Изменения в закон о концессионных соглашениях приняты в третьем чтении

Изменения в закон о концессионных соглашениях приняты в третьем чтении

22 июня 2016 года Государственная Дума Российской Федерации одобрила законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» в третьем чтении. Закон направлен в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Закон предусматривает ряд существенных нововведений: по муниципальным концессиям Субъект Федерации должен стать третьей стороной, ГУПы и МУПы, переданные в концессию, будут ликвидированы, а права собственности на имущество концедента, передаваемое в концессию, предлагается регистрировать концессионеру.

Среди предлагаемых изменений введение мониторинга реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе, на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения. Такой мониторинг будут проводить уполномоченные органы исполнительной власти, а порядок проведения мониторинга будет утвержден Правительством Российской Федерации.

В случае реализации концессионных соглашений муниципального уровня, объектом которых являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концедентом по которым выступает муниципальное образование, а полномочия по государственному регулированию тарифов не переданы муниципальному образованию – в таких случаях одной из сторон концессионного соглашения на стороне концедента должен будет выступать Субъект Федерации, регулирующий тарифы.

Законопроектом определен список обязанностей Субъекта Федерации как участника концессионного соглашения в сфере ЖКХ: установление тарифов, утверждение инвестиционных программ концессионера, возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению из бюджета субъекта Российской Федерации. Субъект Федерации как участник концессионного соглашения также имеет право предоставлять концессионеру государственные гарантии субъекта Российской Федерации.

В законопроекте предлагается однозначное решение судьбы ГУПов и МУПов, переданных в концессию. Не позднее, чем в течение одного года с момента вступления в силу концессионного соглашения в сфере ЖКХ, в уставы или другие документы, определяющие порядок деятельности муниципальных и государственных унитарных предприятий, в ведении которых находились объекты концессии, должны быть внесены изменения, предусматривающие исключение видов деятельности в сфере ЖКХ на территории муниципального образования, на котором находится имущество, переданное по концессионному соглашению. ГУПы и МУПы, в уставные документы которых были внесены изменения, исключающие все виды деятельности, осуществляемые этими предприятиями ранее, должны быть ликвидированы.

Законопроектом определен ряд условий, при которых возможна передача незарегистрированного имущества ГУПов и МУПов концессиям в сфере теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения. При этом расходы концессионера по выполнению обязательств по государственной регистрации права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, в том числе, по выполнению кадастровых работ и иных действий, необходимых для осуществления государственной регистрации прав собственности концедента на незарегистрированное имущество, подлежат учету в тарифах концессионера в порядке и размере, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов.

В случае, если недвижимое имущество, переданное концессионеру в соответствии с концессионным соглашением, не зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке, концессионер обязан в течение одного года с момента заключения концессионного соглашения за счет собственных средств провести государственный кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию права собственности концедента на такое имущество. Указанный срок исчисляется с даты заключения концессионного соглашения.

Проектом закона вводится ограничение на приобретение иностранными юридическими лицами права владения объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, объектами, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, на основании концессионных соглашений. Принятие указанного проекта Федерального закона позволит активизировать заключение концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, что повлечет за собой дополнительный приток частных инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства.