Миграционное законодательство и привлечение к работе иностранных граждан

Миграционное законодательство и привлечение к работе иностранных граждан

Правовое положение иностранных граждан в РФ

Обратимся к Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) — именно этот нормативный акт регулирует вопросы трудоустройства иностранцев в РФ.

Работодатель может привлекать и использовать иностранных граждан в трудовой деятельности (кстати, согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона N 115-ФЗ все иностранцы, находящиеся на территории РФ, относятся к одной из трех категорий: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в РФ). Причем порядок действий работодателя зависит от того, в каком режиме прибывает иностранец в нашу страну: визовом или безвизовом.

К сведению. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения, Украина, Азербайджан, Молдова, Узбекистан относятся к странам, граждане которых могут въехать в Россию в безвизовом режиме (см. Федеральные законы от 07.08.2001 N 114-ФЗ, от 18.11.2004 N 140-ФЗ, Соглашения от 03.07.1997, от 25.09.2000, от 30.11.2000, а также Письмо МИД России от 27.09.2006 N 32253/19).

В первом случае («визовый» иностранец) работодателю и работнику необходимо получить соответствующие разрешения. Не вдаваясь в процедуру оформления указанного разрешения, рассмотрим подробнее второй случай — трудоустройство иностранных граждан, пребывающих в РФ в порядке, не требующем получения визы. и имеющих разрешение на работу.

В отношении данной процедуры есть исключения, установленные п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ: здесь перечислены лица, на которых указанный порядок (получение соответствующего разрешения на работу ) не распространяется. Следует отметить, что Федеральный закон от 19.05.2010 N 86-ФЗ внес дополнения в названную статью Закона (см. комментарий к Федеральному закону N 86-ФЗ в журнале «Акты и комментарии для бухгалтера», 2010, N 12).

Практика показывает, что порядок оформления на работу таких лиц значительно проще (во всяком случае, специального разрешения в данном случае получать не нужно — п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ) и потому более востребован со стороны работодателей. Однако и здесь спорных вопросов предостаточно — но обо всем, как говорится, по порядку.

Итак, «безвизовый» иностранец (п. 2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ) должен лично (либо через компанию, оказывающую такого рода услуги, или через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством РФ в качестве представителя данного иностранного гражданина) подать заявление в миграционную службу, приложив к нему (п. 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

— заявление о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в РФ в порядке, не требующем получения визы, и его копию;

— документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый РФ в этом качестве;

— документ об уплате государственной пошлины (в размере 1000 руб.) за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу.

Бланк заявления заполняется на русском языке печатными буквами или в электронном виде, при этом не допускается использование сокращенных слов и аббревиатур. Сведения, указанные в заявлении, должны быть исчерпывающими. Цветную фотографию 30×40 мм необходимо приклеить на бланк заявления в соответствующем окне.

Орган Федеральной миграционной службы (далее — территориальный орган ФМС) рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений (п. 6 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Пунктами 1, 2, 6 ст. 13.1, п. п. 1 — 4 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ, Правилами о потребности в привлечении иностранных работников для трудовой деятельности в РФ, а также Постановлениями Правительства РФ о потребности в привлечении иностранных работников устанавливается порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ, предусматривающий формирование квот с целью поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и определения потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками.

Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 783.

К сведению. В 2010 г. данная потребность определена в количестве 1 944 356 человек. При этом наиболее востребованы (более четверти от общего количества) рабочие, занятые на горных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.

Названные квоты формируются путем подачи работодателями в уполномоченные органы субъектов РФ, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности, заявок. Если они (заявки о потребности в иностранных работниках) организацией не подаются, квота ей (организации) не выделяется. При таких обстоятельствах миграционная служба вправе отказать в выдаче разрешений на работу иностранным гражданам. (См. например, Постановление ФАС МО от 19.01.2010 N КА-А40/14831-09.)

Территориальный орган ФМС (п. 7 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ) обязан выдать иностранному гражданину разрешение на работу (пластиковую карту) или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от него (иностранного гражданина) соответствующего заявления (включая другие документы, указанные выше).

Обратите внимание! Отрицательное решение можно оспорить в вышестоящей инстанции или в суде в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином указанного уведомления.

Как установлено Приказом ФМС России от 26.02.2009 N 36 «О некоторых вопросах выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы», разрешения на работу иностранным гражданам, не заключившим трудовой (гражданско-правовой) договор, выдаются на срок не более 90 суток.

В случае трудоустройства иностранного гражданина и представления им в территориальный орган ФМС заключенного договора ему продлевается срок пребывания в РФ в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ и одновременно оформляется разрешение на работу на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда на территорию РФ. Решение о продлении срока принимается территориальным органом ФМС, о чем делается соответствующая запись в миграционной карте.

