное предприятие на упрощенной системе (не предприятие общественной организации инвалидов), то, поскольку при упрощенной системе применяется кассовый метод учета доходов и расходов, потребуется компенсировать заниженные материальные расходы у Вспомогательного предприятия. Сделать это можно, если, в свою очередь, будут занижены его доходы от реализации, получаемые от предпринимателя-ʼʼвмененщикаʼʼ. Для последнего расходы в целях налогообложения вообще значения не имеют.

Как уже было сказано, Вспомогательное предприятие оплачивает максимум затрат, не содержащих ʼʼв том числе НДСʼʼ (к примеру, зарплата и налоги на нее или услуги аутсорсинга — предоставления персонала), а Основное — максимум затрат, имеющих ʼʼв том числе НДСʼʼ. Это, конечно, не означает, что Вспомогательное предприятие закупает всœе только без НДС, а Основное — всœе только с НДС. Ясно, что льготному предприятию для производства продукции всœе равно нужны сырье и материалы, которые поставляют плательщики НДС, так же как Основному предприятию нужны услуги персонала (аутсорсинг). Речь идет об изменении пропорций, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно происходить в разумных пределах. В результате такого изменения пропорций в структуре себестоимости готовой продукции у Основного предприятия повысится доля материальных расходов — закупаемых товаров (работ, услуг, электроэнергии и т.д.) с НДС и, соответственно, снизится доля закупаемых товаров (работ, услуг) без НДС. Наоборот, в структуре себестоимости готовой продукции у Вспомогательного предприятия повысится доля закупаемых товаров (работ, услуг, прежде всœего — внутрихолдинговых) без НДС и снизится доля материальных расходов. Себестоимость на обоих предприятиях будет примерно одинаковой, а ее структура — разной. Благодаря этому происходит снижение добавленной стоимости (которая теоретически в экономическом смысле и является базой для обложения НДС) у плательщика НДС за счёт ее завышения у неплательщика НДС. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, решается вторая задача — частичная экономия НДС по той части оборотов по реализации готовой продукции, которую нельзя продать без НДС. Эта экономия будет тем больше, чем больше будет объём производства Вспомогательного предприятия и чем большую часть материальных расходов удастся перенести на Основное предприятие.

Дальнейшее движение готовой продукции к конечному потребителю можно осуществить в соответствии с первой рассмотренной схемой — через ИП-ʼʼвмененщикаʼʼ, который и аккумулирует у себя почти всю прибыль, а затем реинвестирует ее в оборот Основного и Вспомогательного предприятий.

Всю произведенную продукцию Вспомогательное предприятие продает единственному покупателю-ʼʼвмененщикуʼʼ (с минимальной или даже нулевой рентабельностью). Поскольку его налогообложение (ЕНВД) при этом не зависит от расходов, оплату можно задерживать либо проводить не в полном объёме. Доходы Вспомогательного предприятия (по кассовому методу) при этом занижаются, в связи с этим и оно, в свою очередь, также может задержать оплату своему главному поставщику — Основному предприятию. Последнее в связи с этим не заплатит НДС по не оплаченным пока товарам — сырью, материалам, комплектующим, работам по договорам подряда (реализация для целœей НДС по мере оплаты), хотя берет по ним ʼʼвходящийʼʼ НДС к вычету (при условии оплаты поставщикам). В результате схема позволяет дополнительно отсрочить НДС в холдинге в целом и использовать схему резерва по сомнительным долгам. Так схема решает третью задачу — отсрочку НДС (той его части, которую не удалось совсœем оптимизировать или минимизировать предыдущими двумя способами). Руководство холдинга до некоторой степени само решает, какую сумму НДС платить в том или ином налоговом периоде.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, по схеме происходит вывод части оборотов холдинга из-под обложения НДС благодаря разделœению товарно-финансовых потоков по производству и реализации готовой продукции с НДС и без НДС, а также благодаря перераспределœению между Основным и Вспомогательным предприятиями затрат на производство продукции с НДС и без НДС (изменение структуры себестоимости, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не противоречит никакому законодательству). Чтобы получить реальную структуру себестоимости (к примеру, в целях управления производством), достаточно будет сложить (в управленческом учете) расходы на производство готовой продукции на Основном и Вспомогательном предприятиях и поделить на суммарный объём выпуска данного вида продукции. Еще один инструмент для оптимизации (оперативного регулирования уплачиваемых в бюджет сумм) НДС — задержка оплаты товаров и услуг Основному предприятию.

На практике возможно и даже желательно использование параллельно с описанными других легальных методов налогового планирования, таких, как создание резерва по сомнительным долгам, использование договора предоставления персонала (аутсорсинга) и др.

К недостаткам схемы разделœения финансовых потоков в производстве можно отнести то, что ее достаточно непросто реализовать, особенно на большом предприятии. В частности, предложенный механизм переноса материальных расходов на Основное предприятие взамен увеличения ʼʼбезэндээсныхʼʼ расходов на Вспомогательном предприятии с целью изменения структуры себестоимости и снижения добавленной стоимости вряд ли удастся внедрить на крупном заводе.

Вместе с тем, для реализации схем предприятию крайне важно иметь возможность хотя бы небольшую часть своих товаров (продукции) реализовывать в розницу или мелким оптом. В случае если таких ʼʼбезэндээсныхʼʼ оборотов у предприятия нет совсœем, их придется создавать. К примеру, в первой схеме Основное предприятие может помимо своей обычной продукции, всœе покупатели которой требуют ʼʼвходногоʼʼ НДС, начать продавать какие-то виды товаров в розницу (по сути, в целях оптимизации налогообложения заняться новым вспомогательным видом деятельности — розничной торговлей). Альтернативный вариант — воспользоваться розничным товарооборотом уже существующего крупного розничного продавца, к примеру супермаркета͵ магазина. С руководством последнего придется договариваться о взаимовыгодности такого сотрудничества. Выгода от него для Основного предприятия очевидна — отсрочка НДС теоретически в любой сумме и на любой срок, а также возможность самим в каждом из периодов определять размер уплачиваемого в бюджет налога.

Оптимизация НДС в производстве — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Оптимизация НДС в производстве» 2014, 2015.