Департамент общего аудита по вопросу налогообложения иностранного работника (, временно проживающий)

Департамент общего аудита по вопросу налогообложения иностранного работника (гр.Литвы, временно проживающий)

Вопрос
Гр. Литвы получает Разрешение на временное проживание в Российской федерации. Наша компания заинтересована в оформлении данного человека в нашей компании.
1. Какие действия мы должны предпринять для оформления иностранного гражданина?
2. Какие налоговые нагрузки мы понесем в этой ситуации?

При отсутствии у нас иной информации, в ответе мы исходим из того, что гражданин Литвы будет оформляться на работу в качестве обычного специалиста. т.е. данный гражданин не будет иметь статуса высококвалифицированного специалиста (ВКС).

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами. с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой. предпринимательской и иной деятельности, определяются нормамиЗакона № 115-ФЗ [1] .

В соответствии с абзацем 11 пункта 1 статьи 2 Закона № 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданинлицо, получившее разрешение на временное проживание.

Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 Закона № 115-ФЗ разрешение на временное проживаниеподтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты. утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (пункт 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ и пунктом 5 статьи 13 Закона № 115-ФЗ временно проживающему в РФ иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент . при этом он может осуществлять трудовую деятельность только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. за исключением случаев, установленных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.10 № 564н[2] .

В свою очередь на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ Организации – работодателю при приеме на работу иностранного гражданина, временно проживающего на территории РФ, не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Согласно пункту 8 статьи 13 Закона № 115-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2015) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина. обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации. на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

В соответствии со статьей 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан . лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в РФ наравне с российскими гражданами (часть 3 статьи 62 Конституции РФ).

С 13 декабря 2014 г. в ТК РФ установлены специальные правила, регулирующие трудовые отношения иностранных работников с российскими работодателями (глава 50.1 ТК РФ, пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 01.12.14 № 409-ФЗ).

Так, в соответствии со статьей 327.1 ТК РФ на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателемраспространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.

Если иное не установлено федеральными законами, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста восемнадцати лет.

Трудовой договор между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем не может быть заключен, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок. а в случаях, предусмотренных статьей 59 настоящего Кодекса. — срочный трудовой договор .

Согласно статье 327.2 ТК РФ наряду со сведениями, предусмотренными частью первой статьи 57 настоящего Кодекса, в трудовом договоре с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, указываются сведения о:

разрешении на работу или патенте, выданных в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — разрешение на работу или патент), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

разрешении на временное проживание в Российской Федерации. выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — разрешение на временное проживание), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — вид на жительство), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Согласно статье 327.3 ТК РФ наряду с документами, предусмотренными статьей 65 ТК РФ[3] . при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю :

договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;

разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

разрешение на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

При заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства не предъявляют работодателю документы воинского учета. за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

1. Организация может принять на работу временно проживающего на территории РФ гражданина Литвы при условии, что трудовая деятельность данного гражданина будет осуществляться в том же субъекте РФ, в котором ему разрешено временное проживание (за исключением случая, если профессия (должность) данного гражданина предусмотрена в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 28.07.10 № 564н ).

2. В трудовом договоре с гражданином Литвы помимо обязательных сведений, предусмотренных статьей 57 ТК РФ, указываются сведения о разрешении на временное проживание на территории РФ.

3. При приеме на работу гражданин Литвы предоставляет Организации-работодателю документы, указанные в статье 65 ТК РФ, а также копию разрешения на временное проживание на территории РФ.

4. В течение 3-х рабочих дней с момента заключения трудового договора с гражданином Литвы Организация-работодатель обязана уведомить об этом территориальный орган ФМС РФ.

Вопрос. Какие налоговые нагрузки мы понесем в этой ситуации?

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.01 № 167-ФЗ (далее – Закон № 167-ФЗ) застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов[4] в соответствии с Законом № 115-ФЗ), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Из приведенной нормы следует, что временно проживающий на территории РФ иностранный гражданин признается застрахованным лицом в целях применения норм Закона № 167-ФЗ.

При этом нормой пункта 2 статьи 22.1 Закона № 167-ФЗ установлено, что страхователи. указанные в статье 6 настоящего Федерального закона, в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации. а также иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ ), временно пребывающих на территории Российской Федерации, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному настоящим Федеральным законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года — на финансирование страховой пенсии), независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.

Таким образом, если иностранный гражданин имеет статус временно проживающего на территории РФ, то он является застрахованным в ПФР лицом и с выплат в его адрес по трудовому договору должны исчисляться страховые взносы по тарифам, применяемым для граждан РФ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.10 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 326-ФЗ) застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане. лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей. а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Закона № 115-ФЗ ), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», работающие по трудовому договору. в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Таким образом, иностранный гражданин, временно проживающий на территории РФ, признается застрахованным лицом и соответственно с выплат, производимых в его пользу в рамках трудового договора, уплачиваются взносы на обязательное медицинское страхование.

Учитывая, что нормами Закона № 212-ФЗ[5] и 326-ФЗ не установлены особые тарифы для рассматриваемой категории граждан, взносы на обязательное медицинское страхование начисляются по тем же ставкам, которые применяются в отношении российских граждан.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту – Закон № 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями).

Таким образом, иностранный гражданин, временно проживающий на территории РФ, признается застрахованным лицом и соответственно с выплат, производимых в его пользу в рамках трудового договора, уплачиваются взносы на обязательное социальное страхование о временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

При этом, учитывая, что нормами Закона № 212-ФЗ и 255-ФЗ не установлены особые тарифы для рассматриваемой категории граждан, взносы на обязательное социальное страхование начисляются по тем же ставкам, которые применяются в отношении российских граждан.

В соответствии с статьей 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора. заключенного со страхователем. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Поскольку Закон № 125-ФЗ не предусматривает каких-либо исключений, по нашему мнению, иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев. Соответственно, с выплат, производимых в их пользу должны уплачиваться взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве .

Страховые взносы с выплат

Иностранным гражданам, временно проживающим на территории РФ

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей. выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ ставка налога на доходы физических лиц в размере 30 процентов установлена в отношении доходов за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых, в частности, от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Законом № 115-ФЗ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов РФ от осуществления трудовой деятельности на территории РФ облагаются НДФЛ по ставке 13% (пункт 1 статьи 224 НК РФ).

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, доходы иностранного гражданина. временно проживающего на территории РФ, от осуществления трудовой деятельности на территории РФ подлежат обложению НДФЛ.

При этом размер ставки налога (30% или 13%) будет зависеть от налогового статуса данного гражданина.

В свою очередь, организация от которой физическое лицо получил доходы, является налоговым агентом (пункт 1 статьи 226 НК РФ). В связи с этим, на организацию возлагается обязанность по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ с суммы выплачиваемого физическому лицу, дохода.

[1] Федеральный закон от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

[2] В данном Приказе содержится список профессий и должностей, занимая которые иностранный гражданин, временно проживающий не территории РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность за пределами субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на временное проживание

[3] Указанной статьей предусмотрен следующий перечень документов:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

— документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

— справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

[4] в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.02 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ).

[5] Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»