Диссертация на тему «Методы оптимизации налоговой нагрузки предприятий: На примере налога на добавленную стоимость» автореферат по специальности ВАК — Финансы, денежное обращение и кредит, disserCat

Методы оптимизации налоговой нагрузки предприятий :На примере налога на добавленную стоимость тема диссертации и автореферата по ВАК 08.00.10, кандидат экономических наук Усовецкий, Артем Анатольевич.
Глава 1. Роль оптимизации налогообложения в развитии производства.
1.1. Проблемы взаимодействия экономических интересов в системе налогообложения.
1.2. Предпосылки возникновения у предприятий необходимости в проведении оптимизации налоговой нагрузки.
Глава 2. Особенности взимания НДС в действующем механизме налогообложения предприятий.
2.1. Анализ механизма взимания НДС.
2.2. Исследование и обобщение опыта взимания НДС в зарубежных странах в целях оптимизации налогообложения.
2.3. Экономическая природа и особенности взимания.
Глава 3. Направления оптимизации налоговой нагрузки предприятий.
3.1. Методы оптимизации налоговой нагрузки предприятий в части НДС.
3.2.Разработка методики оптимизации налоговой нагрузки предприятий, основанной на использовании вариантов, предусмотренных действующим налоговым законодательством (в части НДС.
Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Методы оптимизации налоговой нагрузки предприятий :На примере налога на добавленную стоимость.
Актуальность темы исследований. В 1990-е годы российская налоговая система в целом неплохо выполняла свою функцию, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. По мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, разработки и введения в действие соответствующих законов, присущие налоговой системе недостатки становились все более заметными, а ее несоответствие происходящим в обществе изменениям все более очевидными. Налоговая система стала явным тормозом экономического развития государства. Как следствие — массовое недовольство и справедливые нарекания на существующую систему налогообложения со стороны отечественных предприятий, предпринимателей и иностранных инвесторов. Многочисленные изменения, которые ежегодно на протяжении 1992-2001 гг. вносились в законодательство о налогах и сборах, решали лишь некоторые частные проблемы, не затрагивая основ системы.
Бессистемность внесения поправок, их количество и частота, с которой они вносились, привели к тому, что до последнего времени налоговая система характеризовалась не иначе как нестабильная и непредсказуемая. Такая практика делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу и приводила к тому, что риски, связанные с изменениями в налогообложении. оценивались как чрезвычайно высокие. До принятия первой и второй частей Налогового кодекса Российской Федерации существовало чрезмерное многообразие подзаконных правовых актов методико-нормативного характера, которые очень часто содержали неточные формулировки, влекущие за собой необходимость дальнейших уточнений. Нередко одни документы противоречат другим, что является следствием внутренних методологических разногласий между ведомствами, в частности Министерством финансов РФ и Министерством по налогам и сборам РФ. Все это дает возможность контролирующим органам трактовать нормы, по которым нет однозначного понимания, в свою пользу.
Фискальный перекос российской налоговой системы создал ситуацию, когда налоги имеют первостепенное значение при принятии деловых решений. От их величины и порядка уплаты по существу зависит выбор формы ведения коммерческой деятельности.
В этой ситуации вопросы снижения налогового бремени. оптимизации налоговой нагрузки предприятий актуальны как никогда. Действия налогоплательщика в этом направлении могут приобретать самые различные формы, но, несмотря на все их многообразие, возможны только два пути — законный и противозаконный. Выбор налогоплательщиком того или иного пути определяет и конкретную модель его поведения, направленного на оптимизацию налоговой нагрузки.
В настоящее время создаются новые условия существования и функционирования предприятий, формируются предпосылки для перехода к цивилизованным формам и методам оптимизации налоговых платежей. основанных на нормах закона. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, существенно укрепляется законодательная база. Государственная Дума Российской Федерации, понимая необходимость безотлагательного проведения налоговой реформы, в последние годы неоднократно принимала шаги в этом направлении. Важным шагом явилось принятие и вступление в действие первой и второй частей Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), что позволило решить целый ряд острых вопросов, связанных с взаимоотношениями между налогоплательщиками и контролирующими органами, администрированием сбора налогов. а также порядком их исчисления. Налоговый кодекс уже является одним из основополагающих документов, на который ориентируются и будут ориентироваться налогоплательщики в вопросах прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, исчисления налогов, порядка предоставления налоговых льгот.
