Начисление НДС с полученных авансов в «1С: Бухгалтерия 8 ред

Начисление НДС с полученных авансов в «1С:Бухгалтерия 8 ред. 2.0». Исправляем ошибки, уменьшаем налог

Давайте вкратце вспомним, каким образом полученный аванс от покупателя влияет на НДС:

При получении оплаты либо частичной оплаты (далее — аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав налогоплательщик обязан начислить НДС с этого аванса к уплате в бюджет, а также выписать счет фактуру в течении 5 дней со дня получения аванса.

Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм авансов, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав подлежат вычету. Вычеты производятся на основании отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Более подробные материалы можно найти, например, на ИТС.

Каким же образом мы выписываем счета-фактуры на полученные авансы? Возможны два варианта:

1. Предоплата по договору обусловлена договором, и покупатель хочет (а также имеет право) принять к вычету НДС с перечисленной предоплаты

В этом случае необходимо тщательно следить за состоянием взаиморасчетов с покупателем, однозначно определять принадлежность платежа к авансу в момент регистрации документа «Поступление на расчетный счет». Будет полезным просить покупателя точно указывать сумму аванса в назначении платежа.

Такой пристальный контроль необходим в виду того, что:

  • в этой ситуации счет-фактура выписывается пользователем самостоятельно на основании документа «Поступление на расчетный счет» и распечатывается в двух экземплярах
  • сумма аванса определяется исходя из настройки «Погашение задолженности» документа «Поступление на расчетный счет». Если установлен способ «Автоматически», то погашение задолженностей будет происходить, исходя из текущих остатков счета 62.01 (условимся, что мы используем счет 62.01 для учета задолженностей покупателей, а 62.02 для учета авансов) по методу ФИФО. После закрытия всех задолженностей остаток платежа переносится на счет 62.02, и именно на эту сумму остатка будет выписан счет-фактура на аванс.

Следовательно, перед тем как зарегистрировать счет-фактуру на аванс, необходимо быть уверенным в том, что последовательность взаиморасчетов с контрагентом актуальна.

2. Счет-фактура выписывается в единственном экземпляре «для себя»

В этом случае целесообразно использовать специальную обработку «Регистрация счетов-фактур на аванс», которая автоматически создаст счета-фактуры на все незакрытые авансы по установленным правилам выписки*.

*Порядок выписки счетов-фактур на полученные авансы устанавливается в учетной политике организаций (Предприятие — Учетная политика — Учетная политика организаций — закладка «НДС»), а также в договоре с контрагентом. Кстати, очень советуем, не пренебрегать последней нормой закона и выписывать счета-фактуры на все авансы, незачтенные до конца дня. Один наш знакомый бухгалтер перепечатывал книги покупок и продаж с 2011 года, из-за того, что выписывал на авансы незачтенные в течение 5 дней.

Самое важное ограничение этого способа – перед регистрацией счетов-фактур на аванс мы должны быть уверены, что:

последовательность расчетов с покупателями актуальна,

выверены дублирующиеся контрагенты и договоры,

все остатки задолженностей находятся на 62.01,

все остатки авансов находятся на 62.02,

на 62.02 нет остатков, по которым аванс уже должен был закрыться,

в случае изменений взаиморасчетов в том периоде, за который уже была выполнена обработка «Регистрация счетов-фактур на аванс», необходимо перезапустить.

Вкратце рассмотрим каждое из вышеперечисленных ограничений в отдельности:

1. Восстановление последовательности расчетов с покупателями

В конфигурации «Бухгалтерия предприятия» нет отдельной обработки для восстановления последовательности расчетов, поэтому перед тем как начать работу с ежеквартальными регламентными операциями по НДС, необходимо перепровести все документы за квартал и разобраться со всеми ошибками, выданными при перепроведении. В общем случае, в каждой организации должен быть разработан регламент по перепроведению документов и установке даты запрета редактирования, но это уже тема отдельной самостоятельной статьи.

2. Проверка наличия дублирующихся контрагентов и договоров

Эта тема тоже достаточно обширна и выверкой задвоенных контрагентов, конечно, лучше заниматься не во время составления отчетности, а постоянно, в соответствии с разработанными регламентами. Некоторые моменты можно почерпнуть из статьи «Эффективная работа со справочником контрагентов », а поиска задвоенных элементов справочников использовать специальные универсальные обработки.

3. Проверка правильности остатков взаиморасчетов на счетах 62.01 и 62.02

Для проверки остатков счета 62 можно воспользоваться отчетом «Оборотно-сальдовая ведомость» с настройкой «Развернутое сальдо» и «По субсчетам».
Обращу внимание, что очень многие бухгалтера при анализе остатков счета 62 не включают настройку «Развернутое сальдо» и отключают группировку по документам расчетов с контрагентами и видят примерно следующую картину (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Проверка счета 62 без развернутого сальдо и документов расчетов

Смотря на данную таблицу, бухгалтер делает следующие выводы: на начало года в оборотно-сальдовой ведомости есть «минуса», но в течение периода они выровнялись, и на конец квартала остатки верные – все остатки 62.01 дебетовые, 62.02 — кредитовые.

Посмотрим на тот же самый отчет с включенной настройкой развернутого сальдо (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Проверка счета 62 с настройкой развернутого сальдо

Мы видим, что на самом деле сумму 7 507,81 по контрагенту «Покупатель 5» на счете 62.01 программа считает незакрытым авансом. Точно такая же ситуация с суммой 2 600 по контрагенту «Покупатель 8». А сумму 60 000 на счете 62.02 по контрагенту «Покупатель 8» программа, наоборот, считает непогашенной задолженностью. Рассмотрим эту ситуацию подробнее, развернув обороты по контрагенту «Покупатель 8» по документам расчетов (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Оборот 62.02 по контрагенту «Покупатель 8» по документам расчетов

Мы видим, что дебетовый оборот по документу «Поступление на расчетный счет 15 от 31.01.12» ошибочен, так как по этому документу не было остатка аванса (не было кредита). Для исправления данной ошибки достаточно расшифровать оборот карточкой счета, найти сделавший неправильный оборот документ и перепровести его.

Порядок исправления выявленных ошибочных движений и остатков во взаиморасчетах достоин отдельной полноценной статьи. В рамках данной статьи ограничимся тем, что закрытие авансов и задолженностей должно проходить обязательно с учетом документов расчетов. Отключать группировку «документы расчетов с контрагентом» при анализе взаиморасчетов — распространенная и значительная ошибка.

В итоге, после всех исправлений должна получиться следующая картина: остатки 62.01 – только в дебете 62 счета, остатки 62.02 – только в кредите (рисунок 4).

Мы — компания « Простые решения » — занимаемся автоматизацией предприятий России и Белоруссии на программах 1С, бухгалтерским и юридическим сопровождением бизнеса, бухгалтерским и управленческим консалтингом. Мы используем современные технологии, делаем свою работу хорошо и честно.
Нашей команде из 50 человек. нравится то, чем мы занимаемся. Мы любим цифры и нам важно, чтобы во всем был порядок.
« Простые решения » делают ведение бизнеса проще и в этом наша главная цель.
Мы такие же предприниматели, как и вы; наш бизнес — вести учет, позвольте нам заниматься нашим любимым делом, оставьте себе то, что вдохновляет вас!

Внедрение, настройка, сопровождение программы 1С, автоматизация бухгалтерского учета — наша профессия! У нас вы можете не только заказать обслуживание, но и купить 1С. Мы оказываем помощь по отражению в 1С даже самых сложных хозяйственных операциях, специализируемся на НДС, лизинге, налоге на прибыль.

Так же мы предоставляем услуги по аренде облачной 1С на базе технологии «1С:Фреш», настраиваем виртуальную ip-телефонию ASCOZIA, сдаем в аренду облачные сервера.

Самое главное наше преимущество — все наши специалисты отлично знают предметную область: бухгалтерский или управленческий учет, расчет зарплаты, организацию производственного учета и автоматизацию розничной торговли.

Мы заботимся о вашей 1С. Уверены, вам понравится наше обслуживание.

® Простые решения, 2017