Оптимизация налогообложения и методы борьбы с уклонением от платы налогов

Оптимизация налогообложения и методы борьбы с уклонением от платы налогов.
Налоговая политика определяется как подсистема экономической политики, реализуемой в сфере налоговых отношений. Налоговая политика предприятия это модель его поведения в сфере налоговых отношений, обусловленная целями и задачами развития бизнеса в заданных параметрах внешней среды. Определение оптимальных объемов налоговых платежей проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. В настоящее время налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению налоговых выплат. Предприниматели, руководители и рядовые налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса. С точки зрения законности и минимизация, и оптимизация относятся к законным действиям, и в этом смысле существенной разницы между ними нет. Вместе с тем и это важно.
цель государства добиваться оптимизации налогообложения, чтобы собранных налогов было достаточно для обеспечения всех задач, и в то же время чтобы налоговое бремя не было чрезмерным и не подавляло экономическую деятельность налогоплательщика.
для налогоплательщика естественно стремиться к максимальному уменьшению налогового бремени, идо тех пор, пока минимизация не будет выходить за пределы законности, ее нельзя признать противоречащей целям государства по оптимизации налогообложения, а, следовательно, противоправной в связи с отсутствием общественного вреда 1.
Естественное стремление налогоплательщика уменьшить суммы налогов, уплачиваемых в бюджет, не вызывает одобрения со стороны контролирующих органов. Хозяйственные операции, имеющие своей целью снижение налогового бремени, находятся и в дальнейшем всегда будут находиться под пристальным вниманием налоговых и иных контролирующих органов. Нередко сами налогоплательщики при применении той или иной оптимизационной схемы допускают ошибки. При проведении оптимизационной процедуры не бывает мелочей, и она требует тщательного законодательного обоснования и документального оформления 2.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибках оборачивается лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.
Правильная оптимизация налогообложения и прогнозирование возможных рисков оказывает значительную помощь в создании стабильного положения предприятия, поскольку позволяет избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.
Целью данной работы является анализ, как правовых основ и особенностей налогового планирования, так и уклонения от уплаты налогов, а также соотношения указанных понятий.
1. Дать характеристику понятий: оптимизация налогообложения, налоговое планирование.
2. Дать характеристику основных принципов оптимизации налогообложения.
3. Показать сущность основных методов налоговой оптимизации.
4. Описать способы оптимизации налогообложения и методы уклонения от уплаты налогов, применяемые за рубежом.
5. Показать формы и методы налогового контроля, а так же методы борьбы с неуплатой налогов, применяемые в Российской федерации.
Объект исследования: система оптимизации налогообложения Российской федерации.
Предмет исследования: методы борьбы с уклонением от уплаты налогов, применяемые в Российской федерации.
Настоящая курсовая работа написана с использованием литературы российских и зарубежных авторов, а также материалов, размещенных в официальных источниках и периодических изданиях.
1. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ, КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1 Понятие оптимизации налогообложения в рамках налогового планирования.
Желание каждого налогоплательщика платить как можно меньше налогов вполне естественное и объяснимое. Ведь в России доля налоговых выплат от получаемых доходов довольно высока. Выходом может стать законная экономия на налогах, т.е. так называемая оптимизация налогообложения. Оптимизация налогов является в настоящее время составной частью налоговых правоотношений, возникающих между налогоплательщиком и государством. Стремление предприятия обеспечить собственную конкурентоспособность в конечном итоге приводит к минимизации налоговых платежей. Оптимизация налогообложения это легальный способ обхода налогов, но в то же время процесс долгий и требующий достаточных знаний в области исчисления и уплаты налогов. Трудностей еще добавляет Российское законодательство, предусматривающее большое количество налогов и разные способы определения налогооблагаемой базы. Однако при этом, налоговым законодательством Российской Федерации предоставляются все возможности для поиска путей снижения налоговых выплат, а именно наличием в законодательстве налоговых льгот, различных ставок налогообложения, наличием различных источников отнесения расходов и затрат и др. Кроме того, оптимизация (минимизация) налогообложения это уменьшение размеров налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех представленных законодательством налоговых льгот и других законных приемов и способов. Другими словами, это организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства. В связи с этим, такие действия налогоплательщика не составляют состав налогового преступления или правонарушения и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика, таких, как доначисление налогов, пени, а также взыскание налоговых санкций. Отсюда и вытекает главное отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов. В зависимости от периода времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов, налоговую оптимизацию можно классифицировать как перспективную и текущую. Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и методов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности. Указанная оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и др. Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельном налоговом периоде [7, с. 217-218.
При формировании конкретного метода налоговой оптимизации необходимо.
— рассмотреть во взаимосвязи все существенные аспекты деятельности организации, и уже на этой основе в дальнейшем должны рассматриваться все планируемые к осуществлению хозяйственные операции; — наряду с требованиями налогового законодательства учитывать также требования иных отраслей законодательства (таможенного, валютного и др.
— в организационном и практическом плане обеспечить соответствующее документальное оформление осуществляемых хозяйственных операций, в том числе обеспечить полную взаимоувязку конкретных документов.
— подчеркивать разовый характер операций в случаях осуществления разовых хозяйственных операций.
— формирование учетной политики организации рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации.
Комплексное и целенаправленное принятие налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации составляет налоговое планирование.
В современных условиях оптимизация налогообложения становится неотъемлемой частью бизнеса, видом финансово управленческой деятельности. Кроме того, оптимизация налогообложения сегодня должна быть ориентирована не только и не столько на минимизацию налоговых платежей, сколько на повышение эффективности финансово хозяйственной деятельности [7, с. 223.
1.2 Налоговое планирование: понятие и роль в хозяйственной деятельности предприятия.
Налоговое планирование это допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения налоговых обязательств, планирование финансово хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей.
Под налоговым планированием так же понимают выбор хозяйствующим субъектом вариантов различных правовых конструкций (системы налогообложения, вида договора, учетной политики и др.) с целью снижения налоговой нагрузки.
Основная задача налогового планирования организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах.
Основные направления в рамках перспективного налогового планирования сводятся к следующим.
— выбор организационно правовой формы предприятия с учетом вида и целей деятельности, а также соответствия режима налогообложения и гражданско-правовой ответственности юридического лица.
— определение структуры предприятия, решение вопроса о целесообразности формирования финансово промышленной группы или участия в ней, создание структурных подразделений.
— принятие решения о месте регистрации и месте осуществления финансово хозяйственной деятельности предприятия, ее руководящих органов, структурных подразделений, дочерних и зависимых объектов, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных территорий 3.
В рамках текущего налогового планирования осуществляется.
— выбор режима налогообложения.
— анализ предусмотренных законом налоговых льгот и оценка возможности их применения.
— формирование учетной политики организации.
— составление налоговых моделей при рассмотрении и принятии управленческих решений и определение критериев выбора оптимального варианта.
— анализ с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определение оптимальной формы сделки, выбор делового партнера.
— составление налоговых календарей с целью четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления налогов и сроков их уплаты.
— рациональное размещение активов и прибыли предприятия с учетом как налогов, уплачиваемых при получении дохода от инвестиций, так и предоставляемых льгот.
Возможные пути достижения поставленных целей реализуются не только за счет полного знания и использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации и оптимизации налогообложения 4.
Особенности российской политической и экономической системы ее нестабильность, непредсказуемость, противоречивость принимаемых органами государственной власти законов и решений, в том числе и в сфере налогообложения. Поэтому предприятиям необходимо учитывать такой вероятный фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике, введением новых видов налогов и сборов, изменением налоговых ставок и штрафных санкций, отменой налоговых льгот.
Предприятия, исходя из принципа оперативности налогового планирования, должны учитывать возможные не только внешние изменения, но и внутренние, которые могут коренным образом повлиять на его налоговую политику.
Сущность принципа оптимальности налогового планирования в том, что использование механизмов, уменьшающих размеры налоговых обязательств, не должно приводить к ущербу интересам собственников предприятия и стратегическим целям развития. Один из главных вопросов налогового планирования поддержание оптимального соотношения между налоговыми платежами и той частью прибыли, которая остается в распоряжении предприятия для осуществления инвестирования и обеспечения финансовой устойчивости.
Таким образом, налоговое планирование является важнейшей составной частью налоговой политики предприятия [30, с. 13.
1.3 Оптимизация налогообложения, как важнейшая составляющая налогового планирования.
В специальной литературе определения понятия «оптимизация налогообложения» являются весьма схожими. Например: Уменьшение налогов (налоговая оптимизация) в общем смысле слова это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.
Интересны мнения зарубежных исследователей о причинах возникновения оптимизации налогообложения, в соответствии с которыми законное или незаконное уклонение от уплаты налогов может происходить и по следующим соображениям:…для многих граждан осознание налоговых обязанностей гораздо менее сильно, чем моральных. Для многих украсть у казны не значит украсть, а также:… «нельзя считать правонарушителем того, кто в сомнительных вопросах противостоит казне. Таким образом, представляется, что имеет место известное ослабление моральных принципов, когда дело касается налоговых обязательств» [29, с. 18.
Можно выделить следующие виды оптимизации налогообложения.
1) оптимизация по видам налогов (НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.
2) оптимизация налогообложения у организаций в зависимости от их принадлежности к той или иной сфере финансово хозяйственной деятельности (так называемая отраслевая оптимизация, имеющая черты и особенности, присущие конкретному виду деятельности, например для банков, страховых организаций, организаций торговли и т. д.
3) оптимизация налогообложения по категориям налогоплательщиков (организации, предприниматели, иные физические лица, крупные, средние и малые налогоплательщики.
Можно также выделить пассивный и активный виды оптимизации.
К пассивному виду оптимизации можно отнести альтернативную оптимизацию, когда в налоговом законодательстве существуют две или более нормы, а вопрос большей целесообразности использования одной из них находится в компетенции грамотного специалиста организации или физического лица налогоплательщика.
К активному виду оптимизации можно отнести специфические методы планирования деятельности организации, заключающиеся в активных, волевых действиях ее должностных лиц, направленных на минимизацию налогов 5.
1.4 Принципы оптимизации налогообложения.
Разрабатываемые схемы оптимизации налоговых платежей становятся в последнее время все более индивидуализированными, но все они должны оцениваться с точки зрения тех основных принципов, которые и позволяют в конечном итоге говорить о целесообразности выбора способа движения товарно денежных потоков.
1. Принцип адекватности затрат. Стоимость внедряемой схемы не должна превышать суммы уменьшаемых налогов. Допустимое соотношение затрат на созданную схему и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. На практике такой порог составляет 50 90% от размера уменьшаемых налогов. Следует также помнить и о том, что большинство схем, помимо затрат на создание и обслуживание, требуют и определенных расходов по их ликвидации. При этом ликвидационные расходы могут значительно превышать первоначальные вложения. Так, например, ни для кого не секрет, что зарегистрировать любое хозяйственное общество гораздо «проще», чем его ликвидировать.
2. Принцип юридического соответствия. Схема оптимизации должна быть, бесспорно, легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства. Этот принцип иногда еще называют тактикой «наименьшего сопротивления». Суть его заключается в недопустимости построения схем оптимизации, основанных на коллизиях или «пробелах» в нормативных актах. В тех случаях, когда отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться, как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, возникает вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств, либо необходимость дорабатывать схему, или идти на затраты, связанные с неформальными платежами контролерам и т. д. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные издержки могут привести к нарушению принципа 1.
3. Принцип конфиденциальности. Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен. На практике это означает, что, во первых, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т. п.
4. Принцип подконтрольности. Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах. Соблюдение принципа конфиденциальности «таит» в себе возможность утраты полного контроля над всеми звеньями, участвующими в схеме.
Одной из особенностей большинства структур по оптимизации налогов является неформальность отношений внутренних участников процесса и тех прав и обязательств, которые возникают в связи с договоренностью с внешними контрагентами. Решение вопросов безопасности в данных условиях может быть построено на синхронизации тех договорных отношений, которые возникают де-факто с теми, которые оформляются де-юре. Наиболее «тонким» остается момент рационального соотношения в использовании принципов 3 и 4. Данные принципы хотя и действуют в противоположных направлениях, но не являются взаимоисключающими. Напротив их разумное сочетание представляет собой одну из важнейших составляющих в системе обеспечения безопасности управления запланированным процессом.
5. Принцип допустимого сочетания формы и содержания. Синхронизация юридических и фактических действий важна не только для обеспечения защиты от «недобросовестных» участников процесса, но имеет также непереоценимое значение и для «отражения» возможных подозрений со стороны проверяющих. Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе таких понятий, как недействительная сделка, притворная сделка, мнимая сделка, недееспособный гражданин и т. д. а также с наличием в Уголовном кодексе статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества и т. п.
6. Принцип нейтралитета. Оптимизацию налоговых платежей необходимо производить за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых контрагентов. Данный принцип можно также назвать принципом взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые налоговые платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений приводит к уменьшению платежей у другого и наоборот, уменьшение базы налогообложения у одного контрагента ведет к ее увеличению у второго (НДС, налог на прибыль). Поэтому следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей.
7. Принцип диверсификации. Оптимизация бюджетных отчисления, как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты первоначальных планов, и форс-мажорные обстоятельства. При этом следует иметь в виду и тот факт, что, в связи с последними изменениями в уголовном законодательстве, юридические последствия от развития событий по пессимистическому сценарию имеют значительные различия в зависимости от размеров негативных трансакций.
8. Принцип автономности. Действия по оптимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от внешних участников. Принципы 3 и 4 во многом являются производными от данного принципа, но имеют свою особую сферу применения, т. к. конфиденциальность и подконтрольность не синонимичны понятию автономности, а могут только рассматриваться как ее отдельные компоненты. На практике обеспечение принципа автономности требует проведения дополнительных затрат, но в то же время обеспечивает повышение безопасности существующей схемы и уменьшение уязвимости со стороны недобросовестных контрагентов 6.
2. МЕТОДЫ И РИСКИ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ.
2.1 Основные методы налоговой оптимизации.
Рассмотрим некоторые схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Данные схемы можно разделить на две группы.
1) «простые» схемы, то есть схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров и создания каких либо схем.
Приведем некоторые из таких методов.
Так, например, туристическая компания для обеспечения основной деятельности покупает несколько транспортных средств (автобусов), однако оформляет их в частную собственность родственников учредителей фирмы, которые, в свою очередь, выписывают доверенность на управление автобусами нанятым водителям и при этом с туристической фирмой заключают договоры о сдаче в аренду данных транспортных средств. В итоге транспортные средства на баланс фирмы не ставятся, налоги не уплачиваются 7.
Следует отметить, что больше всего нарушений и «узких» мест приходится не на сами схемы оптимизации (как правило, юридически они построены грамотно), а на сопроводительные, обеспечительные условия данных схем; например, использование льгот, предоставляемых малым предприятиям, довольно часто сопровождается фальсификацией количества работников организации. Наличие такой фальсификации автоматически делает такую схему нелегитимной.
2) «сложные» схемы, требующие для их реализации материальных затрат, например по их обслуживанию, составления специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов (замена заработной платы страхованием жизни работников и т. д.). К данной группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, то есть использование оффшорных зон 8.
Одним из методов налоговой оптимизации называют «уменьшение объекта налогообложения», то есть снижение размера объекта, подлежащего налогообложению. Например, налогоплательщик может снизить свою активность в получении доходов, стремясь избежать обложения подоходным налогом по наивысшей ставке налогообложения. Согласны с ним и другие специалисты. Можно выделить два способа обхода налогов: законный и незаконный. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использоваться практически без ограничений. Например, российское законодательство устанавливает повышенные ставки налога на прибыль, полученную от посреднических операций на основе договоров комиссии и поручения. Если налогоплательщик не вступает в эти гражданско-правовые отношения и тем самым уменьшает свои налоговые платежи, то оспаривать правомерность его действий нет оснований.
С нашей точки зрения, уменьшение предпринимательской активности не является методом налоговой оптимизации. Вышеприведенные примеры показывают, что высокая ставка налога может побудить лицо отказаться от какого либо вида коммерческой деятельности вследствие чрезмерного уровня его налогообложения [29, с. 20 21.
Методами налоговой оптимизации можно считать не только способы минимизации самих налогов, но также и создание более выгодных для налогоплательщика условий налогового администрирования и налогового контроля, что может привести к признанию права налогоплательщика на использование льгот, снижению штрафных санкций за допущенные нарушения налогового законодательства, возврату излишне уплаченных налогов и т. д.
Примером тому может служить арбитражная практика аудиторских компаний по защите интересов своих клиентов. Приведем пример.
Многие налоговые споры связаны с порядком и особенностями уплаты НДС. Некоторые налогоплательщики при расчете налога на добавленную стоимость учитывают стоимость оплаченных рекламных услуг лишь в пределах нормативов расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в целях налогообложения прибыли. В результате в бюджет уплачиваются излишние суммы НДС, в ряде случаев весьма значительные.
Существенный интерес представляет также и практика по отдельным вопросам налогообложения. Так, предприятие приобрело основные средства и материалы для передачи в лизинг. Незначительная часть оборудования на основании актов приемки-передачи была возвращена предприятию и реализована.
По мнению налоговой инспекции, эта реализация должна была быть учтена при исчислении налога на пользователей автодорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Однако в суде юристами была доказана ошибочность позиции налоговой инспекции. Оборудование и материалы приобретались предприятием для передачи в лизинг, поэтому они не могли рассматриваться как товары, и их реализация правомерно учитывалась как реализация основных средств и прочих активов без обложения указанными налогами 9.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что профессионализм налоговых консультантов является определяющим при осуществлении мероприятий налогового планирования и оптимизации налогообложения.
2.2. Оптимизация налогообложения и уклонение от уплаты налогов за рубежом.
Следует отметить, что в практике налогообложения зарубежных стран отношение государства к оптимизации налоговых платежей в общем виде выразилось в форме концепций уклонения от уплаты налога («tax evasion») и обхода (избежания) налога («tax avoidance»). Принципиальное различие между этими понятиями заключается в том, что в первом случае налогоплательщик прямо (непосредственно) нарушает налоговый закон и не может воспользоваться результатами налоговой оптимизации, а иногда становится субъектом различных видов ответственности, во втором же случае он хотя косвенно и нарушает налоговый закон, но при этом поступает правомерно и получает право на благоприятные налоговые последствия.
К обходу налога обычно относят.
а) воздержание от совершения тех сделок, исполнение по которым ведет к необходимости платить налоги.
б) получение дохода в тех формах, по которым установлены льготы.
в) выезд налогоплательщика из страны для изменения налогового резидентства.
г) при возможности выбирать заключение таких сделок, которые влекут меньшие налоговые последствия.
В основе налогового планирования (или, как его еще называют, налогового маневрирования) лежит комплексное применение предусмотренных действующим законодательством налоговых льгот, умелое использование всех пробелов и нечеткостей в законодательстве.
С точки зрения других зарубежных специалистов, избежание налогообложения может быть определено скорее не как уловка (волевое поведение) на грани законности, а как естественное поведение, которое классическая экономическая теория эмпирически приписывает человеку, воспринимаемому в качестве экономического субъекта, склонного к такому поведению, которое приводит к минимальным уступкам с его стороны.
Таким образом, речь идет об известном издревле феномене, который исходит из самых глубин души «homo economicus», из присущего ему стремления к достижению максимальной выгоды при минимальных усилиях.
С экономической точки зрения, таким образом, субъект, который стремится снизить бремя налогов, воспринимается отнюдь не в отрицательном свете, а, напротив, как дальновидный «администратор.
Однако в узком юридическом смысле важны не столько цели, сколько способы, которыми эта экономия достигается. Следовательно, это явление квалифицируется по разному именно исходя из средств, при помощи которых налогоплательщик сокращает налоговое бремя: если он делает это мошеннически (в большинстве западных стран существует такое понятие, как уклонение от уплаты налогов, совершенное мошенническим путем), то речь идет о незаконном уклонении от уплаты налогов, а если, напротив, он сокращает базу налогообложения законными путями, то это избежание налогообложения или снижение выплат 10.
Меньше всего затруднений у зарубежных специалистов вызывает определение «уклонение от налогов». Можно утверждать, что оно заключается в любом преднамеренном или непреднамеренном действии субъекта, который после выявления необходимости уплаты налогов полностью или частично уклоняется от этой обязанности.
Размывая грани между уклонением и избежанием налогов, некоторые специалисты склоняются к тому, чтобы определить избежание налогообложения как «законное уклонение от налогов» и отделить его тем не менее от всех других вариантов, рассматриваемых экономической теорией как «пассивные реакции» на налогообложение: уклонение от налогообложения путем занижения базы, экономия на налогах, уклонение от уплаты налогов, налоговая несостоятельность и т. п.
Избежание налогообложения выражается, по сути, не только в одной или нескольких юридических уловках, но также в поведении, не запрещенном ни одним законом, которое теоретически характеризуется следующим.
а) наличие изначального единственного и доминирующего намерения сэкономить на налогах.
б) поведение, анормальное по сравнению с обычным в той же ситуации.
в) осуществление (частично или полностью) экономии на налогах, не предусмотренной, но и не допускаемой (даже косвенно) законодателем.
При такой постановке проблемы речь, следовательно, идет о преднамеренном поведении, не запрещенном установленным порядком и состоящем в необычном применении легальных методов в целях получения экономии на налогах.
Эта теория, с другой стороны, описывает избежание налогов на математическом языке как прямую функцию количества и качества норм, составляющих налоговую систему.
Анализ, основанный на этом, определил взаимосвязь таких переменных, которые, включаясь в процесс развития нормативной базы налогообложения, приводят к ее гипертрофированию образованию механизма, который становится одной из причин феномена избежания налогообложения.
Иными словами, происходящая из этого аналитичность норм способствует избежанию налогов. Действительно, если «избегать» означает «обманывать», такая операция становится проще, если норма представляет собой ограниченную микровеличину, вставленную в разбитый на мельчайшие частицы законодательный контекст. В этом случае в пользу избежания говорят некоторые факторы неповоротливости, которые были бы невозможны в системе с «синтетической», и потому гибкой, структурой. В частности, преобладание налоговой нормы «с особыми обстоятельствами» резко снижает возможность прибегнуть к аналогии.
Последнее и основное представление об этом понятии связано с использованием налогоплательщиками норм, часто плохо проработанных и имеющих изъяны, которые законодатель предусмотрел для определения налогооблагаемой базы и налогов 11.
Конечно, такое небезупречное использование можно сколь угодно оспаривать с точки зрения его интерпретации, но ему ничего нельзя противопоставить до введения в действие норм, позволяющих снять «защиту», которую сам закон гарантирует тем, кто оптимизирует свои налоги.
2.3 Классические и теоретические разработки понятий уклонения и избежания налогообложения.
Характеристики, свойственные обоим явлениям, с давних пор становятся причиной оживленных дискуссий специалистов в данной области.
Проблема уклонения от уплаты налогов всегда привлекала внимание западных специалистов.
Исторически сложилось так, что интересы казны начинали приобретать большее значение и поддержку государства в ущерб намерениям налогоплательщика сэкономить на налогах в основном в начале XX века, что породило во многих странах разные подходы к явлению избежания налогов.
Такая реакция, впервые проявившаяся в странах «common law» и в Германии, со временем получила развитие, затронув законодательства почти всех стран.
Фундаментальные теории для определения и размежевания понятий уклонения и избежания налогообложения исторически были выработаны Э. Блюменштейном и А. Хензелем, на которых ссылаются, хотя иногда и с критической точки зрения, все авторы, занимающиеся этими проблемами.