Второй причиной, способствующей укреплению законности в сфере налогообложения, является усиление контроля со стороны государства за уплатой налогов, и ужесточение мер, применяемых к предприятиям-неплательщикам и экономическим преступникам.
В-третьих, происходит процесс укрепления предприятий путем реорганизации. слияния, поглощения мелких более крупными, усложнения их производственной структуры, создания многопрофильных объединений, холдингов. В течение последних нескольких лет развитые экономики переживают своеобразный бум слияний и поглощений. По подсчетам специалистов, около половины потребностей западного мира удовлетворяют чуть более двухсот крупных компаний. В российской же экономике исторически сложилось преобладание очень крупных предприятий почти во всех сферах хозяйства. И, несмотря на наличие ряда отрицательных последствий, это остается и сегодняшней реальностью отечественной экономики. Наряду с закономерным укрупнением большого числа вновь возникших фирм появляются и сверхкрупные финансово-промышленные группы. Усложняется структура деятельности организаций, что обусловлено их стремлением к росту, а также необходимостью перераспределения риска и инвестирования новых сфер бизнеса.
И, наконец, хозяйствующие субъекты все больше начинают заботиться о своем имидже и деловой репутации. Это связано с выходом России на мировой рынок, что обязывает подчиняться общепринятым в мире правилам ведения бизнеса, а также стремлением все большего числа предприятий работать на перспективу, а не на сиюминутный интерес.
Все это требует от предприятий новых подходов к финансовому планированию и оценки его как важнейшего элемента управления финансами предприятия. Создаются предпосылки к переходу в бизнесе к цивилизованным формам экономической деятельности, от уклонения от налогов — к сознательной, целенаправленной оптимизации налоговой нагрузки предприятий, основанной на нормах закона.
Сущность оптимизации налоговой нагрузки предприятий в общепринятом смысле заключается в уменьшении размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщиков. включающих в себя максимально полное и наиболее рациональное использование всех предоставленных законодательством льгот. налоговых освобождений и других законных приемов и способов.
В настоящее время необходимо проведение дополнительных исследований по выявлению и анализу методов оптимизации налоговой нагрузки предприятий с учетом функционирования предприятий в условиях реальной экономической ситуации.
Цель и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является теоретическое обоснование и разработка методологических положений, этапов, практических рекомендаций по оптимизации налоговой нагрузки предприятий в части налога на добавленную стоимость (далее по тексту НДС.
Поставленная цель определила следующие направления, задачи и логику исследования.
— уточнить предпосылки возникновения у предприятий необходимости в проведении оптимизации налоговой нагрузки.
— на основе исследования действующей системы налогообложения предприятий НДС выявить возможные направления оптимизации налоговой нагрузки предприятий в части НДС.
— систематизировать выявленные в ходе исследования методы оптимизации налоговой нагрузки предприятий.
— разработать и предложить методику оптимизации налоговой нагрузки с предприятий в части НДС, основанную на использовании вариантов предусмотренных действующим налоговым законодательством.
Объектом исследования явились экономические отношения, складывающиеся между предприятиями и государством по вопросу налогообложения НДС.
Предмет исследования — методы оптимизации налоговой нагрузки с предприятий в части НДС.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные вопросам разработки методологии налогового учета, теории налогообложения, методам оптимизации налоговой нагрузки предприятий.
Положения, изложенные в диссертации, связаны с результатами анализа отечественной и зарубежной литературы по изучаемым вопросам. В частности, были изучены работы Э.Аткинсона, А.Ачкасова, А.Буренина, М.Блауга, П.Витт, С.Витте, В.Глухова, М. Алле, И.Дольдэ, Р.Дернберг, В.Князева, А.Кочеткова, И.Кучерова, С.Лушина, Е.Майбурд, Л.Павловой, Б.Рагозина, В. Коновалова, В.Панскова, В.Пушкаревой, С.Пепеляева.
