Интернет-издание о высоких технологиях, две бухгалтерии.

Владимир Максаков: Надо платить за конечный результат

Московский областной фонд обязательного медицинского страхования обслуживает около 6,5 млн человек. Обработка информации о полученной ими медицинской помощи, а это более 50 млн записей в год, осуществляется при помощи специально разработанной автоматизированной системы. Об истории ее создания, возникших сложностях и достигнутых результатах рассказал в интервью CNews Владимир Максаков, заместитель исполнительного директора Московского областного фонда обязательного медицинского страхования (МОФОМС) РФ

CNews: Фонд обязательного медицинского страхования — организация, которая работает с огромными объемами информации. Как вы оцениваете уровень оснащенности подразделений Московского областного фонда обязательного медицинского страхования (МОФОМС) современной компьютерной техникой, информационными ресурсами? Насколько персонал МОФОМС подготовлен к работе с современными автоматизированными системами?

Владимир Максаков: Московский областной фонд обязательного медицинского страхования, по моему мнению, хорошо оснащен вычислительной техникой. У нас нет сотрудников, которые бы не имели на рабочем месте компьютера, подключенного к общей вычислительной сети. Эти компьютеры вполне современные, как правило, последних лет производства. Поэтому современный уровень оснащения представляет собой единообразную программно-аппаратную среду, объединенную в единую вычислительную сеть. Наши сотрудники работают, в основном, с бумажными носителями, но, тем не менее, все основные документы отображаются в электронной библиотеке. Оснащение печатной техникой (принтерами и т.п.) также достаточно хорошее. Проблем c получением бумажной копии электронного документа не возникает. Поэтому электронной библиотекой активно пользуются все. Если сотруднику необходим какой-то документ, он уже не ищет его в папках, а находит в электронном виде.

В силу того, что вся деятельность фонда связана исключительно с обработкой информации и у него нет материального производства, основным рабочим инструментом сотрудников является компьютер. Персонал «вынужден» работать на современной вычислительной технике, и работает на ней, пусть и с разной степенью успешности.

CNews: В 2005 году в рамках Концепции информатизации системы обязательного медицинского страхования Московской области разработана и внедрена АСУ МОФОМС. Чем была вызвана необходимость разработки и внедрения такой системы? Какие задачи она призвана решать? Из каких основных блоков она состоит?

Владимир Максаков: Разработка АСУ МОФОМС идет на протяжении пяти лет, поэтому ее внедрение нельзя назвать достижением последнего года. За истекшие годы фонд создал достаточно большую эффективную систему, объединенную едиными вычислительными централизованными ресурсами. Мы уже давно, на протяжении тех самых пяти лет, используем для интеграции портальные технологии.

В МОФОМС существует два варианта портала, как это сейчас принято в современном мире. Это интернет-портал и интранет-портал. На интранет-портал имеют доступ все сотрудники, в том числе и персонал наших территориально отдаленных филиалов. На интернет-портал имеют доступ абсолютно все. Портал объединяет все информационные ресурсы, доступ к которым осуществляется как к библиотеке электронных документов.

Еще один блок, входящий в АСУ МОФОМС — различные регистры. Регистр застрахованных в системе ОМС Московской области граждан содержит около шести с половиной миллионов человек или активных полисов. С учетом динамики изменения — прибытия, убытия — общий объем его достигает порядка десяти миллионов. Это реестр всех оказанных на протяжении ряда лет услуг в учреждениях Московской области в рамках ОМС. Он содержит порядка 50 миллионов записей в год, в электронном эквиваленте — более 20 ГБ. Эта база тоже доступна как в офлайн-доступе, так и в онлайн-доступе. Она представлена на портале в интранет-части — более широко, а в интернет-части — очень узко.

Регистр застрахованных граждан, представленный в интернет-части, дает возможность в любом фонде Российской Федерации проверить достоверность предъявленного полиса с другой территории. Поэтому информационные ресурсы объединены.

CNews: Какие еще направления работы автоматизированы с помощью АСУ МОФОМС?

Владимир Максаков: С помощью АСУ МОФОМС автоматизирована работа по систематизации рабочих процессов фонда. Формализованное описание этих процессов также имеется на портале, во внутренней его части. Это электронный эквивалент должностных инструкций, где описано, что и как делать, какими документами пользоваться при выполнении работы, какие показатели получаются, как эти показатели рассчитываются, на какие нормативные документы опираться и где можно их посмотреть.

Также, на портале представлена часть, которая содержит данные, поступающие со всей территории Московской области. Например, существует большой раздел финансового контроллинга, где собирается информация обо всех финансовых выплатах, поступающих как от страховых компаний, так и от лечебных учреждений.

Работает статистический раздел портала, где представлена практически вся статистическая информация. Существует раздел портала, где собирается и интегрируется информация о результатах анкетирования граждан, которое мы активно проводим по различным направлениям деятельности ОМС. Например, по проблемам национальных проектов или действия программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Эта система автоматизированной обработки и представления результатов создает оперативную возможность для получения обратной связи от населения. Кроме того, есть раздел портала по работе с обращениями граждан. Там можно ознакомиться с ответами на типовые вопросы по системе ОМС, а также задать свой вопрос и получить ответ.

CNews: Насколько эффективна работа этого раздела?

Владимир Максаков: Мы реагируем на все вопросы, задаваемые гражданами. Наиболее общие из них систематизируются и публикуются в виде рубрики «Вопросы и ответы». А конкретные мы передаем на «горячую линию», где отвечают на вопросы в оперативном режиме по телефону. Это постоянно работающие службы. Естественно, мы не ориентированы только на интернет-технологии, понимая, что интернет доступен не всем гражданам. Но наиболее активная часть населения пользуется этим разделом.

Кроме того, есть целый ряд других задач. Очень большая часть работы связана с учетом финансовых средств. У нас фактически две бухгалтерии: одна — бухгалтерия фонда, другая — бухгалтерия тех финансовых средств, которыми фонд управляет. Для работ в этом направлении задействовано более сорока рабочих мест. На сегодняшний день автоматизированы все виды финансовых и материальных отчетов. Практически, у нас не осталось видов работ, не автоматизированных в традиционном смысле.

CNews: Какая платформа была использована при создании системы?

Владимир Максаков: Система выполнена на платформе Intel. Были периоды, когда использовались другие платформы, но сейчас все серверы и все рабочие станции работают на базе процессоров Intel. Используемая операционная система — Windows, в основном, Windows XP. Серверы управляются Windows Server 2000, Windows Server 2003. В качестве сервера баз данных у нас используются СУБД Microsoft и Oracle.

CNews: Как вы считаете, возможно ли использование иностранного программного обеспечения органами государственной власти?

Владимир Максаков: Целый ряд стран использует в своих государственных структурах альтернативное программное обеспечение. Китай, например, разрабатывает собственное ПО. Это понятно, потому что монополия страшна по определению, независимо от того, какого качества продукт она предлагает сегодня. Он может стать плохим завтра, и все окажутся в очень тяжелом положении. Можно вспомнить много примеров из истории.

С другой стороны, развитие такого рода систем требует больших капиталовложений. Должны быть инициированы затраты по многим направлениям. Понятно, что Microsoft и Oracle получают основные деньги за счет тиража и могут вложить их в развитие своих продуктов. Но отечественный производитель не получает таких денег, естественно, не может вложить в разработку.

Поэтому, с моей точки зрения, должно существовать два сектора деятельности государства. Один — публичный. В этом секторе, нравится нам это или нет, к работе государства предъявляется все больше требований. Мы вступаем в ВТО. И в этом смысле публичный сектор должен ориентироваться на общемировые тенденции, то есть, на открытые стандарты и на широко распространенное продаваемое ПО, например, Microsoft. Кроме Microsoft есть еще ряд продуктов, может быть, менее весомых.

Одновременно существует и государственно-важный сектор. Такое разделение существует везде, в том числе, и в Соединенных Штатах. Вопрос, как эту грань провести. Конечно, есть важные приложения, которые должны быть защищены. И здесь я согласен, что эти важные приложения надо защищать. В том числе и принудительными мерами, и применением каких-то других стандартов. Хотя бы для того, чтобы не попасть под влияние одной конкретной компании.

CNews: К АСУ МОФОМС подключено большое количество территориальных подразделений МОФОМС. С какими сложностями вы столкнулись при внедрении такой масштабной территориально-распределенной системы?