Как считает Денис Шевчук, Заместитель генерального директора, Вице-президент «Кредитный брокер INTERFINANCE» (ИПОТЕКА * КРЕДИТОВАНИЕ БИЗНЕСА * ТЭО, БИЗНЕС-ПЛАНЫ, имеет место «избежание» налога, когда через определенную процедуру с самого начала имеется договор, не включающий предпосылок для налогообложения или смягчающий режим налогообложения: этим избежание отличается от уклонения от налогообложения, в случае которого существует факт, являющийся основанием для налогообложения, но определению его точного размера административными органами препятствует противозаконное поведение налогоплательщика.
Напротив, уклонение от налогообложения, имеющее место в случае, если налоги в пользу государства не уплачиваются лицом, обязанным их платить, характеризуется автором как выявленное сокращение налоговых выплат, связанное с незаконным поведением субъекта, обязанного уплатить налоги.
Как считает Денис Шевчук, Заместитель генерального директора, Вице-президент «Кредитный брокер INTERFINANCE» (ИПОТЕКА * КРЕДИТОВАНИЕ БИЗНЕСА * ТЭО, БИЗНЕС-ПЛАНЫ), налогообложение всегда зависит от соблюдения законодательных норм. Исходя из этого автор и различает понятия «избежание налогообложения» и «налоговое преступление»: в последнем случае (налоговое преступление) речь идет о злонамеренном неисполнении налогового требования, уже должным образом предъявленного через применение нормы, тогда как избежание, обходя норму, препятствует появлению налогового требования.
Следует отметить, что Денис Шевчук называет «налоговым преступлением» явление, которое называют «уклонением». В целом, понятия были восприняты во многих странах как превалирующая доктрина. Многие западные исследователи отмечали, что «избежанием налогообложения» следует называть деятельность, направленную на воспрепятствование реализации нормы, определяющей сумму налога, или на снижение суммы к уплате.
Таким образом, избежание налогов происходит, когда налогоплательщик, даже не ведя деятельность, облагаемую налогом согласно налоговому законодательству, добивается иными путями того же экономического результата, который по закону предполагалось обложить налогом, или экономического результата, аналогичного ему либо заменяющего его. Следовательно, избежание налогообложения.
состоит в уходе (полном или частичном) от обязанности платить налоги без нарушения налогового законодательства.
выражается в использовании пробелов в налоговом законодательстве.
порождает расхождения между сутью нормы налогового права (исполняемой хозяйствующим субъектом) и ее формой [33, с. 18 19.
2.4 Формы и методы налогового контроля.
В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проявляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Налоговый контроль осуществляется в рамках процедурно процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют конкретные формы и методы.
Формами налогового контроля являются.
налоговые проверки.
получение объяснений налогоплательщиков.
проверки данных учета и отчетности.
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли.
Под методами налогового контроля понимается совокупность способов и приемов, используемых налоговыми органами в процессе контрольной деятельности.
Все методы, применяемые в налоговом контроле, можно классифицировать на три основные группы.
1) общенаучные методы исследования объектов налогового контроля (анализ и синтез, аналогия, моделирование, сравнение.
2) специальные методы (инвентаризация имущества, проверка первичных документов, выемка предметов и документов, осмотр помещений и территорий, экспертиза и т.д.
3) методы получения дополнительной информации у проверяемых лиц (письменный и устный опросы должностных лиц, допрос свидетелей и т.д.) 12.
Формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном единстве. Зачастую в рамках одной формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы контроля, в некоторых случаях совпадающие по наименованию с самой установленной законодательством формой контроля. Именно от правильно выбранного сочетания форм, методов и мероприятий налогового контроля зависит и результативность контрольной работы.
Основная форма налогового контроля налоговые проверки. Налоговые поверки занимают ведущее место среди всех остальных форм налогового контроля. Высокая результативность налоговых проверок достигается в сочетании с другими формами налогового контроля. Налоговые проверки позволяют наиболее полно и всесторонне оценить правильность исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей, выявить те или иные отклонения.
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится в помещении самого налогового органа на основании документов о деятельности налогоплательщика, предоставленных им в налоговый орган. Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения налогоплательщика либо месту занятия им предпринимательской деятельностью.
Налоговый контроль в зависимости от характера его проведения подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный налоговый контроль проводится до наступления отчетного (налогового) периода в связи с заявлением налогоплательщика об изменении сроков уплаты налогов (отсрочки, рассрочки либо предоставления инвестиционного налогового кредита.
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного (налогового) периода и связан с контролем за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов. Текущий налоговый контроль носит оперативный характер и проводится в основном в виде камеральных налоговых проверок.
Последующий налоговый контроль проводится после исчисления срока исполнения обязанности по уплате налогов, т.е. по окончанию отчетного (налогового) периода.
В зависимости от характеристики проверяемых лиц выделяют налоговый контроль.
индивидуальных предпринимателей.
физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В зависимости от степени охвата деятельности проверяемого лица выделяют комплексный и тематически налоговый контроль. Комплексный налоговый контроль проводится по всем видам деятельности налогоплательщика за определенный период времени 13.
Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.
Налоговый контроль имеет цель обнаружения нарушений и отклонений от принятых норм, правил и стандартов в сфере налогов и сборов, принятие необходимых корректирующих мер, привлечение виновных к ответственности и возмещение причиненного государству ущерба, а также предотвращение или сокращение совершения таких правонарушений в дальнейшем.
Формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном единстве. Зачастую в рамках одной правовой формы организации контрольной деятельности могут применяться различные методы и формы контроля. Именно от правильного сочетания форм и методов налогового контроля зависит эффективность налогового контроля 14.
В заключении следует отметить, что контроль в налоговой деятельности представляет собой метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства.
2.5 Методы борьбы с неуплатой налогов.
Большинство принимаемых мер по борьбе с неуплатой налогов характеризуются тем, что они направлены не на причины, порождающие неуплату налогов. Кроме того, в налоговом законодательстве содержатся положения, которые налогоплательщик, часто не имея на то законных оснований, может использовать с целью уплаты налога в меньшем размере, чем он должен быть уплачен, или же неуплаты его вовсе. Поэтому особое внимание следует уделить методам борьбы с неуплатой налогов, носящих общий характер, которые должны быть направлены на устранение причин, порождающих неуплату налогов.