Иностранец, получивший разрешение на работу на срок более 90 суток, обязан представить в течение 30 суток со дня получения разрешения в территориальный орган ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией, инфекционных заболеваний (предусмотренных Перечнем, утвержденным Правительством РФ), а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции.

Примечание. Разрешение на работу является подтверждающим документом на осуществление трудовой деятельности.

Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста. Отметки о въезде (выезде) проставляются в графах «Для служебных отметок» миграционных карт должностными лицами органа пограничного (а для транзитных пассажиров — также иммиграционного) контроля. Заполненные въездные части миграционных карт (талоны «А») с проставленными в них отметками о въезде изымаются должностными лицами органа пограничного контроля у владельцев при въезде в РФ. Выездные части миграционных карт (талоны «В») с проставленными в них отметками о въезде хранятся у иностранных граждан в течение всего периода их пребывания на территории страны и сдаются должностным лицам органа пограничного контроля при выезде из РФ.

При неумышленной порче или утрате миграционных карт в период пребывания на территории РФ иностранные граждане должны в трехдневный срок заявить об этом в территориальные органы ФМС, которые после проверки паспортных данных заявителей выдают им дубликаты миграционных карт, делая соответствующую запись в графе «Для служебных отметок».

Разрешение выдается при условии достижения иностранным гражданином 18-летнего возраста и отсутствия в заявлении и других представленных документах недостоверных или искаженных сведений, а также обстоятельств, предусмотренных п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ.

Иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, и получивший разрешение на работу, обязан осуществлять трудовую деятельность только в том субъекте РФ, который указан в данном разрешении.

Обратите внимание! За привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу предусмотрен административный штраф в соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Для должностных лиц он составляет от 25 000 до 50 000 руб. для юридических лиц — от 250 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток) (см. например, Постановление ФАС ВВО от 13.11.2009 по делу N А43-7935/2009-9-165).

Оформляем на работу

При оформлении на работу иностранного гражданина потребуются следующие документы:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);

— трудовая книжка (российского образца);

— документ об образовании и квалификации при поступлении на работу, требующую специальной подготовки;

— разрешение на работу (для временно проживающих в РФ иностранцев).

Если у иностранца это первое место работы в России, то работодатель самостоятельно заводит трудовую книжку в установленном порядке (ч. 5 ст. 65, ст. 66 ТК РФ).

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя (ст. 61 ТК РФ).

При оформлении гражданско-правового договора понадобятся те же документы, которые требуются при заключении трудового договора (за исключением трудовой книжки).

Напомним, речь в данной статье идет об иностранцах, относящихся к категории временно пребывающих в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, так как чаще всего работодатели принимают на работу именно эту категорию граждан. Тем не менее в качестве дополнительной информации сообщим: для привлечения к труду иностранца, прибывающего в Россию по визе, работодателю нужно будет получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Кроме того, необходимо написать заявление, приложить к нему определенный перечень документов и заплатить госпошлину в размере 6000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника (пп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). На перечисленных действиях процедура не заканчивается — еще придется платить различные госпошлины, взаимодействовать с налоговыми органами и ФМС, но мы на этом останавливаться не будем и перейдем к главному.

Примечание. Чтобы оформить на работу иностранца, прибывшего в РФ без визы, получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников не нужно (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Перейдем к обязанностям

Работодатели или заказчики работ (услуг), заключившие трудовые (гражданско-правовые) договоры с иностранными гражданами, прибывшими в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, уведомить об этом территориальный орган ФМС и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (далее — орган службы занятости населения (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ, п. 2 Правил)).

Правила подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 183.

Примечание. Работодатели вправе использовать труд иностранцев, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения соответствующего разрешения, но с обязательным уведомлением территориального органа ФМС и органа службы занятости населения.

Уведомление состоит из двух частей: первая часть заполняется работодателем в одном экземпляре полностью согласно указанным в ней графам, а вторая — на каждого привлекаемого иностранного работника, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, с которым работодатель заключил трудовой или гражданско-правовой договор.

Подтверждением выполнения уведомителем обязанности по уведомлению соответствующих государственных органов является наличие отметки о приеме уведомления. Таковая (отметка) проставляется в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления указанными органами либо (в случае направления уведомления почтовым отправлением) организацией федеральной почтовой связи.

Обратите внимание! За неуведомление территориального органа ФМС и органа службы занятости населения о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, предусмотрен административный штраф: для граждан — в размере от 2000 до 5000 руб.; для должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.; для юридических лиц — от 400 000 до 800 000 руб.; либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

В соответствии с примечанием 2 к ст. 18.15 КоАП РФ в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности. Поэтому на основании одного акт проверки, в котором отражен факт привлечения к трудовой деятельности двух иностранных граждан, будет составлено два протокола и два постановления (Постановление ФАС СЗО от 11.02.2010 по делу N А21-2952/2009).

Хочется также отметить, что информировать налоговый орган о заключении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем, который прибыл в безвизовом порядке, не нужно. Такая обязанность установлена только в случае подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ нового трудового (гражданско-правового) договора, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному работнику или иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

Что примечательно — данная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 11773/09.

Рассмотрим суть дела подробнее. В 2007 г. организация (НПО «ТехСтрой») привлекла к трудовой деятельности граждан Украины на основании договоров подряда, о чем были своевременно уведомлены Управление ФМС и Управление государственной службы занятости населения по Ростовской области. Казалось бы, все было выполнено правильно — согласно ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ о привлечении таких работников нужно уведомлять только территориальные органы ФМС и органы занятости региона. Тем не менее УФМС оштрафовало организацию на 400 тыс. руб. — за неуведомление налогового органа. Основанием для этого стало невыполнение (обратите внимание!) ст. 18 Закона N 115-ФЗ, согласно которой работодатели, пригласившие иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в РФ новый договор, обязаны в том числе уведомить налоговый орган о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня заключения с ним договора.

Буквальное прочтение этой нормы означает, что уведомлять налоговиков должны все без исключения работодатели — и те, которые оформляют приглашение для иностранца, и те, которые заключают договоры с иностранными работниками, въезжающими в РФ без приглашения, в безвизовом порядке.

Организация пыталась оспорить наложенный штраф, и, надо сказать, по началу безуспешно. А вот высшие арбитры разглядели здесь несправедливость и передали дело в свой Президиум для пересмотра в порядке надзора (Определение от 19.11.2009 N ВАС-11773/09). Президиум ВАС РФ (Постановление от 02.02.2010 N 11773/09) указал: положения ст. 18 Закона N 115-ФЗ предусматривают уведомление налоговиков о факте заключения нового трудового (или гражданско-правового) договора не с любым иностранным работником, а именно с тем, кого работодатель ранее приглашал в РФ. Обязанности работодателей, связанные с «безвизовыми» работниками, регулируются ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ.

Пример. Предприниматель О.Ю. Зубкова приняла на работу гражданина Республики Азербайджан в качестве подсобного рабочего, о чем в установленный законодательством срок сообщила в миграционную службу и в центр занятости населения, направив соответствующие уведомления о заключении трудового договора.

В мае налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в неуведомлении налогового органа о принятии на работу иностранного гражданина.

Через два дня вынесено постановление о привлечении предпринимателя О.Ю. Зубковой к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ; ей назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб.

В рассматриваемом примере для гражданина Республики Азербайджан, с которым предприниматель О.Ю. Зубкова заключила трудовой договор, обязанность получения приглашения для въезда в РФ не установлена. Информации по подаче ходатайства в примере не содержится, в связи с чем пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ не подлежит применению.

При изложенных обстоятельствах предприниматель О.Ю. Зубкова правомерно уведомила только территориальный орган ФМС и центр занятости населения. В связи с отсутствием требования уведомления налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ гражданина Республики Азербайджан предприниматель О.Ю. Зубкова привлечена к административной ответственности необоснованно. (См. также Постановление ФАС ПО от 10.02.2010 по делу N А12-11105/2009.)

В арбитражной практике есть примеры того, что работодатель своевременно уведомил только налоговый орган, другие государственные органы остались без уведомления. Одно из таких решений — Постановление ФАС СЗО от 27.01.2010 по делу N А56-36368/2009. Здесь суд указал: данный факт не может быть расценен в качестве доказательства отсутствия в действиях привлекаемого к административной ответственности лица состава правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ. Другими словами, лицо не может быть освобождено от ответственности по п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

О сроке давности

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных лиц и лиц без гражданства (в отличие от общего двухмесячного срока привлечения к административной ответственности) составляет один год. Это подтверждают и судьи (Постановления ФАС ПО от 18.02.2010 по делу N А06-4555/2009 и от 16.02.2010 по делу N А06-4565/2009).

На основании п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Иными словами, если трудовой договор заключен 19.04.2010, уведомление должно быть подано работодателем не позднее 22.04.2010. Таким образом, годичный срок давности привлечения к административной ответственности истекает 22.04.2011.

О процедуре привлечения к ответственности

КоАП РФ разграничивает полномочия должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях по п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях составляются:

— должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа (п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);

— должностными лицами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения (п. 86 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

К сведению. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого по нему ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

По вопросу ненадлежащего уведомления налогоплательщиков имеется достаточно обширная арбитражная практика; приведем некоторые примеры.

