Деньги из трубы

Деньги из трубы. Что потеряет Украина из-за транзитного разрыва с «Газпромом»

Транзит российского газа через Украину стал причиной очередной газовой битвы между Киевом и Москвой. Есть ли у нас шансы на победу?

После аннексии Крыма и начала войны на Донбассе между Украиной и Россией начался очередной виток газовых баталий, которые даже окрестили третьей газовой войной между Киевом и Москвой (ранее кризис возникал в 2004-2005 и 2009 годах). Очередным поворотом в конфликте стал транзитный иск "Нафтогаза" в Стокгольмский арбитраж на "Газпром" в октябре 2014 года. Одним из главных требований Киева является компенсация Москвой предоставленных для транзита объемов газа.

Согласно контракту между "Нафтогазом" и "Газпромом" за 2009 год Россия должна ежегодно транспортировать через Украину не менее 110 млрд кубов газа. тогда как в 2009-2013 годах транзит составлял в среднем 94 млрд кубов, в 2014 и 2015 годах — 62 млрд кубов и 64,2 млрд кубов соответственно (данные "Укртрансгаза").

На днях глава "Нафтогаза" Андрей Коболев заявил, что общая сумма претензий к "Газпрому" именно с транзита достигла $8,2 миллиарда. Однако в отчете компании за 2015 год значится другая сумма. В официальных документах говорится о более чем $11,7 млрд.

Отметим, что во время нового газового обострения, Киев подал в Стокгольмский арбитраж два иска против "Газпрома". Кроме транзитного, в июне 2014 года был подан иск на $12 млрд по контракту на поставку газа.

На сегодняшний день общая сумма претензий Киева к Москве составляет $25,7 млрд. Эта сумма накопилась за все время существования контракта между "Нафтогазом" и "Газпромом" относительно транзита российского газа через Украину, начиная с 2009 года.

Битва тарифов. Сколько Россия платит за газовый транзит через Украину

В своем транзитном иске Украина также требует у Москвы признать, что цену на транзит российского газа нужно поднять .

Сейчас тариф составляет $2,73 за тысячу кубов газа на 100 км. Для того, чтобы он стал "справедливым" Национальная комиссия по энергетике и коммунальным услугам создала новую схему ценообразования. которая увеличила цену за транзит российского газа до $4,5 за 100 км.

Однако на пути реализации желания Киева есть существенные преграды — согласно контракту, Украина не имеет права в одностороннем порядке изменять цену на транзит, то есть придется вести переговоры с "Газпромом". Министр энергетики и угля Владимир Демчишин уже признал, что они будут сложными. Он также объяснил, что пока этот вопрос не решится Украине, придется брать из России старую цену за транзит газа.

"Цифры не изменятся до тех пор, пока "Нафтогаз" и "Газпром" не подпишут новое соглашение или пока суд Стокгольма не примет соответствующее решение", — резюмировал Демчишин.

Заместитель министра энергетики и угольной промышленности Игорь Диденко сообщил, что "Нафтогаз" ежемесячно получает от российского "Газпрома" более $100 млн за услуги по транзиту российского газа в ЕС через Украину. В свою очередь премьер-министр Арсений Яценюк озвучивал цифру в $2 млрд в год. Цена транзита зависит от стоимости газа, поэтому и сумма регулярно меняется.

Как отмечает член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, из $2 млрд прибыли за транзит российского газа $500 млн тратится на содержание украинской ГТС, остальные $1,5 млд обычно возвращаются России за купленный газ.

Однако в российском министерстве энергетики не раз шантажировали, что планируют вообще отказаться от газового транзита через Украину и продлевать контракт не собираются. Позже российский министр энергетики Александр Новак сообщил, что Москва все-таки планирует продолжать переговоры.

"Не нужно преувеличивать вес поступлений от транзита в целом в бюджет Украины, но в случае обхода Украины корпоративная экономика "Укртрансгаза" перейдет в убыточный режим – объемов внутренней транспортировки не хватит, чтобы содержать такую мощную систему", — считает президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар.

Северный-Южный-Турецкий. Все, чтобы обойти Украину

Настойчивость Москвы в избавлении Киева от транзитных доходов связана с запланированным на 2020 год запуском нового проекта "Газпрома" — газопровода "Северный поток-2". Две нити общей годовой мощностью 55 млрд кубометров пройдут от российского побережья по дну Балтийского моря до Германии. Они дополнят уже существующие 2 нити "Северного потока".

Его строительство идет вразрез с позицией Брюсселя: по мнению вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича, никакие газопроводы в обход Украины не нужны. По словам чиновника, "Северный поток-2" нарушает требования Энергетического союза. Третьего энергопакета и законодательства Евросоюза в сфере энергетики.

Трубопровод задевает интересы не только Украины, но и Болгарии, и Венгрии. Через эти страны в прошлом году Еврокомиссия запретила строить другой российский газопровод в обход Украины — "Южный поток". Теперь же предлагается строить новую ветку Северного, которвый должен принести миллиарды долларов транзитных платежей не Болгарии и Венгрии, а Германии и Чехии.

Безусловно, "Северный поток-2" в первую очередь выгоден для Берлина и, по словам Корольчука, если он будет построен, Украина потеряет более половины транзита. Эксперт считает, что России и Германии удастся договориться.

"Германия сейчас выторговывает, чтобы "Северный поток-2" был построен, но и транзит через Украину остался хотя бы на уровне 30-40 млрд кубов. Таким образом от нас откупаются — будто помогают сохранить транзит, но он упадет в два раза", — объясняет Корольчук.

По мнению Михаила Гончара, о "Северном потоке-2" вообще говорить рано. В условиях санкций и отсутствия согласия Еврокомиссии банки не будут рисковать партнерством с "Газпромом", а сам "Газпром" не способен реализовать проект. хотя есть действительно существенная поддержка со стороны Берлина.

"Германия позиционирует этот проект как только деловой. Хотя фактически он нарушает фундаментальные принципы безопасности поставок газа в ЕС. В ситуации со вторым "Северным потоком" мы и увидим, какую цену имеют европейские энергетические ценности", – подчеркивает Гончар.

В последние годы "Газпром" преследовали неудачи. В декабре 2014 года монополист был вынужден отказаться от строительства "Южного потока" в обход Украины. Позже Турция и Россия договорились строить газопровод "Турецкий поток". однако и этот мега-проект оказался под угрозой из-за сбития Турцией российского истребителя и кризиса российско-турецких отношений.

Что ждет Украину в Стокгольме

Вице-президент Еврокомиссии Марош Шевчович сообщил, что в этом году точно не стоит ждать решения Стокгольмского арбитража.

"Как я понимаю, это не произойдет в этом году, поэтому нам необходимо начинать подготовку к осенне-зимнему периоду (2016-2017)", — сказал он.

Несмотря на срок окончания судебного разбирательства, существуют острые моменты, которые уже сейчас отмечают участники процесса.

Так, транзитный контракт не содержит пункта "качай или плати", подобного "бери или плати" по контракту на поставку газа. То есть, строгого обязательства "Газпрома" оплатить определенный объем транзита нет .

В контракте 2009 года значится, что "Газпром" должен прокачать через Украину не менее110 млрд газа ежегодно. На первый взгляд, этот пункт выглядит оптимистично.

Однако, есть пункт 3.2 транзитного договора, который отмечает, что конкретные объемы транспортируемого за год газа должны быть зафиксированы в дополнительных договорах. Если же такие договоры не подписаны, главная задача "Газпрома" — удовлетворить потребности газа у европейских покупателей. Его количество должно подтверждаться независимыми аудиторами.

"В договоре нет конкретного обязательства для Москвы. Ни разу не подписывались дополнительные соглашения об определенном объема газа", — объясняет Корольчук.

По словам эксперта, Россия таким образом подстраховывалась, чтобы не брать на себя ответственность за конкретные цифры. Так, в компании всегда могут сказать, что мы осущиствили транзит через Украину газа – ровно столько, сколько заказали европейские компании в то время, когда "Газпром" перенаправил часть транзита другими трубопроводами.

В свою очередь Гончар считает, что перспективы в Стокгольмском суде по транзиту неплохие, ведь в договоре значится именно конкретный объем "не менее 110 млрд". Кроме того, предварительную судебную историю "Газпрома" вряд ли можно назвать успешной .

"Почти 100% дел против "Газпрома" не заканчивались в его пользу. Они долго пытаются демонстрировать мощь и жестко стоять на своем, но когда чувствуют, что дело оборачивается против них, сразу предлагают мировое соглашение", — заключает эксперт.