К таким методам можно отнести средства политического характера, суть которых заключается в использовании налогов только в финансовых, а не политических целях; средства экономического характера, направленные на избежание установления слишком тяжелого налогового бремени в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры; но ведущее место отводится средствам морального порядка, главным среди которых выделяют развитие налоговой пропаганды.
К числу общих методов, направленных на ограничение возможности плательщиков уклоняться от уплаты налогов, в налоговом праве ряда зарубежных стран относят специальные юридические доктрины.
Доктрина существо над формой (substance over form). По мнению некоторых ученых, налоговые последствия сделки должны определяться ее сутью, но не формой. То есть если форма сделки не соответствует фактически реализуемым отношениям между сторонами по сделке, нужно говорить о возникновении налоговых последствий, которые соответствуют сути сделки или реально возникшим отношениям.
Между тем нужно отметить, что данная доктрина может иметь и обратный эффект. Так, заинтересованное лицо вправе воспользоваться ею, чтобы доказать, что существо действий должно превалировать над незначительными упущениями в форме сделки при ее заключении.
Доктрина деловая цель (business purpose). Суть этой доктрины состоит в том, что сделка, дающая определенные налоговые преимущества для ее сторон, может быть признана налоговыми органами недействительной, если она не преследует коммерческой цели и если главной целью ее совершения было избежание налогов. Сторонники данной доктрины утверждают, что такой подход может быть закреплен на законодательном уровне, и тогда налоговые преимущества будут предоставляться только по тем сделкам, которые преследуют цели, отличные от избегания налогов. Однако здесь возникает проблема определения коммерческой цели. Многие бизнесмены, например, могут сказать, что экономия налогов уже является коммерческой целью.
Основные принципы доктрины деловой цели могут применяться в России при рассмотрении дел о недействительности сделок, заключенных с целью уклонения от уплаты налогов без намерения создать соответствующие правоотношения. Доктрина — сделка по шагам (step transaction). Она применяется для определения налоговых последствий притворных сделок. Дело в том, что некоторые налогоплательщики специально осуществляют серию сделок, каждая из которых в отдельности влечет меньшие налоговые последствия. Но если эти сделки объединить в одно целое, то налоговая экономия будет несущественной. Борьба с подобными операциями подразумевает определение налоговых последствий серии сделок либо на основе коммерческого существа сделки (доктрина «существо над формой»), либо на основе утверждения, что любым действием, не имеющим коммерческой цели, можно пренебречь, несмотря на то что каждое действие является юридически верным (доктрина деловой цели). Такой подход был принят в США.
Доктрина сделки по шагам имеет много общего как с доктриной «существо над формой», так и с доктриной деловой цели и применяется, как правило, в случаях, когда налоговые органы доказывают, что разделение одной сделки на серию промежуточных было сделано только для того, чтобы уклониться от уплаты налогов.
Существует еще одна доктрина цели и духа законодательства. Но даже сама доктрина не определяет, что есть цель и дух законодательства, а потому в последнее время зарубежные суды (например, в Канаде) отходят от нее.
В иностранной литературе отмечают общую направленность законодательства на борьбу с неуплатой налогов. В качестве одного из методов борьбы целесообразно использовать так называемое общее правило. Это может быть либо установленный законом «тест на коммерческую цель» (когда учитывается коммерческая суть сделки), либо нечто подобное, например положение о том, что никто не должен избегать обязательств, налагаемых налоговой системой 15.
В правоприменительной практике большинства государств сложились специальные меры борьбы с уклонением от уплаты налогов, которые вполне целесообразны и оправданны с точки зрения фискальной техники. Эти меры довольно многочисленны, поэтому рассмотрим лишь некоторые из них.
Прежде всего обращает на себя внимание такое наиболее эффективное средство в борьбе с неуплатой налогов, как совершенствование налогового контроля. Ведь если налогоплательщик знает, что налоговый контроль эффективен и что его обман наверняка будет раскрыт, то он, скорее всего, воздержится от него. Для достижения означенной цели налоговая служба должна постоянно развивать средства контроля за деятельностью налогоплательщиков.
Одно из направлений совершенствования налогового контроля связано с расширением права налоговых органов на получение информации, в соответствии с которым каждый налоговый орган может требовать информацию о налогоплательщике не только от лиц, указанных в ст. 85, 86 и иных статьях Налогового кодекса, но и от других лиц. Например, для того чтобы проконтролировать сведения о прибылях или о совершенных сделках, налоговые органы могут использовать «железнодорожный контроль». Это значит, что управление железной дороги обязано по требованию налогового органа представить перечень товаров, доставленных налогоплательщику или отправленных им.
В процессе совершенствования налогового контроля предпочтительнее прибегать к таким методам обложения, которые исключали бы возможность обмана. В этом плане большие преимущества имеет метод обложения по внешним признакам. По сути, речь идет о проверке налоговой декларации исходя из внешних признаков богатства в отношении подоходного налога, при которой за основу берутся определенные элементы образа жизни для определения реальной налоговой способности плательщика. К таким элементам закон относит размер арендной платы, численность прислуги, владение автомобилями, самолетами, яхтами, скаковыми лошадьми. Приблизительно установленный таким образом совокупный доход налогоплательщика сравнивается с доходом, указанным в декларации. Применение этого метода возможно только при определенных условиях: во первых, примерно установленный совокупный доход должен превышать определенную сумму, во-вторых, между образом жизни плательщика и заявленным им доходом должна быть значительная разница и, наконец, большая часть доходов плательщика должна проходить, минуя лицо, непосредственно уплачивающее налоги. Хотя на практике данная фискально техническая мера уже не используется прежде всего под давлением со стороны крупных бизнесменов, тем не менее в некоторых налоговых системах наблюдается тенденция возврата к ней как к средству пресечения от неуплаты налогов (например, во Франции и в Италии.
Для предотвращения правонарушений в области уплаты налогов более удобно использовать перелагаемые налоги. Налогоплательщик менее склонен обманывать налоговые власти, если знает, что сможет переложить бремя налога на других, чем тогда, когда ему самому придется нести это бремя 16.