A.Починка, И.Русаковой, Д.Стиглица, В.Трифонова, М. Карп, Д.Черника, М.Штюрмер, К.Шмиттгофф, А. Толкушкина. Н.Тютюрюкова, П.Поздеева.
B.Пушкарева, В. Кожинова, Е Кировой.
Специфика предмета исследования определила необходимость использования нормативных документов в области учета и налогообложения, источником которых явились Российская газета , Финансовая газета , Сборник законодательных актов РФ и т.д.
Для обоснования выдвигаемых положений применялись следующие методы исследования: статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический и другие.
Автор в своем исследовании остановился именно на НДС, а не на каком либо другом налоге по следующим причинам.
-НДС является одним из основных источников пополнения бюджета.
-НДС один из наиболее трудных для понимания, сложный для исчисления и уплаты косвенных налогов, вызывающий большее число вопросов у финансовых менеджеров. аудиторов, юристов, по сравнению с другими налогами.
— действующее налоговое законодательство в части НДС не претерпело кардинальных изменений в процессе проведения исследования, что нельзя сказать о других налогах: налоге на прибыль. акцизам, отчислениях в социальные внебюджетные фонды (Едином социальном налоге.
Заключение диссертации по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Усовецкий, Артем Анатольевич.
При исследовании методов оптимизации налоговой нагрузки предприятий (на примере налога на добавленную стоимость) основное внимание было уделено выяснению предпосылок возникновения у предприятий необходимости в проведении оптимизации налоговой нагрузки, анализу действующей системы налогообложения предприятий налогом на добавленную стоимость, выявлению возможных путей оптимизации налоговой нагрузки с предприятий в части налога на добавленную стоимость.Особое место в проведенном исследовании принадлежит подготовке методики оптимизации налоговой нагрузки предприятий. В процессе написания диссертационной работы автор, исходя из анализа мнений различных экономистов. работающих над проблемами НДС и методов оптимизации налоговой нагрузки предприятий, попытался показать свое отнощение к ним и сформулировать свою точку зрения на исследуемые проблемы.По мере необходимости в диссертации приведены статистические данные о развитии системы НДС в России, исследована действующая система этого налога.Результаты проведенного исследования позволяют выделить следующие причины возникновения у предприятий необходимости в проведении оптимизации налоговой нагрузки: • психологические причины заключаются в том, что налоги и другие обязательные отчисления всегда связаны с изъятием части дохода, получаемого юридическими или физическими лицами. В силу этого они негативно воспринимаются человеком. Такое отнощение вызвано нежеланием человека иметь потери, утраты, ограничения своих прав, увеличение обязанностей. Защита своего имущества, в том числе и от государства, является сильнейшей мотивацией в деятельности человека. • экономические причины заключаются в том, что если в качестве главного интереса коммерческого предприятия выступает увеличение прибыли, то как косвенные, так и прямые налоги идут вразрез этого интереса. • политические причины заключаются в том, что выбор того или иного ^ пути развития налоговой политики государством определяет причины и методы проведения хозяйствующими субъектами оптимизации налоговой нагрузки. • технико-юридические причины заключаются в слолсности налоговой системы. Сложность ее создает налогоплательщику возможности выбора альтернативы. В частности это обусловлено наличием в налоговом законодательстве освобождений, налоговых льгот. различных ставок f налогообложения, наличием различного порядка уплаты налога и сроков его перечисления, наличием пробелов в налоговых законах, объясняемых несовершенством юридической техники и неучетом законодателем всех возможных обстоятельств, возникающих при исчислении или уплате налога.Отвечая на поставленные вопросы, в работе исследуется экономическая роль НДС, что позволяет сделать следующие выводы: • НДС является одним из важных источников государственных доходов.Особенностью НДС, отличающей его от других налогов с оборота, является то, что механизм сбора этого налога позволяет государству получать доходы на протяжении всей стадии движения продукта или услуги от производителя к потребителю, не дожидаясь конечной стадии реализации готовой продукции (услуг). • экономические отношения, возникающие по поводу исчисления НДС, затрагивают практически все предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, и, безусловно, ставят перед ними актуальные вопросы о ,^ необходимости проведения оптимизации налоговой нагрузки в части НДС. в работе нами уточнено понятие оптимизации налоговой нагрузки предприятий, которое заключается в уменьшении размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщиков. включающих в себя максимально полное и наиболее рациональное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.В настоящем исследовании нами рассмотрены и предложены к применению предприятиям методы оптимизации, основанные на действующем налоговом законодательстве Российской Федерации, которые без риска привлечения к ответственности могут быть применены предприятиями в их практической деятельности.Указанные методы классифицированы нами в настоящем исследовании по следующим направлениям: использование методов, которые влекут за собой отсутствие обязанностей налогоплательщиков НДС; оптимизация объекта налогообложения; оптимизация с использованием налоговых льгот; оптимизация путем выделения операций, не являющихся объектом налогообложения; оптимизация на основе вариантности
в применении существующих налоговых ставок ; поиск мероприятий, которые позволяют оптимизировать возникновение задолженности перед бюджетом по времени — то есть максимально сместить по срокам периоды уплаты налога; оптимизация путем применения налоговых вычетов.Далее в нащем исследовании мы детально рассмотрели основные направления оптимизации налоговой нагрузки предприятий и возможности их применения предприятиями на практике. Мы исходили из рассуждений, которые носят общий характер и могут быть отнесены к любому производству.Нами была предложена Методика оптимизации налоговой нагрузки предприятий на примере НДС. В Методике нами разработаны и предложены: последовательность работ при проведении оптимизации; этапы проведения оптимизации; рабочие документы, заполняемые в процессе проведения оптимизации, и порядок их оформления; порядок расчета экономической эффективности от проводимой оптимизации.Автор полагает, что воплощение в жизнь предложенных рекомендаций по оптимизации налоговой нагрузки с предприятий целесообразно и экономически оправдано. Это позволит предприятиям различных отраслей экономики и форм собственности. крупным производственным предприятиям и предприятиям среднего и малого бизнеса оптимизировать свои обязательства по налогу на добавленную стоимость. Применяя предложенную методику, можно оптимизировать текущие налоговые платежи, прошлые и будущие.Специалисты предприятий, применяя методику оптимизации налоговых платежей. предложенную в настоящем исследовании, без труда смогут вносить в нее свои дополнения и трансформировать ее под динамично меняющееся налоговое законодательство.Предложенная методика проста и удобна для ее практического применения в повседневной финансово-хозяйственной деятельности предприятия.Автор считает, что было бы интересным и полезным провести аналогичное настоящему исследование на предмет подготовки методики оптимизации других налогов, к примеру налога на прибыль предприятий, единого социального налога, акцизов. налога на имущество предприятий, налога с продаж и т.д.Далее возможно подготовить общую ( сводную ) методику оптимизации налоговой нагрузки с предприятий, учитывающую оптимизацию большего числа налогов предприятия, их взаимосвязи и влияние друг на друга.Но это, возможно, будет предметом будущих исследований.
Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Усовецкий, Артем Анатольевич, 2003 год.
1. Учетные регистры, используемые для отражения хозяйственных операций по учету реализацииотчет о прибылях и убытках;бухгалтерский баланс.
2. В организациях, использующих в учете вычислительную технику:- машинограммы (1.20.
3. Регистры и расчеты налогового учета, разработанные в организациях в соответствии с требованиями НК РФ (5, ст.313-315).45 Договора.
4. Прочие документы и учетные регистры.
5. Анализ вида деятельности и структуры управления на предприятии.
6. Ознакомление с данными налоговых деклараций, журналов учета счетов-фактур, выданных и полученных, книги продаж и книги покупок.
