Итоги-2016: самые важные правовые события уходящего года

Итоги-2016: самые важные правовые события уходящего года.
Среди событий 2016 г. хотелось бы выделить поручение Президента РФ Правитель­ству РФ разработать с участием ТПП РФ, ведущих объединений предпринимателей план мероприятий, предусматривающих в том числе систематизацию и формирование единого перечня неналоговых платежей, закрепление в законодательстве единых правил их установления, исчисления и взимания.
Впервые эту тему подняла именно Торгово-­промышленная палата, когда наш Экспертный совет по налоговому законодательству выявил существование, по сути, дополнительной «неналоговой» системы, обременяющей предпринимателей различными платежами параллельно с обязанностями по уплате налогов. Ярким примером таких обременений является система «Платон», платежи в которую должны были вноситься наряду с уплатой транспортного налога.
Такие платежи чаще всего администрируют ведомства, которые их получают, а распределение средств намного менее прозрачно, чем в налоговой сфере.
Во исполнение поручения Минфин России подготовил законопроект с изменениями, вносимыми, главным образом, в Бюджетный кодекс. С таким узким подходом мы не вполне согласны, хотя и поддерживаем сам факт внесения подобных изменений в законодательство. В 2017 г. планируем подготовить самостоятельный проект закона о неналоговых платежах. В нем будут перечислены критерии, позволяющие отнести тот или иной платеж к неналоговому, предложение включать неналоговые платежи в специальный реестр и правило о том, что предприниматели должны платить только те платежи, которые внесены в реестр.
Второе значимое событие 2016 г. — это переход третейской реформы в фазу реализации. К 1 февраля 2017 г. МКАС и МАК при ТПП РФ должны подготовить регламенты (правила) администрирования различных видов арбитража. По сути, это процессуальные кодексы для разных категорий споров: международного арбитража, внутренних споров, спортивного арбитража, корпоративных споров, а также правила по оказанию отдельных функций по администрированию арбитража, положение о гонорарах, положение о сборах, положение об организационном построении МКАС и МАК. Эту работу мы вели на протяжении всего 2016 г.
Также я хотел бы отметить приостановление в 2016 г. работы над новым Административным кодексом РФ. После избрания нового созыва Государственной думы было принято решение не спешить с его созданием. Хотя Дума предыдущего созыва вела его подготовку в форсированном режиме, документ получался крайне сырым. Полагаем, что в предстоящем 2017 г. в рамках рабочей группы Комитета по законодательству и государственному строительству, возглавляемого Павлом Крашенинниковым, будет готовиться проект кодекса, который сможет заменить действующий КоАП со всеми многочисленными поправками.
Еще я бы выделил в 2016 г. работу по законопроекту о государственном и муниципальном контроле. Он должен прийти на смену Федеральному закону от 26.12.2008 № 294­ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Надеемся, что принятие нового закона, как минимум, не уменьшит гарантии прав предпринимателей в процессе проверок. Предполагается, что новым законом будет введен обязательный риск-ориентированный подход к контролю за предприятиями и организациями. Законопроект очень тяжело согласуется, в итоге Минэкономразвития России вносит уже восьмую его версию. Мы настаиваем на том, чтобы появился исчерпывающий перечень оснований для внеплановых проверок, а жалобы, на основании которых они проводятся, сначала проверялись. Бизнес донимает дублирование — когда одно ведомство еще не закрыло за собой дверь, а другое уже начинает проверять то же самое. Закон должен поставить этому барьер.
В 2017 г. по поручению президента ТПП РФ вместе с ведущими объединениями предпринимателей и Правительством РФ должна будет представить предложения по оптимизации налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности.
Также в рамках этих поручений мы должны подготовить предложения по ключевым параметрам налоговой системы на 2019 г. Представители государственных органов довольно часто указывают на то, что в России не самая высокая налоговая нагрузка. Но если вместе с ней подсчитать неналоговые платежи, то это бремя оказывается достаточно тяжелым. В результате мы можем оказаться неконкурентоспособной юрисдикцией как на фоне стран — партнеров по ЕАЭС, так и других стран с развивающимися экономиками. И наши предприниматели будут стремиться вести бизнес в странах с более привлекательным бизнес-­климатом и там платить налоги.
Поэтому мы будем работать над подготовкой стратегических предложений по совершенствованию налоговой системы, ключевым направлением которых станет мораторий на увеличение налоговой нагрузки.
Как специалист по гражданскому праву с сожалением отмечаю, что в 2016 г. не удалось принять разделы ГК РФ о финансовых сделках и о вещных правах. Раздел о финансовых сделках уже в высокой степени готовности, хотя еще предстоит работа по балансировке интересов банков и их клиентов. Что же касается вещных прав, то, к сожалению, предприниматели привыкли, что есть право собственности, аренда и сервитут, и возражают против внесения в Гражданский кодекс более широкого их спектра. Например, вещное право застройки, которое позволяет до 99 лет вести себя на чужом участке как собственник, предпринимателям не нравится, в отличие от аренды, хотя с арендой их уже через пять лет могут выставить с участка. Надо проводить работу, переубеждать предпринимателей, что предлагаемые изменения в их пользу. Этим надо было заниматься еще в период принятия Земельного кодекса. Но тогда законодатель исходил из того, что основным собственником земли у нас в стране является государство, поэтому в Земельном кодексе надо предусмотреть отдельные правила. В результате ЗК РФ сейчас больше напоминает КоАП — там столько же статей «со значками». Но когда государство перестает быть доминирующим собственником земли, должен остаться нормальный гражданский земельный оборот с правами для частных собственников участков и иных лиц, претендующих на их использование.