Выделяют еще один метод использование адекватных фискальных механизмов.
Любая страна пытается применить такой фискальный механизм, который вызвал бы как можно меньшее сопротивление у налогоплательщика. Для этого она приспосабливает этот механизм к собственным условиям, таким, как экономический рост и структура экономики, историческое и культурное наследие, цели экономической и социальной политики.
При введении фискальных механизмов необходимо учитывать их двустороннее воздействие, ибо они оказывают, как позитивное, так и негативное влияние. Например, введение налоговой декларации по некоторым видам налогов задумывалось не только как техническое средство установления доходов налогоплательщика, но и как инструмент контроля за указанными в ней доходами.
Следует упомянуть несколько фискальных мер, принятие которых способствует снижению неуплаты налогов.
В первую очередь охарактеризуем такой прием борьбы с неуплатой налогов, как правовая презумпция.
Правовая презумпция это суждение о предполагаемом факте при наличии факта известного (основания презумпции). Презумпции являются особым приемом юридической техники, которые позволяют считать тот или иной факт существующим и порождающим правовые последствия, если имеется другой факт, тесно с ним связанный. Они используются, как правило, когда установить и доказать искомый факт бывает сложно.
Как пример использования правовой презумпции в борьбе с неуплатой налогов можно привести проблему искажения налоговой базы. Большинство налогов исчисляется самим налогоплательщиком, поэтому его стремление сохранить свою собственность вполне объяснимо. Вероятность того, что налогоплательщик укажет истинный размер налоговой базы, невелика, и это является основанием для использования правовых презумпций при исчислении налоговой базы.
Такой подход установлен п. 1 ст. 40 НК РФ, в соответствии с которым для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Таким образом, в ст. 40 НК РФ получила закрепление правовая презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен.
Во французской фискальной системе применяется в плане оценки совокупного дохода налогоплательщика фискальный механизм, суть которого состоит в налогообложении на основе личных очевидных и общеизвестных расходов плательщика. Такая возможность используется прежде всего в случаях, когда отсутствуют какие-либо сомнения в наличии факта уклонения от уплаты налогов.
Другой механизм фискального характера, который может играть значительную превентивную роль в ограничении возможности не уплачивать налоги, заключается в проверке происхождения имущества.
В некоторых налоговых системах для предупреждения незаконного поведения налогоплательщиков применяются специальные меры, основная цель которых стимулировать гражданина с наибольшей степенью честности указать в декларации свои доходы или имущество. В Индии профессиональным поставщикам сведений о сокрытых доходах выделяется 10% налогооблагаемых доходов, уплачиваемых таким образом. Подобная мера использовалась и в Российской Федерации. Так, п. 20 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» (утратил силу с 1 июля 2003 г. в связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) предусматривал выплату лицу, представившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере до 10% от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет. В других фискальных системах принимается решение об амнистии за фискальные преступления (например, на Филиппинах), чтобы таким образом казна получила хотя бы часть сокрытых от налога доходов. Однако такие меры не совсем приемлемы, поскольку именно они и могут вести к сокрытию доходов, когда налогоплательщик заранее знает, что подобное противоправное действие с его стороны останется безнаказанным.
Наконец, специфической фискальной мерой можно считать предоставление определенных фискальных льгот плательщикам, чтобы добиться нормального восприятия с их стороны налогообложения реального дохода. Такими льготами, например, могут пользоваться налогоплательщики в Японии, если они представляют так называемую «синюю декларацию» (blue return). Данные плательщики отказываются от недифференцированного налогообложения и принимают как норму жизни декларирование действительного (реального) дохода на основе бухгалтерского учета, в силу чего их деловые книги считаются правильными, если служба не докажет обратное. Кроме того, они могут получить определенное возмещение из налогооблагаемого дохода [12, с. 148 151.
Оптимизация налогообложения это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений.
Оптимизация налогообложения должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше до создания предприятия, поскольку будущая система налогообложения определяется уже при регистрации. Оптимизация налогообложения способна принести максимальный эффект именно в момент создания фирмы, поскольку планирование происходит при условиях, когда еще не сделано никаких ошибок, которые трудно исправлять в процессе реальной деятельности. В тоже время, если предприниматель вовсе не заботится об оптимизации налогообложения, предприятию может быть причинен заметный финансовый ущерб. Уменьшение налогов в любом виде, будь то уклонение от уплаты налогов или налоговая оптимизация (налоговая минимизация), вызывает активное и жесткое противодействие государства в лице его фискальных и правоохранительных органов. Естественно, от того, каким способом осуществляется уменьшение налоговых платежей, зависит и ответная реакция государства: в лучшем случае, Вы можете столкнуться с откровенным неодобрением вашей «налоговой политики» (при налоговой оптимизации), в худшем, возможно применение всего репрессивного механизма в виде доначисления налогов, начисления пени и наложения санкций вплоть до уголовной ответственности (при уклонении от налогов). Ошибки налогоплательщика, а также недооценка возможностей налоговых органов могут привести вместо налоговой экономии к огромным финансовым потерям, банкротству или к лишению свободы [33, с.18.
Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач.
В результате проделанной работы были решены следующие задачи.
дана характеристика понятий оптимизация налогообложения и налоговое планирование.
дана характеристика основных принципов оптимизации налогообложения.
показана сущность основных методов налоговой оптимизации.
описаны способы оптимизации налогообложения и методы уклонения от уплаты налогов, применяемые за рубежом.
показаны формы и методы налогового контроля, а так же методы борьбы с неуплатой налогов, применяемые в Российской федерации.
В результате проведённого исследования по теме: «Оптимизация налогообложения и методы борьбы с уклонением от уплаты налогов» можно сделать ряд выводов.
Налоговая политика государства становится все более жёсткой по отношению к налогоплательщикам.
Осталось немного сторонников агрессивной оптимизации налогообложения, в основе которой лежат использование фирм однодневок и другие противоправные методы.