В Постановлении ФАС ПО от 18.02.2010 по делу N А06-4555/2009 предприниматель указал на то, что составление протокола и вынесение постановления происходило в один день, следовательно, он не был заблаговременно извещен о месте и времени рассмотрения дела. Суд, принимая сторону налогоплательщика, счел, что в процедуре привлечения к ответственности было допущено существенное нарушение.

Этот же суд в Постановлении от 09.02.2010 по делу N А12-19019/2009, приняв сторону налогоплательщика, сделал вывод: из повесток от 4 августа 2009 г. с предложением явиться в УФМС России по Волгоградской области 25 августа 2009 г. в 14 часов 00 минут «по вопросам, связанным с проверкой соблюдения установленного порядка проживания, привлечения и использования иностранной рабочей силы» конкретно не усматривается, на какое процессуальное действие вызывается лицо, что является нарушением требований КоАП РФ.

Аналогичные решения в пользу работодателя, связанные с ненадлежащим уведомлением и, соответственно, нарушением процессуальных прав, были приняты ФАС ПО в Постановлениях от 19.01.2010 по делу N А06-4563/2009 и от 18.01.2010 по делу N А06-4557/2009, ФАС СЗО в Постановлении от 09.03.2010 по делу N А56-22465/2009.

О чем еще спорят

На практике могут возникать нестандартные ситуации, такие, например, как потребность заключить срочный трудовой договор с иностранным гражданином, причем это может быть не связано с истечением срока разрешения на работу, выданного иностранному гражданину. Что тогда? Казалось бы, если договор имеет срочный характер и заключается менее чем на три дня, обязанность по извещению территориального органа ФМС не возникает. Однако, как показывает арбитражная практика, данный довод может быть признан несостоятельным (Постановление ФАС МО от 12.01.2010 N КА-А40/14542-09).

В связи с тем что срок подачи уведомления составляет всего три дня, бывает, даже добросовестные налогоплательщики не успевают исполнить свои обязанности. Руководствуясь арбитражной практикой, а именно Постановлением ФАС СЗО от 27.01.2010 по делу N А56-36368/2009, делаем вывод: наказания не избежать и в этом случае. Позиция суда заключается в том, что правонарушение является оконченным в момент неисполнения заинтересованным лицом в установленный срок возложенной на него обязанности по уведомлению территориального органа ФМС. (См. также Постановление ФАС ВСО от 13.01.2010 по делу N А33-10079/2009.)

В то же время при незначительном пропуске срока направления уведомления суд может счесть это обстоятельство смягчающим и установить минимальный размер штрафа — 400 000 руб. за каждое правонарушение (Постановления ФАС СКО от 26.01.2010 по делу N А53-15694/2009, ФАС ВСО от 23.12.2009 по делу N А33-9914/2009).

В Постановлении ФАС ЦО от 03.07.2009 по делу N А62-898/2009 суд принял во внимание незначительный срок просрочки представления заявителем сведений о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина и указал: деяние не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства, в связи с чем правонарушение правомерно расценено в качестве малозначительного и лицо, совершившее административное правонарушение, освобождено от ответственности («отделалось» устным замечанием).

Как установлено судами, просрочка представления обществом уведомления о привлечении и использовании при осуществлении трудовой деятельности иностранного гражданина составляет четыре дня, то есть является незначительной.

Напомним, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, имеют такие полномочия.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Заключение

Подводя итоги, еще раз обращаем ваше внимание на то, что согласно действующему законодательству работодатели, привлекающие иностранных работников, обязаны в определенных случаях и в установленные сроки уведомить соответствующие государственные органы. Причем речь идет о неукоснительном соблюдении сроков, в противном случае (при невыполнении обязанностей) придется заплатить штраф — в размере от 400 000 до 800 000 руб. за каждого иностранца, что, согласитесь, не так уж и мало.

Кроме того, хотелось бы указать на п. 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, предусматривающий, что при убытии иностранного гражданина (из места пребывания) принимающая сторона обязана не позднее чем через два дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган ФМС отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина.

В Постановлении ФАС МО от 15.09.2009 по делу N А40-89015/08-119-451 судьи указали, что учреждение, являясь принимающей иностранного гражданина стороной, должно надлежащим образом выполнять обязанности, возложенные на него миграционным законодательством, в течение всего времени пребывания иностранного гражданина и при его убытии.

Как оказалось, правильное оформление иностранных сотрудников на работу в РФ — дело непростое, но в то же время необходимое, поскольку в противном случае работодателю сложно будет избежать целого ряда проблем с УФМС и другими государственными контролирующими органами.