Владимир Максаков: Сложности известны. Основная проблема была связана с кадровым обеспечением. Московская область напоминает Россию в миниатюре. В ней есть регионы развитые и очень слабые, регионы очень отдаленные и расположенные вблизи от столицы области. Близость Москвы задает очень высокую планку по зарплате. Поэтому сложно подбирать квалифицированных специалистов. Единственный способ решения проблемы был в централизации. Не могу сказать, что проблема решена окончательно, но значительное число ресурсов централизовано и сопровождается из единого центра, что позволяет уменьшить квалификационные и другого рода требования к работам на периферии. Хотя есть ряд задач, которые решаются прямо на месте.

Вторая сложность заключалась в вопросах коммуникации. Здесь сказывалась удаленность от Москвы. Шесть лет назад у филиалов МОФОМС не было даже электронной почты. Основными коммуникационными средствами были телефон и факсимильная связь. Но мы нашли возможность сразу, оперативно, пускай, не очень надежно, но объединить всех через интернет и обеспечить доступ к электронной почте, хоть и в сети со слабыми каналами. Сейчас по выделенным каналам уже подключено порядка 40 филиалов, и этот процесс активно развивается. Каждый филиал использует свой способ подключения: кто-то через местную городскую сеть, кто-то по технологии ADSL, появившейся в последнее время.

Третья проблема — это психологический барьер, который в той или иной мере всегда возникает при переходе от старых привычных методов работы к новым. Но к настоящему времени мы его преодолели.

CNews: Какие информационные ресурсы используются сегодня для оценки эффективности, качества и адекватности оказываемой в рамках ОМС медицинской помощи? Какие меры предпринимаются на основании полученных результатов?

Владимир Максаков: Мониторинг эффективности медицинской помощи проводится постоянно. Этому способствует наличие базы данных всех услуг, которые мы оказываем в системе ОМС. Она содержит широкий спектр показателей, которые можно отнести к результатам оказания помощи. В фонде существует специальный отдел медико-экономического анализа, который использует в работе мощную статистическую программу и выпускает отчеты для внутреннего и внешнего потребления.

Кроме того, как я уже говорил, уровень эффективности мы измеряем путем проведения разного рода опросов населения, данные которых обрабатываются и также позволяют оценивать деятельность системы. Но не надо забывать, что система оказания медицинской помощи, с точки зрения самой медицинской помощи, это все-таки прерогатива Министерства здравоохранения Московской области. Мы являемся организацией, компенсирующей страховым компаниям затраты на оплату этой помощи. К тому же, существуют виды помощи, неоплачиваемой системой ОМС, как и ряд видов деятельности, которые напрямую не входят в нашу компетенцию. Но, тем не менее, мир един, и мы совместно со всеми заинтересованными органами решаем возникающие проблемы.

CNews: Существует значительный «цифровой разрыв» между различными регионами Российской Федерации. Одновременно, отсутствие стандартов при разработке и внедрении информационных систем является тормозом на пути формирования единого информационного пространства. Как решается проблема информационного взаимодействия с АСУ территориальных ФОМС, а также с другими организациями, например с Пенсионным фондом?

Владимир Максаков: Смотря о каких стандартах идет речь. Если говорить о стандартах в области информатизации, то мы их активно применяем, хотя надо помнить, что сегодня большинство стандартов носит рекомендательный характер. В области стандартизации оценки качества медицинской помощи, стандартизации процессов оказания самой помощи имеется большой фронт работ. Они не совсем относятся к нашему виду деятельности, хотя мы в этом участвуем. К примеру, мы сейчас платим за оказанную помощь, хотя все говорят, что надо платить за конечный результат.

В настоящее время готовится эксперимент, в котором мы будем участвовать. Его суть состоит в оплате услуг за конечный результат. Вам оказали помощь, получили результат — его оплатили. Большая проблема с определением этого конечного результата. Должны быть разработаны стандарты по оказанию помощи, стандарты по результатам, и еще целый ряд классификаторов, который это описывает.

МОФОМС движется в этом направлении вместе с другими. Московская область не может продвигаться быстрее всех. Мы участвовали практически во всех экспериментах, которые проходили в последнее время, связанных с той или иной формой оплаты.

При взаимодействии с другими организациями возникает проблема обмена информацией. Но она не столько техническая, сколько организационная. Технически договориться о каком-то едином формате обмена сегодня не представляет сложности. Если есть данные или каким-то образом отшкалированная классификация, то это вполне решаемая задача. Но дальше происходят вещи, которые выходят за рамки чистых договоренностей. Дальше могут приниматься решения, которые обеспечить либо сложно, либо вообще невозможно.

Например, на федеральном уровне принимается решение об определенной форме обмена информацией. Когда оно спускается на региональный уровень, может выясниться, что это решение сложно реализовать. Последние трудности возникли с реализацией решений по национальным проектам. До этого у нас не было взаимодействия с Фондом социального страхования. На протяжении трех лет мы работали только с Пенсионным фондом в рамках эксперимента по оплате дополнительной медицинской помощи неработающим пенсионерам. Никаких проблем не возникало: был налажен обмен, все шло гладко.

А вот в рамках национальных проектов возникли проблемы. Дело в том, что национальных проектов много, но в их реализации отсутствует единообразие. За каждым проектом стоят конкретные люди, которые, невзирая на соседа, решают, какого рода информация и в каком формате им необходима. Вот и получается, что обмен информацией, например, с Пенсионным фондом по разным национальным проектам требует несколько разных решений. Но я думаю, что вскоре и эта проблема будет решена.

CNews: Каким образом обеспечивается прозрачность деятельности Московского областного фонда обязательного медицинского страхования? Какие интерактивные сервисы предлагаются гражданам в настоящее время, и каковы перспективы их расширения?

Владимир Максаков: Я уже говорил, что у нас есть внешний портал, на котором мы размещаем информацию о своей деятельности. Кроме того, через портал можно напрямую обратиться к работникам фонда, задать вопрос, получить ответ, и так далее. С помощью портала граждане могут получить доступ к части информации, содержащейся в регистре застрахованных. Например, информация о состоянии лицевых счетов граждан является конфиденциальной.

На внутреннем портале можно получить информацию по конкретному гражданину за целый ряд лет: где и когда он лечился, какие деньги были затрачены на его медицинское обслуживание. Но общедоступность таких сведений должна определяться законом. На сегодняшний день мы предоставляем огромное количество информации, но персональные данные — только по официальному запросу.

CNews: Могу ли я обратиться за информацией о себе самой?

Владимир Максаков: Можете обратиться, и вам ее дадут, потому что это ваша личная информация. Лично вам и лично про вас. Про соседа — нет.

CNews: Низкий уровень информационной безопасности является одной из проблем ИКТ. Каким образом обеспечена информационная безопасность в вашей системе?

Владимир Максаков: В МОФОМС для защиты информации используется несколько способов. Один из них организационный. Существует набор процедур и документов, определяющих допуск к конфиденциальной информации. Есть приказы о назначении ответственных лиц. Передача конфиденциальной информации осуществляется в рамках специальных актов и приказов, согласованных с руководством.

Еще один способ защиты — технический. В этом случае защита информации осуществляется так, как это предусмотрено для стандартных информационных систем. Круг людей, имеющих доступ к тому или иному разделу, четко разграничен, каждый имеет доступ только к своей информации. Несмотря на все многообразие портала, в полном объеме его не видит никто.

В интернет-части размещена информация, предназначенная для широкого круга пользователей. Это информация не конфиденциальна. А вот данные, связанные, например, с диагнозами, может видеть совсем узкий круг людей, имеющих соответствующие полномочия.

Но существует еще один вид угроз, который известен во всем мире и описан в учебниках по защите информации. Основные факты нарушения и утечки информации происходят не по каналам связи, как иногда пытаются объяснить, а через конкретных людей, которые выносят сведения за пределы организации. Решить эту проблему сложнее всего.

CNews: Были ли попытки взлома вашей системы?

Владимир Максаков: В МОФОМС не было случаев утечки информации, и регистр застрахованных нигде не продавался. Возможно, наша информация на самом деле хорошо защищена. Возможно, она не представляет большой ценности. Я считаю, что информация должна быть защищена в той степени, в которой она представляет ценность. Это мой основной аргумент. В этом смысле можно сказать, что соотношение качества защиты и цены информации у нас оптимальное, потому что ее не похищали. И не потому, что ее нельзя похитить, а, скорее, потому, что это нецелесообразно.

CNews:Как вы оцениваете социально-экономический эффект от внедрения данной системы?

Владимир Максаков: Во-первых, одним из основных результатов внедрения системы является снижение затрат на выполнение работ вручную. Этот результат бесспорен, потому что тот объем информации, который мы собираем, анализируем, используем, вручную вообще невозможно обработать. Можно задать вопрос: а надо ли обрабатывать такое количество информации? Конечно, надо. Без этого невозможна реализация тех же национальных проектов. Я бы сказал, что впервые, начиная с программы ДЛО и продолжая национальными проектами, реализованы задачи, которые в принципе не могут работать без применения серьезных средств вычислительной техники и программного обеспечения.

Во-вторых, социально-экономический эффект проявился в возможности выдерживать ту скорость, которую задает изменение системы здравоохранения и ее финансирования. Очевидно, что новый министр, который является не медиком, а финансистом, менеджером, призван именно для того, чтобы изменить систему, которую профессиональные медики не могут изменить в силу своей ментальности. Это радикальные изменения, которые происходят очень быстро и приводят к изменению и увеличению информационных потоков. Решение таких задач не реализуемо без вычислительной техники. С этой точки зрения Московский фонд ОМС находится в очень неплохом положении, потому что мы справляемся иногда даже лучше, чем более крупные ведомства.

Третий фактор, свидетельствующий об эффективности внедрения АСУ МОФОМС, заключается в развитии самой системы оказания помощи. Это непростой вопрос, поскольку непосредственно оказанием помощи занимается все-таки система здравоохранения. Мы осуществляем финансирование, оплату и контроль качества. Но и с этой точки зрения эффект бесспорен. Система здравоохранения пережила смутный период времени, 90-е годы, и сейчас есть полигон для ее модернизации и развития. А катализатором этого служит работа нашего ведомства.

CNews: Расскажите об основных задачах дальнейшего совершенствования и развития информационных систем МОФОМС. Какие из них вы считаете приоритетными? Какие из них уже решаются в рамках реализации целевой программы «Электронное Подмосковье»?

Владимир Максаков: В настоящее время развитие АСУ МОФОМС происходит в рамках программы «Электронное Подмосковье». До этого система развивалась самостоятельно. Сначала это представляло определенные трудности. Надо отдать должное руководителю фонда, она принимала нелегкие решения по развитию финансирования и управлению. Ведь мы знаем, что оценки бывают неоднозначные. Зачем тратить деньги, и надо ли внедрять эту систему? Руководитель, в силу того, что он все-таки не специалист в узких вопросах, может не представлять детально, каким будет конечный результат новой системы. Он доверяет профессионалам и берет на себя риск реализации. Поэтому в течение ряда лет мы развивались с определенными трудностями.

Сейчас у нас более благоприятная ситуация: мы вышли на тот уровень, когда результат стал более ощутим. Включение нас в программу «Электронное Подмосковье» как самостоятельной большой подсистемы является, я думаю, одним из крупных промежуточных результатов. Это значит, нас оценили и убедились в том, что эта работа — дело нужное и важное. В дальнейшем предполагаются еще большие изменения.

Во-первых, мы создаем свою корпоративную сеть ОМС — более глобальную вычислительную сеть, которая прочнее и надежнее объединит субъектов-участников в общем информационном пространстве, и работать всем будет еще удобней. Уменьшится поток офлайн-передачи, тем самым ускорится обмен информацией.

Во-вторых, мы продолжаем развивать портальные технологии, обеспечивая всю систему единым портальным решением.

В-третьих, мы радикально меняем систему персонифицированного учета, делаем ее более централизованной, надежной и доступной. Потому что сегодня персонифицированный учет является ключевым моментом решения большинства вопросов. Мы не можем оплатить ни рубля, если нет такого учета. К тому же, новая система будет сопряжена с системой персонифицированного учета населения Московской области.

В-четвертых, крупное направление развития представляет собой автоматизация лечебно-профилактических учреждений. Мы уже занимаемся им, и сейчас подошли к такому рубежу, когда ставим задачу тотальной автоматизации с достаточно серьезной степенью комплексности.