Использование агрессивной оптимизации налогообложения в настоящее время недопустимо. Необходимо понимать, что экономия, достигаемая путем использования противоправных схем оптимизации налогообложения, является мнимой. Это всего лишь отложенный платеж, который придется уплатить после проведения налоговой проверки. При этом размер этого платежа значительно превысит суммы, сэкономленные в результате оптимизации.
Таким образом, методы агрессивной оптимизации уходят в прошлое, поскольку они не совместимы с современным бизнесом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая по состоянию на 1 мая 2004 года. — М.:Юрайт, 2004. 520с.
Закон о бухгалтерском учете Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно — правовая система.
Закон о налоге на добавленную стоимость Закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно — правовая система.
Закон о налоге на прибыль Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно — правовая система.
Закон N 92-ФЗ Федеральный закон от 25.06.1998 N 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно — правовая система.
Закон об информации Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно — правовая система.
Закон об упрощенной системе налогообложения Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно — правовая система.
Закон о подоходном налоге Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно правовая система.
Аронов А. В. Кашин В. А. Налоги и налогообложение: уч. пособие. — М. Магистр, 2013. 575 с.
Аврова И. А. Комментарий к изменениям Налогового Кодекса РФ, вступившим в силу с 1 января 2012 года. М. АПРОИОР, 2012. — 606 с.
Аронов А. В. Кашин В. А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М. Экономистъ, 2012. 560 с.
Аргунов В. Н. Правоохранительные органы Российской федерации. Учебник для высших юридических учебных заведений и юридических факультетов. М. Спарк, 2004. 398 с.
Брызгалин А. В. Актуальные вопросы налогового, гражданского и корпоративного права. — «Налоги и финансовое право». М. Наука, 2004. 499 с.
Занадворов В. С. Колосницына М. Г. Экономическая теория государственных финансов. — М. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012. 390с.
Кислов Д. В. Штрафы, пени, недоимки. Налоговые правонарушения и ответственность. М. ЗАО «Издательский Дом «Главбух», 2002. 215 с.
Лукаш Ю. А. Оптимизация налогов. Методы и схемы М. ГроссМедиа, 2005. 489 с.
Мамрукова О. И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М. Омега Л, 2007. 598 с.
Медведев А. Н. Оптимизация налогообложения в 2002 году. М. МЦФЭР, 2002. 270с.
Налоги и налогообложение: Уч. пособие / Под ред. Б. Х.Алиева. М. Финансы и статистика, 2005. 410с.
Налоговая система России: / Под. Ред. Д. Г. Черника и А. Д. Дадашева. М: АКДИ Экономика и жизнь, 1999. 296с.
Перов А. В. Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. 6-е изд. пер. и доп. М. Юрайт-Издат, 2007. 799 с.
Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: Уч. пособие. 4-е изд. перераб. и доп. М. Юрайт, 2008. 986с.
Савицкая Г. В. Экономический анализ: учеб. — 12-е издание, переработанное и дополненное. М. Новое знание, 2012. 679 с.
Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно правовое исследование. М. Норма, 2004. 328 с.
Тедеев А. А. Налоговое право. Учебник. М. Изд во Эксмо, 2004. 857 с.
Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. — М. ИНФРА-М, 2001. 574с.
Абрамов М. Д. Снижение налогов на производство как способ повышения эффективности экономики // Налоговые споры: теория и практика. 2008. № 3. С. 5 6.
Ануфриев В. Е. Учет и планирование финансовых результатов // Бухгалтерский учет. 2012. — №4. С. 45 52.
Березина С. В. Никулина Н. Н. Налоговое планирование элемент налогового менеджмента страховщика // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 4. С. 17 20.
Гусева Т. А. Чуряев А. В. Принципы налогового планирования как правового института // Налоговые споры: теория и практика. 2008. № 4. С. 12 14.
Милаков И. С. Комментарии к статье «Путь от налоговой оптимизации до налогового преступления» // Горячая линия бухгалтера. 2008. № 20. С. 17.
Моряк Е. Н. Концепция налоговиков работает // Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 11. С. 2 3.
Соркин Э. В. Оптимизация или уклонение // Учет, налоги, право. — 2005. №2. С. 18 19.
1 Ануфриев В. Е. Учет и планирование финансовых результатов // Бухгалтерский учет. 2012. — №4. С. 47.
2 Ануфриев В. Е. Учет и планирование финансовых результатов // Бухгалтерский учет. 2012. — №4. С. 48.
3 Лукаш Ю. А. Оптимизация налогов. Методы и схемы М. ГроссМедиа, 2005. С. 76.
4 Лукаш Ю. А. Оптимизация налогов. Методы и схемы М. ГроссМедиа, 2005. С. 84-85.
5 Медведев А. Н. Оптимизация налогообложения в 2002 году. М. МЦФЭР, 2002. С. 26 27.
6 Медведев А. Н. Оптимизация налогообложения в 2002 году. М. МЦФЭР, 2002. С. 42 43.
7 Занадворов В. С. Колосницына М. Г. Экономическая теория государственных финансов. — М. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012. С. 114 115.
8 Занадворов В. С. Колосницына М. Г. Экономическая теория государственных финансов. — М. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2012. С. 122-123.
9 Березина С. В. Никулина Н. Н. Налоговое планирование элемент налогового менеджмента страховщика // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 4. С. 19 20.
10 Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно правовое исследование. М. Норма, 2004. С. 215-216.
11 Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно правовое исследование. М. Норма, 2004. С. 238 239.
12 Налоговая система России: / Под. Ред. Д. Г. Черника и А. Д. Дадашева. М: АКДИ Экономика и жизнь, 1999. С. 158 160.
13 Мамрукова О. И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М. Омега Л, 2007. С. 211-214.
14 Мамрукова О. И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М. Омега Л, 2007. С. 223-244.
15 Аргунов В. Н. Правоохранительные органы Российской федерации. Учебник для высших юридических учебных заведений и юридических факультетов. М. Спарк, 2004. С. 189-201.
16 Аргунов В. Н. Правоохранительные органы Российской федерации. Учебник для высших юридических учебных заведений и юридических факультетов. М. Спарк, 2004. С. 226-229.
Оптимизация налогообложения и методы борьбы с уклонением от платы налогов на.