7. Ознакомление с учетной политикой, утвержденной в установленном порядке на предприятии.
8. Установление объема и состава документов, подлежащих анализу в. соответствии с планом проведения работ по оптимизации.2.й этап. Основной.
9. Анализ возможности использования методов, которые влекут за собой отсутствие обязанностей налогоплательщиков НДС.
10. Анализ возможности оптимизации объекта налогообложения НДС.
11. Анализ возможности оптимизации НДС с использованием налоговых льгот.
12. Анализ возможности оптимизации НДС путем выделения операций, не являющихся объектом налогообложения.
13. Анализ возможности оптимизации НДС на основе вариантности в применении существующих налоговых ставок.
14. Анализ и поиск мероприятий, которые позволяют оптимизировать возникновение задолженности перед бюджетом по времени то есть максимально сместить по срокам периоды уплаты НДС.
15. Анализ возможности оптимизации НДС путем применения налоговых вычетов.3.й этап. Заключительный.
16. Формирование пакета предложений по оптимизации налоговой нагрузки предприятий в части НДС.
17. Анализ влияния на сопряженные налоги.
18. Оценка вероятности изменений законодательства в планируемом периоде.
19. Оценка и расчет экономической эффективности рассмотренных методов и выбор наиболее оптимального.
20. Составление и представление письменного отчета с предложениями руководству предприятия.
21. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1-я, 2-я и 3-я. М. ИНФРА-М, 2002.-512 с.
22. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1-я и 2-я. М. Омега-Л, 2002. — 440 с.13.0 налоге на добавленную стоимость: Закон РСФСР от 06.12.1991 г. № 1992-1 //Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. — № 52.
23. О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР О налоге на добавленную стоимость : Федеральный закон от 22.05.1992 г. № 2813-1// Российская газета. 1992. — № 127.
24. О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах. от 22.12.1992 г. № 4178-1//Российская газета. 1993. — № 17.
25. О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации О налоге на добавленную стоимость : Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 25-ФЗ//Российская газета. 1996.-№67.
26. Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины: Указ Президента Российской Федерации от 08.05.1996 г. № 685//Российская газета. 1996. — № 96.
27. Решение Верховного Суда РФ от 02.10.1998 г. № ГКПИ 98-448//Финансовая Россия. -1998 г.-№38.
28. Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1998 г. № 786//Российская газета. 1998. -№ 139.
29. Об отмене постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 786 Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость : Постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.1998 г. № 1460//Российская газета. 1998. №-139.
30. О внесении изменений и дополнений в инструкцию Госналогслужбы России от 11.10.1995 г. № 39 О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость : Приказ ГНС РФ от 29.12.1997 г. № АП-3-03/252//Российские вести. 1998. — № 5.
31. Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 Налог на добавленную стоимость НК РФ: Приказ МНС РФ от 20.12.2000 г. № БГ-3-03/447//Экономика и жизнь. 2001. — № 3.
32. О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость: Письмо Госналогслужбы РФ № ВЗ-4-05/70н и Минфина РФ № 04-03-02 от 29.01.1993 г.// Российские вести. 1993. — № 43.
33. О порядке применения Указа Президента РФ №2207 от 22.12.1993 О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней : Письмо Госналогслужбы от 17.01.1994 №ВГ-4-16/5н//Российские вести. 1994. — № 23.
34. Изменения и дополнения № 2 к Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 октября 1995 г. № 39 О порядке исчисления и уплаты налогана добавленную стоимость : Письмо ГНС РФ от 14.03.1996 г.//Российские вести. 1996. 53.
35. О порядке внесения НДС в бюджет. Телеграмма ГНС РФ от 24.01.1994 г. № ВЗ-4-05/10н, Минфина РФ от 24.01.1994 г. № 9//Экономика и жизнь. 1994. — № 6.
36. Об изменении НДС при расчетах с бюджетом. Телеграмма Госналогслужбы РФ от 30.03.1993 № ВЗ-6-05/125 и Минфина РФ от 30.03.1993 № 35//Экономика и жизнь. 1993. -№ 17.1. Нормативно-методические и статистические материалы.
37. Бизнес. Оксфордский толковый словарь. М. Прогресс-Академия; РГГУ. 1995. — 550 с.
38. Мартынов В.В. Англо-русский толковый словарь внешнеэкономических терминов. -М. Финансы и статистика, 1994. 430 с.
39. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. М. 2000. — 400 с.
40. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. М. 2001. — 420 с.
41. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. М. 2002. — 380 с.
42. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/Под ред. А.Г.Грязновой. М. Финансы и статистика, 2002. — 1165 с.
43. Бернар И. Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь, французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: Пер. с фр. М. Международные отношения, 1994. -2т. — 810 с.
44. Corporate Taxes worldwide summaries 2001-2002 John Willey Центр психологии и психотерапии , 1996. — 102 с.
76. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. М: МЦФЭР. 2002. — 640 с.
77. Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации. 3-е изд. перераб. и доп. — М. Аналитика пресс. 2001. — 172 с.
78. Иванов В. Ф. Налогообложение и инновации. Минск, 1991. — 355 с.
79. Алесандров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. М. Бератор Пресс, 2002.- 192 с.
80. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 5f е изд. М. Ось-89, 2000. — 224 с.
81. Кожинов В .Я. Налоговое планирование и прогнозирование финансового результата деятельности предприятий. М. Экзамен, 2002. — 160 с.
82. Никонов А.А. НДС, налог на доходы физических лиц, акцизы. Профессиональные комментарии к части второй НК РФ. -М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.-160 с.
83. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения М. МЦФЭР, 2002.-288 с.
84. Налоги: Учеб. Пособие. 5-е изд. перераб. и доп./Под ред. Д.Г.Черника. — М. Финансы и статистика, 2002. — 656 с.
85. Курс экономики: Учебник. 3-е изд. доп./Под ред. Б.А.Райзберга. — М. ИНФРА-М, 2000.-716 с.
86. Пархачева М.А. НДС: как не платить НДС, если выручка меньше 1 миллиона.М.:Статус-Кво 97, 2001. 112с.
87. Пархачева М.А. НДС: освобождение от налогообложения отдельных операций. -М.:Статус-Кво 97, 2001. 256с.
88. Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учеб. Пособие/ В.А.Дадалко, Е.Е.Румянцева, Н.Н.Демчук. Мн. Армита-Маркетинг, Менеджмент. 2000. — 359 с.
89. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. М. 1904. — 131 с.
90. Самуэльсон П. Экономика. Т. 1. — М. 1992.-150 с.
91. Селигман Э. и Стурм Р. Этюды по теории обложения. СПб. 1908. — 158 с.
92. Тютюркжов Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США. М. Издательско-торговая корпорация Дашков и К , 2002. — 174 с.
93. Dalton of Public Finance. London, 1954. — 351 c.
94. Пушкарева B.M. История финансовой мысли и политики налогов. Учеб. Пособие. -М. Финансы и статистика, 2001. 256 с.
95. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. -М. Финансы и статистика, 2000.-352 с. 3.49. Глухов В.В. Дольдэ И.В. Некрасова Т.П. Налоги. Теория и практика: Учебник. 2-е изд. испр. И доп. СПб. Издательство Лань , 2002. — 448 с.
96. Кожинов В.Я. Отраслевые особенности налогообложения и учета. М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. — 144 с.
97. Толкушкин А.В. История налогов в России. М. Юристъ , 2001. — 423 с.
98. История экономических учений: Учебник/Под ред. А.Г.Худокормова. М. ИНФРА-М, 1999. — 733с.
99. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. М. Изд-во АиН , 1999. -64 с.1. Статьи.
100. Кирова Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Финансы. М. 1998. — № 9. — 50 с.
101. Алдохин С. Оптимизация НДС с использованием векселей//Финансовый директор. М. 2002. — № 2 — 96 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.