Банкам дали инструкции по обналичиванию

Банкам дали инструкции по обналичиванию

ЦБ пытается перекрыть схемы незаконного обналичивания через платежных агентов и «Почту России». Банкам даны новые детальные инструкции по выявлению таких операций и противодействию им. Все схемы это не перекроет, но существенно увеличит нагрузку на банки. Кроме того, часть возлагаемых на банки обязанностей и вовсе должны осуществлять госорганы.

Новые рекомендации о повышении внимания банков к отдельным операциям клиентов вчера были опубликованы в «Вестнике Банка России». Они касаются контроля банков за деятельностью компаний—платежных агентов (принимают розничные платежи от населения, в том числе через терминалы), а также компаний, отправляющих со своего банковского счета почтовые переводы физлицам. Именно в этих областях, как ранее сообщали представители Росфинмониторинга (см. «Ъ» от 23 марта), сосредоточились основные риски незаконного обналичивания средств. Теперь появились инструкции по противодействию этим схемам.

Суть обналичивания через платежных агентов в следующем. Получая от граждан наличные, агенты не зачисляют их на спецсчета в банках, как положено по закону, или зачисляют, но неполностью. Неучтенные наличные они продают тем, кто в них нуждается, в обмен получая от последних через фирмы-прокладки безналичные средства на свои расчетные счета. С них же они и рассчитываются с поставщиками услуг, которые тоже в нарушение закона спецсчета для таких расчетов не открывают. В своих рекомендациях ЦБ указывает банкам на желательность тщательного контроля за использованием как специальных, так и расчетных счетов их клиентов из числа платежных агентов и поставщиков услуг, а при нарушении требуемых режимов — отказывать им в расчетах. Если нарушение происходит дважды в год — закрывать счета.

Почтовым операциям банковских клиентов ЦБ в том же «Вестнике» посвятил отдельные рекомендации. Суть схемы — в использовании банковских счетов юрлицами-резидентами для аккумулирования на них средств, поступающих от значительного числа юрлиц, которые в дальнейшем переводятся на счета филиалов «Почты России» для выдачи в наличной форме физлицам в отделениях почты. Как указано в рекомендациях ЦБ, клиенты, проводящие такие операции, как правило, имеют признаки фирм-однодневок. Для противодействия этой схеме ЦБ советует банкам запрашивать у юрлиц, отправляющих большое количество почтовых переводов физлицам, договор, заключенный такой компанией с «Почтой России», и основания для выплат физлицам в рамках этого договора.

«Это позволит убрать из банков как минимум тех, кто избегает заключения договора с „Почтой“, чтобы не тратиться на оплату ее услуг, что косвенно подтверждает злой умысел клиента»,— отмечает глава отдела финмониторинга банка из топ-50. Также банкам рекомендовано тщательно следить за такими операциями корпоративных клиентов, направлять о них информацию в Росфинмониторинг (при обнаружении необычного характера сделок). А в случае непредставления запрошенной информации следовать тем же двум сценариям, что и в отношении сомнительных операций платежных агентов.

Четкие указания о том, как бороться с описанными схемами, ЦБ дает банкам впервые. И хотя они носят рекомендательный характер, на практике банки обычно стараются следовать антиотмывочным письмам ЦБ, указывают банкиры. «Более того, соблюдение новых рекомендаций ЦБ сделает факты проведения таких сомнительных операций известными Росфинмониторингу, который, в свою очередь, может провести расследование и сообщить об этом в правоохранительные органы»,— добавляет руководитель службы финмониторинга банка из топ-20.

Впрочем, реализовать рекомендации не всегда будет просто. «В сложные многоходовые цепочки банки вникать не будут, предложенные ЦБ рекомендации помогут побороть лишь более или менее простые схемы»,— уверен член экспертного совета Института финансового планирования Алексей Гусев. «У нашего клиента многопрофильный платежный бизнес: он осуществляет пополнение электронных кошельков, оплату ЖКХ, мобильной связи, интернета и т. д.»,— говорит один из банкиров. «Если цепочка будет запутанной, разобраться, когда, кому и за что он перечислил средства и те ли это средства, которые он получил от населения, особенно если у него много счетов в разных банках, будет непросто»,— поясняет он. Кроме того, как указывает господин Гусев, некоторые рекомендации избыточно расширяют круг антиотмывочных обязанностей банкиров. «По закону о платежных агентах отслеживать корректность зачисления выручки на спецсчета обязаны налоговики, а не банки»,— отмечает он.

Комментарии ( 1 )


Регулятор констатирует, что в результате его надзорной деятельности наблюдается уменьшение объема операций по обналичиванию денежных средств с использованием банковских счетов, но на этом фоне «недобросовестными хозяйствующими субъектами и физическими лицами используются альтернативные незаконные схемы». Так, документ Центробанка № 9-МР предлагает кредитным организациям план борьбы с незаконной обналичкой, в которой участвуют платежные агенты (юридические лица, кроме кредитных организаций, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц по договору с поставщиком товаров/услуг, — операторы по приему платежей, а также юрлица и индивидуальные предприниматели, принимающие такие платежи по договору с операторами, — платежные субагенты).

ЦБ обеспокоен тем, что платежные агенты в нарушение профильного закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (103-ФЗ) зачастую не сдают в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет либо сдают не в полном объеме полученные от плательщиков денежные средства, а передают их третьим лицам — заказчикам налички, которые «оплачивают» ее получение «в том числе путем проведения многочисленных транзитных операций через счета большого количества организаций для их последующего зачисления на расчетные счета платежных агентов» (те в свою очередь используют для расчетов с поставщиками уже «прокрученные» таким образом денежные средства). Поставщики же в рамках этой схемы не используют при приеме платежей от платежных агентов специальный банковский счет, а принимают денежные средства на другие свои банковские счета (что также является нарушением 103-ФЗ). Как подозревает регулятор, целями вышеописанных операций по обналичиванию могут являться уклонение от уплаты налогов, отмывание доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма.

В целях минимизации вовлечения в осуществление противоправной деятельности кредитным организациям рекомендуется при обслуживании платежных агентов и поставщиков относиться с повышенным вниманием к соблюдению ими режима использования специального банковского счета. Допустимые операции по такому счету прописаны в 103-ФЗ. В частности, для специального банковского счета платежного агента это зачисление принятых от физлиц наличных денежных средств; зачисление денег, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета. В законе отмечается, что «осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается». Поставщик в свою очередь должен принимать платежи только со специальных банковских счетов платежных агентов на соответствующий свой специальный счет.

В случае нарушения платежным агентом или поставщиком режима использования специального банковского счета (например, при незачислении платежным агентом на свой специальный банковский счет полученных от плательщиков наличных денежных средств в полном объеме, осуществлении расчетов с поставщиками через расчетный счет вместо специального, в том числе с использованием средств, полученных от «широкого круга третьих лиц», и т. п.) кредитной организации рекомендуется отказать клиенту в проведении операции (такая возможность предусматривается «антиотмывочным» законом 115-ФЗ), а если отказ от подозрительной операции имел место дважды за год — расторгнуть договор.

Эти же санкции ЦБ рекомендует банкам применять к клиентам, уличенным в незаконном обналичивании средств с использованием инфраструктуры Почты России.

Регулятор указывает на выявляемые случаи, когда юрлица-резиденты аккумулируют на открытых в банках счетах денежные средства, поступающие от значительного числа организаций, переводят их на счета филиалов ФГУП «Почта России» с последующей выдачей в наличной форме физическим лицам через почтовые отделения. Как следует из методических рекомендаций ЦБ (документ № 10-МР), банкам стоит насторожиться при наличии у клиента хотя бы одного из подозрительных признаков (размер уставного капитала равен установленному законом минимуму либо только незначительно его превышает; одно и то же физлицо является учредителем и руководителем организации и (или) ведет там бухучет; исполнительный орган организации-клиента отсутствует по адресу регистрации либо по нему зарегистрированы также и другие юрлица), а также при необычности операций (отсутствии очевидного экономического смысла и очевидной законной цели) и их транзитном характере (признаки транзитных операций описаны Центробанком в письме от 31 декабря 2014 года № 236-Т: это регулярное в течение длительного периода времени зачисление средств на счет клиента от большого количества других резидентов с последующим списанием этих денег в срок, не превышающий двух дней, при этом деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления и списания, не создает у него обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной).

Возможными действительными целями вышеописанных операций могут являться легализация преступных доходов и финансирование терроризма, либо у них могут быть другие противозаконные цели, считают в ЦБ. Поэтому при выявлении подозрительных признаков банкам предписывается запрашивать у клиента документы, являющиеся основанием для этих операций (в частности, договор, по которому Почта России оказывает клиенту услуги почтовых переводов в адрес физлиц), а также документы, обосновывающие выплату клиентом наличных денежных средств физлицам, реестры получателей переводов, документы об источниках поступления на счета клиентов денежных средств, которые идут на эти выплаты, а также иные документы и сведения, разъясняющие экономический смысл проводимых операций. Банку также рекомендуется присмотреться к другим операциям такого клиента и направлять информацию о необычных сделках в уполномоченный орган.

В случае непредставления клиентом запрошенных документов или сведений банк может отказать в проведении операции, а при двукратном за год отказе рассмотреть вопрос о прекращении обслуживания, следует из документа № 10-МР.

Прямой эфир