Информационное Письмо Банка России от N 22 Обобщение практики применения федерального закона от N 115-фз О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и принятых в соот

Справочные правовые системы
«Консультант Плюс «

Информационное Письмо Банка России от 02.10.2013 N 22 «Обобщение практики применения федерального закона от 07.08.2001 N 115-фз «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России»

В рассматриваемом Письме ЦБ РФ даны разъяснения по отдельным вопросам применения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Как можно предположить, издание данного Письма связано с тем, что в 2012 — 2013 гг. в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» были внесены многочисленные изменения, направленные, в частности, на ужесточение контроля за легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Способ получения кредитной организацией информации об иностранном источнике активов для некоммерческой организации (..)

В связи с принятием Федерального закона от 20.07.2012 N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (далее — Закон об иностранных агентах) в Законе N 115-ФЗ была установлена необходимость осуществления обязательного контроля над операциями по получению некоммерческими организациями денежных средств или иного имущества из иностранных источников (п. 1.2 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

Этот контроль должен производиться не во всех случаях, а лишь в ситуации, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 200 тыс. руб. либо эквивалентной сумме в иностранной валюте.

Данное положение вызвало затруднение на практике, поскольку в Законе N 115-ФЗ детально не был прописан порядок и способы получения информации о статусе плательщика (ими могут быть иностранные государства, международные и иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства).

В п. 1 Письма ЦБ РФ разъясняется, что эти сведения могут быть получены из любых доступных и законных источников. В частности, как указывает ЦБ РФ, кредитная организация может получить информацию о статусе плательщика денежных средств непосредственно у своего клиента (некоммерческой организации). Условие о предоставлении таких сведений в срок, позволяющий кредитной организации соблюсти требования Закона N 115-ФЗ, может быть внесено в договор, заключаемый некоммерческой организацией с банком.

Применение положений Закона N 115-ФЗ к операциям дипломатических представительств и консульских учреждений (..)

ЦБ РФ указал, что к операциям дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств не может применяться российское законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 2 Письма ЦБ РФ).

Соответственно, требования Закона N 115-ФЗ об обязательном контроле над операциями с денежными средствами и иным имуществом не применяются к дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, находящимся на территории России. Такой вывод следует из того, что они выступают в качестве органов этих государств и не являются юридическими лицами.

Применение положений Закона N 115-ФЗ к договору участия в долевом строительстве (..)

Договор участия в долевом строительстве не подлежит обязательному контролю в соответствии с Законом N 115-ФЗ (п. 3 Письма ЦБ РФ).

Необходимость в таком разъяснении была вызвана тем, что ранее Росфинмониторинг давал противоположное разъяснение, согласно которому эти договоры подлежат обязательному контролю (п. 3 Информационного письма Росфинмониторинга от 02.08.2013 N 30 «О разъяснении отдельных вопросов по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, субъектами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не являющимися кредитными организациями»).

Формально действие п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ распространяется лишь на сделки с недвижимостью на сумму, равную 3 млн руб. или более, результатом совершения которых является переход права собственности на недвижимое имущество (производный способ приобретения права собственности), на что и было указано в п. 3 Письма ЦБ РФ. В результате исполнения обязательств по договору участия в долевом строительстве такого перехода не происходит, поскольку право собственности в этом случае приобретается первоначальным, а не производным способом, то есть возникает непосредственно в момент исполнения обязательств по договору, не переходя к участнику долевого строительства от другого лица.

Аналогичный вывод можно сделать, в частности, исходя из норм специального законодательства, в соответствии с которыми по исполнении договора участия в долевом строительстве регистрируется возникновение права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства, а не его переход (ст. 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»). Следует отметить, что до 21 ноября 2011 г. — момента вступления в силу Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» — обязательному контролю подлежали любые сделки с недвижимым имуществом, совершенные на сумму, равную 3 млн. руб. или более (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ в редакции, действовавшей до 21 ноября 2011 г.), в том числе договоры участия в долевом строительстве. На это указывалось также в п. 3 Информационного письма ЦБ РФ от 31.08.2005 N 8 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых во исполнение него нормативных актов Банка России».

В судебной практике нет единства и по другому вопросу: необходимо ли осуществлять обязательный контроль за соглашениями об уступке прав по договорам участия в долевом строительстве? Существуют судебные акты, утвердительно отвечающие на этот вопрос.

— Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 по делу N А43-12521/2011;

— Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2011 по делу N А43-12521/2011;

— Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2011 по делу N А73-3981/2011;

— Решение Нижегородского областного суда от 06.02.2012 по делу N 7-71/2012.

Некоторые суды отрицают необходимость осуществления такого контроля (см. к примеру, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011 по делу N А43-12519/2011).

Если принять во внимание разъяснение п. 3 Письма ЦБ РФ, можно предположить, что осуществлять обязательный контроль за соглашением об уступке прав по договорам участия в долевом строительстве теперь не требуется в любом случае.

Выявление российских публичных должностных лиц среди клиентов кредитных организаций (..)

В ст. 7.3 Закона N 115-ФЗ предусматривается, что кредитные организации обязаны принимать меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании (принимаемых на обслуживание):

— иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ);

— должностных лиц публичных международных организаций;

— лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов совета директоров ЦБ РФ, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ, должности в ЦБ РФ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом РФ (российских публичных должностных лиц, далее — РПДЛ).

В п. 4 Письма ЦБ РФ разъясняется, что РПДЛ должны выявляться в том числе по состоянию на 1 января 2013 г. — дату вступления в силу Федерального закона N 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в соответствии с которым в Закон N 115-ФЗ были внесены данные требования о контроле за РПДЛ.

В связи с тем что Законом N 115-ФЗ не был установлен срок, в течение которого кредитные организации обязаны завершить выявление РПДЛ среди своих клиентов, находившихся на обслуживании по состоянию на 1 января 2013 г. в п. 4 Письма ЦБ РФ разъясняется, что при определении указанного срока кредитные организации могут руководствоваться сроками, предусмотренными подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ. Согласно этой норме информация о клиентах должна обновляться не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Допустимость создания и функционирования подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в составе одного должностного лица (..)

ЦБ РФ признал недопустимым наличие в кредитной организации подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, состоящего из одного специального должностного лица — ответственного сотрудника (п. 5 Письма ЦБ РФ).

Этот вывод был сделан на основе толкования Положения ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение N 375-П), в котором, по мнению ЦБ РФ, указано, что ответственный сотрудник, возглавляющий подразделение по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, должен обладать полномочиями, связанными с руководством находящимися в его служебном подчинении работниками (абз. 2 п. 2.1 Положения N 375-П). Следовательно, у такого сотрудника в его подразделении должен быть как минимум один подчиненный.

Документы, являющиеся героями текущего обзора — Информационное Письмо Банка России от 02.10.2013 N 22 «Обобщение практики применения федерального закона от 07.08.2001 N 115-фз «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России». можно скачать, кликнув на выделенную часть текста (скачать ).

Инструкция по разархивации находится здесь .

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )